Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Значение художественной литературы в развитии речи старшего дошкольного возраста | Сорока Марина Валерьевна. Работа №350247. Номер работы: №350247

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Данная статья посвящена роли художественной литературы в развитии речи детей старшего дошкольного возраста. Рассматриваются основные аспекты влияния чтения художественных произведений на речевое развитие детей, включая обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, а также улучшение коммуникативных навыков. Описаны методы работы с художественными текстами, которые способствуют стимулированию воображения и творческих способностей детей. В статье также отмечается, что художественная литература служит важным инструментом формирования эмоциональной сферы ребенка, помогает ему осознавать и выражать свои чувства и переживания. Приводятся рекомендации по использованию художественных произведений в дошкольном образовании для эффективного развития речи детей.

Ключевые слова: художественная литература, развитие речи, старший дошкольный возраст, словарный запас, грамматический строй, коммуникативные навыки, воображение, эмоциональное развитие.

ЗНАЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Сорока Марина Валерьевна, воспитатель

МАДОУ "ДС № 10" Золотая рыбка" г. Мегион ХМАО-Югра

 

Аннотация. Данная статья посвящена роли художественной литературы в развитии речи детей старшего дошкольного возраста. Рассматриваются основные аспекты влияния чтения художественных произведений на речевое развитие детей, включая обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, а также улучшение коммуникативных навыков. Описаны методы работы с художественными текстами, которые способствуют стимулированию воображения и творческих способностей детей. В статье также отмечается, что художественная литература служит важным инструментом формирования эмоциональной сферы ребенка, помогает ему осознавать и выражать свои чувства и переживания. Приводятся рекомендации по использованию художественных произведений в дошкольном образовании для эффективного развития речи детей.

Ключевые слова: художественная литература, развитие речи, старший дошкольный возраст, словарный запас, грамматический строй, коммуникативные навыки, воображение, эмоциональное развитие.

 

Художественная литература оказывает огромное влияние на развитие детей дошкольного возраста, в частности на развитие речи. Чтение художественных произведений обогащает словарный запас, развивает грамотность речи, формирует навыки рассказывания, способствует развитию логики и воображения, а также оказывает позитивное воздействие на эмоциональную сферу ребенка. На старшем дошкольном этапе дети уже обладают определенными речевыми навыками, и именно в этот период важно продолжить их развитие, чтобы подготовить детей к успешному освоению письменной речи в школе.

Художественная литература для детей этого возраста должна быть не только доступной, но и интересной, способствующей развитию речи, мышления и эмоционального интеллекта. С помощью книг дети могут понять, как работает язык, как строятся повествования и какие эмоции передаются через слова.

Влияние художественной литературы на развитие речи детей старшего дошкольного возраста:

Обогащение словарного запаса

.

 

Чтение художественных произведений является одним из эффективнейших способов обогащения словарного запаса детей. В процессе чтения дети встречают новые слова, выражения, фразы, которые используются в различных контекстах, что способствует лучшему пониманию их значений. Важным моментом является то, что эти слова ребенок осваивает не механически, а через эмоциональное восприятие текста, что делает процесс усвоения более осмысленным и эффективным. Это может быть полезно не только для обогащения активного словаря, но и для развития пассивного словаря, который также оказывает большое влияние на развитие речи.

Чтение помогает детям познакомиться с разнообразными стилями речи, различными средствами выражения, что позволяет им лучше понимать и использовать разнообразные речевые формы. Например, сказки и рассказы с элементами диалога развивают у детей способность воспринимать и воспроизводить речь разных персонажей, что улучшает их способности к подражанию, а также помогает лучше ориентироваться в речевой ситуации.

Развитие грамматического строя речи

.

 

Чтение и пересказ литературных произведений оказывает положительное влияние на развитие грамматического строя речи. В процессе прослушивания и повторного проговаривания текстов дети усваивают грамматические структуры, улучшая свою способность строить правильные предложения.

Это особенно важно в старшем дошкольном возрасте, когда речь ребенка должна становиться более сложной и разнообразной. Чтение книг способствует развитию таких аспектов, как правильное использование склонений, спряжений, время и родов, а также формированию связной речи.

Дети учат, как правильно согласовывать слова, как строить сложные предложения, использовать различные синтаксические конструкции. Эти навыки становятся основой для грамотного и логичного общения в будущем.

Развитие коммуникативных навыков

.

 

Чтение художественной литературы помогает детям старшего дошкольного возраста развивать не только лексическую и грамматическую сторону речи, но и коммуникативные навыки. Чтение сказок и рассказов в группе способствует развитию умения слушать, отвечать на вопросы, участвовать в обсуждениях. У детей формируется способность выражать свои мысли и чувства, а также учитывать мнения других. С помощью литературы можно научить детей находить решения в спорных ситуациях, развивать эмпатию и способность учитывать эмоциональное состояние собеседника.

Особенно важно развивать у детей умение пересказывать прочитанное, передавая основные идеи и смысловую нагрузку текста. Этот навык помогает детям формировать структурированную и логичную речь, улучшать память и внимание.

Развитие воображения и креативности

.

 

Художественная литература играет важную роль в развитии воображения ребенка. Прочитанные или выслушанные истории погружают детей в мир фантазий, сказочных образов, необычных событий. Это стимулирует креативное мышление и способность к созданию собственных историй, что в свою очередь развивает речевые и творческие способности. Чтение стимулирует детей к созданию собственных интерпретаций сюжетов, что способствует развитию навыков письменной речи, в том числе написания коротких историй или составления рассказов.

Помимо этого, через книги дети учат свои эмоции и чувства, что развивает их способность к самовыражению и укрепляет эмоциональную грамотность.

Эмоциональное развитие

.

 

Художественная литература помогает ребенку не только обогатить речевой опыт, но и развивать эмоциональную сферу. Через персонажей книг дети учат различать эмоции, сопереживать героям, отражать свои переживания в словах. Это помогает в развитии эмоционального интеллекта, что играет важную роль в социализации ребенка, в его способности строить отношения с окружающими.

Методы работы с художественной литературой

Для того чтобы использование художественной литературы приносило максимальную пользу в развитии речи детей, воспитателям рекомендуется использовать различные методики и подходы.

А) Чтение вслух
Чтение произведений вслух является одним из самых эффективных методов развития речи детей. Важно не только читать книгу, но и активно обсуждать прочитанное, задавать вопросы, которые стимулируют детей к размышлениям и высказываниям.

Б) Пересказ и анализ текста
После прочтения рассказа или сказки важно предложить детям пересказать содержание. Это помогает развить память, внимание и логическое мышление, а также учит детей передавать основные мысли в связной форме.

В) Иллюстрации и диалоги с детьми
После чтения книги можно использовать иллюстрации, чтобы обсудить с детьми, что изображено на картинках, какие персонажи участвуют в истории. Это способствует развитию воображения и обогащению речи.

Г) Творческая деятельность
После чтения произведений можно предложить детям выполнить творческие задания: нарисовать иллюстрацию к сказке, придумать продолжение истории или написать свой рассказ. Это развивает как речь, так и творческие способности.

В заключение можно отметить, что художественная литература играет важную роль в развитии речи старших дошкольников. Чтение книг обогащает словарный запас, помогает развивать грамматический строй речи, улучшает коммуникативные навыки, а также стимулирует развитие воображения и эмоциональной сферы ребенка. Регулярное чтение и работа с литературными произведениями способствуют созданию благоприятных условий для всестороннего развития детей, готовя их к обучению в школе.

 

Список литературы

Гусева, В. Ю. (2019). Развитие речи у детей дошкольного возраста через художественную литературу.

Москва

:

Просвещение

.

Лебедева, М. Н. (2020). Художественная литература как средство речевого развития детей дошкольного возраста.

Санкт-Петербург

:

Речь

.

Рогова, И. Л. (2018). Педагогические подходы к развитию речи через литературу в дошкольном возрасте.

Екатеринбург

:

Уральский

университет

.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×