Значение игровой деятельности в воспитании детей дошкольного возраста | Черникова Олеся Владимировна. Работа №301893
Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры занятия и дидактические, или авто дидактические игры. В первом виде игр ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы.С помощью игр - занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть.
развивается умение ориентироваться в пространстве.
Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширить представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству.
В условиях детского сада педагоги давно и успешно используют игровую форму подачи материала, чтобы дети достаточно легко усваивали необходимое содержание для решения определенных педагогом задач. Для этого используются многочисленные дидактические игры и игрушки, различные виды детских игр как предлагаемые взрослыми, так и традиционно бытующими в детском сообществе.
К сожалению, многочисленные дидактические игры и игровые формы занятий, предлагаемые сегодня, представляют собой очень примитивное обыгрывание определенной ситуации и выступают примером профонации идеи. При создании дидактической игры привлекательность ее для ребенка часто упускается из вида, поскольку все внимание педагога часто направлено на предметное содержание игры. В этом случае вместо дидактических игр, направленных на развитие ребенка, получаются типичные задания – упражнения, мало ориентированные на игру детей по собственному желанию. Для того, чтобы избежать данной ошибки необходимо «заново» понять, что представляет из себя «дидактическая игра», ее роль и место в педагогическом процессе.
Дидактическая игра, по мнению Л. В. Артемовой: «Это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка»[4].
Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры занятия и дидактические, или авто дидактические игры. В первом виде игр ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы: элементы соревнования, и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом. С помощью игр - занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть[22].
развивается умение ориентироваться в пространстве.
Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширить представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. К ним относят лото, домино, игры типа «Лабиринт», пазлы, игры, устроенные по принципу разрезных картинок, складных кубиков и т. п.
Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создается эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатываются быстрота реакции, умение понимать юмор. К таким играм относят: игры – загадки, игры – предположения
Дидактические игры составляются по-разному. В одних есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действия, игровое правило; в других- некоторые составляющие. Поэтому дидактические игры (по классификации Канышевой Н. М.) можно разделить на сюжетно — ролевые и игры — упражнения, которые включают отдельные элементы игры. В сюжетно — ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом, в таких играх внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий и задача обучения им не осознается. В играх- упражнениях она выражена явно.
Некоторые специалисты выделяют группу дидактических игр экологического содержания. Дьяченковой А. выделяет их по существенным задачам:
Игры, показывающие разнообразие среды обитания («Этажи леса»,«Кто, где живет») - включаются понятия, о природных сообществах -могут быть с картинками или макетирование.
Дидактические игры на уточнение знаний о различных климатических зонах (тундра, пустыня);
Дидактические игры, показывающие зависимость внешности живых объектов от среды обитания («Кто летает, бегает, плавает», «Чем питаются», «Чьи следы», у растений — светолюбивые, теневыносливые) моделирование признаков.
Игры с целью закрепления знаний о пищевых отношениях. («Пищевые цепочки», «Кто твой друг»),
Игры связанные с темой «человек и природа». («Цветик - семицветик», «Экологический светофор»),
Независимо от вида, дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений.
Но какой бы ни была дидактическая игра она должна отвечать следующим требованиям:
- отражать реальную картину окружающего мира и быть доступными дошкольниками;
- обеспечивать возможность играть как отдельному ребенку, так и небольшой группе детей;
- позволить ребенку самостоятельно контролировать правильность выполнения задания;
- материалы для игры должны быть прочными, красочно оформленными, привлекательными и отвечать гигиеническим нормам
Итак, особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.