Название статьи:
Значение художественной литературы в развитии речи старшего дошкольного возраста | Титова Елена Викторовна. Работа №343938. Номер работы: №343938
Дата публикации:
19.09.2024
Автор:
Титова Елена Викторовна
Описание:
Аннотация. В статье рассматривается значение художественной литературы для развития речи детей старшего дошкольного возраста. Описаны основные методы использования художественных произведений в образовательном процессе для расширения словарного запаса, формирования связной речи и развития коммуникативных навыков у дошкольников. Особое внимание уделено роли воспитателя в организации чтения и обсуждения литературных произведений, а также вовлечении детей в активные речевые практики.
Ключевые слова: художественная литература, развитие речи, дошкольники, словарный запас, связная речь, коммуникативные навыки, воспитатель.
ЗНАЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Титова Елена Викторовна, воспитатель
МАДОУ "Детский сад 33 "Золотой петушок"
Аннотация. В статье рассматривается значение художественной литературы для развития речи детей старшего дошкольного возраста. Описаны основные методы использования художественных произведений в образовательном процессе для расширения словарного запаса, формирования связной речи и развития коммуникативных навыков у дошкольников. Особое внимание уделено роли воспитателя в организации чтения и обсуждения литературных произведений, а также вовлечении детей в активные речевые практики.
Ключевые слова: художественная литература, развитие речи, дошкольники, словарный запас, связная речь, коммуникативные навыки, воспитатель.
Развитие речи является одной из ключевых задач воспитания детей старшего дошкольного возраста, так как именно в этом периоде формируются основные речевые навыки, необходимые для успешного обучения в школе. Важную роль в этом процессе играет художественная литература, которая помогает детям расширять словарный запас, развивать воображение, учиться правильно строить предложения и выражать свои мысли. Через чтение и обсуждение литературных произведений дети знакомятся с миром слов и образов, учатся понимать, анализировать и рассказывать истории.
Художественная литература является мощным инструментом для формирования у детей старшего дошкольного возраста способности к связной речи. При чтении сказок, рассказов и стихотворений дети учатся воспринимать и осмысливать текст, следить за сюжетом и запоминать последовательность событий. Это способствует развитию навыков рассказывания, умению передавать содержание произведений в собственной речи. Например, после прочтения сказки воспитатель может предложить детям пересказать её, что помогает закрепить новый лексический материал и развить способность к последовательному изложению.
Расширение словарного запаса — один из основных аспектов использования художественной литературы в развитии речи дошкольников. Литературные произведения содержат богатый языковой материал, который дети осваивают в процессе слушания и обсуждения. Воспитатель может специально выделять и объяснять новые слова, обогащая речь детей и помогая им усваивать новые лексические единицы. Например, в процессе чтения сказки "Три медведя" дети могут узнать новые слова, связанные с бытом и природой, а затем использовать их в своей речи.
Формирование грамматически правильной речи также активно поддерживается через художественную литературу. Дети, слушая литературные произведения, начинают лучше осознавать грамматические структуры, учатся правильно строить предложения и использовать разнообразные языковые средства. Чтение стихотворений и сказок, насыщенных диалогами, помогает детям освоить разнообразные формы речи, учит их использовать приёмы интонации, правильного ударения и паузирования. Например, через чтение стихов дети учатся лучше воспринимать ритм и мелодику речи, что способствует её выразительности.
Развитие связной речи тесно связано с обсуждением прочитанных произведений. Воспитатель может предлагать детям не только пересказывать услышанное, но и задавать вопросы, которые помогают им рассуждать и размышлять. Вопросы типа "Почему герой поступил так?", "Как ты думаешь, что будет дальше?" стимулируют детей к развитию речевого мышления, учат их выражать своё мнение и строить рассуждения. Важно, чтобы воспитатель помогал детям формулировать ответы на эти вопросы, поддерживая их речевую активность и направляя на более полное и связное выражение мыслей.
Художественная литература способствует не только развитию связной речи, но и формированию коммуникативных навыков у детей. В процессе чтения и обсуждения дети учатся вести диалог, поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них. Совместное обсуждение прочитанных произведений помогает детям развивать умение слушать друг друга, выражать свои мысли и взаимодействовать с окружающими. Например, воспитатель может организовать групповую дискуссию после прочтения сказки, где дети обсуждают поступки героев, делятся своими впечатлениями и учатся выражать согласие или несогласие с мнением других.
Творческое воображение детей также активно развивается через художественную литературу. Литературные произведения помогают детям представлять образы, события и ситуации, что стимулирует их воображение и креативное мышление. Воспитатель может предложить детям придумать продолжение истории, нарисовать иллюстрацию к рассказу или разыграть сценку из произведения, что способствует развитию творческих способностей и умению использовать речь в игровой деятельности.
Роль воспитателя в процессе работы с художественной литературой заключается в том, чтобы не просто читать произведения, но и активно вовлекать детей в речевую деятельность. Важно, чтобы воспитатель создавал условия для обсуждения, задавал вопросы, стимулировал детей к пересказу и придумыванию новых сюжетов. Кроме того, воспитатель должен подбирать произведения, соответствующие возрасту и интересам детей, чтобы поддерживать их интерес к литературе и стимулировать речевое развитие.
Инсценировка и драматизация литературных произведений также являются важным средством для развития речи у дошкольников. Играя роли героев, дети учатся использовать речь в разнообразных ситуациях, тренируют интонацию, развивают выразительность и эмоциональность речи. Например, воспитатель может организовать театральное представление по сказке, где каждый ребёнок играет свою роль и использует речь для выражения эмоций и взаимодействия с другими детьми. Это помогает детям чувствовать себя уверенно в речевых ситуациях и развивает их коммуникативные навыки.
Таким образом, художественная литература играет ключевую роль в развитии речи детей старшего дошкольного возраста. Через чтение, пересказ, обсуждение и драматизацию произведений дети расширяют свой словарный запас, развивают связную речь, учатся выражать свои мысли и взаимодействовать с окружающими. Важно, чтобы воспитатель активно использовал литературу в образовательном процессе, создавая условия для речевой активности детей и поддерживая их интерес к чтению.
Список литературы
Ушакова, О. С. Ознакомление с художественной литературой во взаимосвязи с развитием речи и творчества дошкольников / О. Ушакова // Обруч. – 2015. – № 2.
Форманюк, М. В. Значение художественной литературы в речевом развитии дошкольников / М. В. Форманюк. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 440-441.
Скачать работу
Титова Елена Викторовна, воспитатель
МАДОУ "Детский сад 33 "Золотой петушок"
Аннотация. В статье рассматривается значение художественной литературы для развития речи детей старшего дошкольного возраста. Описаны основные методы использования художественных произведений в образовательном процессе для расширения словарного запаса, формирования связной речи и развития коммуникативных навыков у дошкольников. Особое внимание уделено роли воспитателя в организации чтения и обсуждения литературных произведений, а также вовлечении детей в активные речевые практики.
Ключевые слова: художественная литература, развитие речи, дошкольники, словарный запас, связная речь, коммуникативные навыки, воспитатель.
Развитие речи является одной из ключевых задач воспитания детей старшего дошкольного возраста, так как именно в этом периоде формируются основные речевые навыки, необходимые для успешного обучения в школе. Важную роль в этом процессе играет художественная литература, которая помогает детям расширять словарный запас, развивать воображение, учиться правильно строить предложения и выражать свои мысли. Через чтение и обсуждение литературных произведений дети знакомятся с миром слов и образов, учатся понимать, анализировать и рассказывать истории.
Художественная литература является мощным инструментом для формирования у детей старшего дошкольного возраста способности к связной речи. При чтении сказок, рассказов и стихотворений дети учатся воспринимать и осмысливать текст, следить за сюжетом и запоминать последовательность событий. Это способствует развитию навыков рассказывания, умению передавать содержание произведений в собственной речи. Например, после прочтения сказки воспитатель может предложить детям пересказать её, что помогает закрепить новый лексический материал и развить способность к последовательному изложению.
Расширение словарного запаса — один из основных аспектов использования художественной литературы в развитии речи дошкольников. Литературные произведения содержат богатый языковой материал, который дети осваивают в процессе слушания и обсуждения. Воспитатель может специально выделять и объяснять новые слова, обогащая речь детей и помогая им усваивать новые лексические единицы. Например, в процессе чтения сказки "Три медведя" дети могут узнать новые слова, связанные с бытом и природой, а затем использовать их в своей речи.
Формирование грамматически правильной речи также активно поддерживается через художественную литературу. Дети, слушая литературные произведения, начинают лучше осознавать грамматические структуры, учатся правильно строить предложения и использовать разнообразные языковые средства. Чтение стихотворений и сказок, насыщенных диалогами, помогает детям освоить разнообразные формы речи, учит их использовать приёмы интонации, правильного ударения и паузирования. Например, через чтение стихов дети учатся лучше воспринимать ритм и мелодику речи, что способствует её выразительности.
Развитие связной речи тесно связано с обсуждением прочитанных произведений. Воспитатель может предлагать детям не только пересказывать услышанное, но и задавать вопросы, которые помогают им рассуждать и размышлять. Вопросы типа "Почему герой поступил так?", "Как ты думаешь, что будет дальше?" стимулируют детей к развитию речевого мышления, учат их выражать своё мнение и строить рассуждения. Важно, чтобы воспитатель помогал детям формулировать ответы на эти вопросы, поддерживая их речевую активность и направляя на более полное и связное выражение мыслей.
Художественная литература способствует не только развитию связной речи, но и формированию коммуникативных навыков у детей. В процессе чтения и обсуждения дети учатся вести диалог, поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них. Совместное обсуждение прочитанных произведений помогает детям развивать умение слушать друг друга, выражать свои мысли и взаимодействовать с окружающими. Например, воспитатель может организовать групповую дискуссию после прочтения сказки, где дети обсуждают поступки героев, делятся своими впечатлениями и учатся выражать согласие или несогласие с мнением других.
Творческое воображение детей также активно развивается через художественную литературу. Литературные произведения помогают детям представлять образы, события и ситуации, что стимулирует их воображение и креативное мышление. Воспитатель может предложить детям придумать продолжение истории, нарисовать иллюстрацию к рассказу или разыграть сценку из произведения, что способствует развитию творческих способностей и умению использовать речь в игровой деятельности.
Роль воспитателя в процессе работы с художественной литературой заключается в том, чтобы не просто читать произведения, но и активно вовлекать детей в речевую деятельность. Важно, чтобы воспитатель создавал условия для обсуждения, задавал вопросы, стимулировал детей к пересказу и придумыванию новых сюжетов. Кроме того, воспитатель должен подбирать произведения, соответствующие возрасту и интересам детей, чтобы поддерживать их интерес к литературе и стимулировать речевое развитие.
Инсценировка и драматизация литературных произведений также являются важным средством для развития речи у дошкольников. Играя роли героев, дети учатся использовать речь в разнообразных ситуациях, тренируют интонацию, развивают выразительность и эмоциональность речи. Например, воспитатель может организовать театральное представление по сказке, где каждый ребёнок играет свою роль и использует речь для выражения эмоций и взаимодействия с другими детьми. Это помогает детям чувствовать себя уверенно в речевых ситуациях и развивает их коммуникативные навыки.
Таким образом, художественная литература играет ключевую роль в развитии речи детей старшего дошкольного возраста. Через чтение, пересказ, обсуждение и драматизацию произведений дети расширяют свой словарный запас, развивают связную речь, учатся выражать свои мысли и взаимодействовать с окружающими. Важно, чтобы воспитатель активно использовал литературу в образовательном процессе, создавая условия для речевой активности детей и поддерживая их интерес к чтению.
Список литературы
Ушакова, О. С. Ознакомление с художественной литературой во взаимосвязи с развитием речи и творчества дошкольников / О. Ушакова // Обруч. – 2015. – № 2.
Форманюк, М. В. Значение художественной литературы в речевом развитии дошкольников / М. В. Форманюк. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 440-441.