Значение игры в формировании личности ребёнка - дошкольника. | Залевская О.Г., Першина М.Э., Меркулова И.И., Запоточная И.В.. Работа №363116
Огромную и немаловажную роль в развитии и воспитании наших детей, безусловно, мы можем отнести к важнейшему виду деятельности – игре. Игра влияет на формирование личности ребёнка - дошкольника, на его морально – волевые качества, в самой игре ребёнок учится воспринимать мир таким какой он есть, во всех своих красках и проявлениях. Она может существенным образом повлиять на изменения в психике ребёнка. Всеми известный в нашей стране педагог Макаренко А.С. со своей точки зрения характеризовал роль детской игры так: «Игра имеет очень важное значение в жизни каждого ребёнка, имеет такое же значение, какое для взрослого человека имеет любая деятельность, работа, сфера, служба. Таким, каким ребёнок проявляет себя в игре, таким он и будет проявлять себя в работе. Поэтому именно воспитание дошкольника, нашего будущего деятеля существенным образом происходит, именно в детской игре...»
Значение игры в формировании личности ребёнка - дошкольника.
Огромную и немаловажную роль в развитии и воспитании наших детей, безусловно, мы можем отнести к важнейшему виду деятельности – игре. Игра влияет на формирование личности ребёнка - дошкольника, на его морально – волевые качества, в самой игре ребёнок учится воспринимать мир таким какой он есть, во всех своих красках и проявлениях. Она может существенным образом повлиять на изменения в психике ребёнка. Всеми известный в нашей стране педагог Макаренко А.С. со своей точки зрения характеризовал роль детской игры так: «Игра имеет очень важное значение в жизни каждого ребёнка, имеет такое же значение, какое для взрослого человека имеет любая деятельность, работа, сфера, служба. Таким, каким ребёнок проявляет себя в игре, таким он и будет проявлять себя в работе. Поэтому именно воспитание дошкольника, нашего будущего деятеля существенным образом происходит, именно в детской игре...»
Многие психологи с давних пор занимаются изучением игры именно во взаимодействии детей и взрослых, пытаясь отыскать в содержании игры что-то специфическое, сравнивая игру с другими видами детской деятельности. С другой стороны, трактовать игру можно как – удовлетворение своих потребностей в отдыхе. Ребёнок, играя, таким своеобразным образом тренируется, чему-нибудь обучается, развивается. В игре могут проявляться лидерские способности. Можно рассмотреть её и как деятельность, которая дает возможность удовлетворить неосуществленные желания.
Й. Гейзинга, автор произведения классического направления: «Гомо - людекс» («Человек, который любит играть»), подчеркивает тот факт, что игра не имеет под собой какой-либо материальной основы. Мы играем, и мы знаем, в какие игры мы играем или с помощью каких подручных материалов мы играем, значит, мы больше чем просто умные существа, потому что игра – занятие очень умное для ребёнка.
Игра – это та деятельность, которая отличается чем-то новым, своей новизной от повседневных будничных действий. Человеческий мир, наше будущее поколение, вновь и вновь создает свой придуманный идеальный мир, новый быт, который существует рядом с настоящим, реальным миром, миром природы. Игра и красота очень тесно связаны между собой крепкими узами и многообразны в своих проявлениях. Каждая любая игра, это, прежде всего вольная и свободная деятельность.
Игра может протекать сама по себе, случайным или спонтанным образом, или ради удовлетворения, которое возникает в самом процессе исполнений игровых действий.
Игра – это всякая деятельность, которая показывает отношение личности к миру, что ее окружает.
Самостоятельность ребёнка в середине игрового сюжета не имеет границ, она может вернуться в прошлое, заглянуть в будущее и показать нам настоящее, очень много раз повторяя одно и то же действие, которое приносит и удовлетворение, также дает возможность ощутить себя в роли всемогущего и желанного.
В любых играх, в которых играет ребёнок, он прежде всего не обучается жить, а живет уже своей истинной, самостоятельной жизнью.
Наиболее красочными и эмоциональными игры бывают для дошкольников. Очень достоверно это подчёркивал известный исследователь детской игры Д. Б. Эльконин, в игре интеллект ребенка сталкивается с эмоциональным переживанием.
Значение игры для формирования личности ребёнка очень сложно переоценить. Не случайно Л.С. Выготский называет детскую игру «Девятым валом детского развития».
В ней, как и в любой другой деятельности дошкольника осуществляются те поступки, с которыми он может столкнуться в реальном поведении лишь через некоторое время. Совершая поступок плохой или хороший, даже если этот поступок не принёс желаемого результата, ребёнок ещё не знает новых переживаний, которые могут быть связаны с выполнением эмоционального порыва, который сразу был реализован в действии этого поступка.
В игре также могут присутствовать - интуиция, фантазия, мышление. Игровая деятельность ребёнка – дошкольника строится с учётом определённых этапов, в результате которых возникает воображаемая ситуация. Любой предмет ребёнок может пересоздать во что угодно, он становится первым материалом для его воображения. Ребёнку - дошкольнику очень трудно оторвать свою мысль от вещи, поэтому он должен иметь опору в других вещах, для того, чтобы вообразить себе, например, коня, ему необходимо найти палку, как точку для опоры. В этом действии несомненно происходит взаимное переживание и фантазия.
На подсознательном уровне ребёнок отделяет образ реальной палочки, которая требует реальных действий с ней в виде воображаемого коня. Главный мотив классической игры лежит не в результате действия, а в самом процессе, в действии, которое приносит ребенку наслаждение или удовольствие.
С годами, когда все виды деятельности меняются между собой местами, игра становится ведущей и самой господствующей формой построения собственного мира.
Не выигрывать, а играть – такая общая формула, мотивация детской игры.
Игра – это ещё и творческая деятельность, и как настоящее творчество она не может осуществляться без детской интуиции.
В игре ребёнок проходит все этапы становления личности, происходит значительное изменение в его психике, он подготавливается к переходу в новую, более высокую стадию развития. Этим также можно объяснить воспитательную возможность игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольников.
Особое место в жизни детей занимают игры, которые создают они сами, – их называют творческими, или сюжетно – ролевыми. В таких играх дошкольники могут воспроизвести всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых, родителей. Творческая игра формирует личность ребёнка, поэтому является важным средством воспитания.
Дети сами выбирают игру, сами организуют ее, сами устанавливают свои правила. Но в тоже время не в какой другой деятельности нет таких чётких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра помогает воспитывать целенаправленность у детей дошкольников.
В каждой игре ребёнок начинает чувствовать себя не только членом коллектива, но и справедливо и честно оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателей состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих детей на таких целях, которые вызвали бы способствовать для установления контакта между детьми, их отношений, основанных на дружбе, справедливости и взаимной ответственности.
Чему же нас учит игра:
ребёнок учи
тся уважать правила и процедуры;
ребёнок учи
тся принимать во внимание собственные и чужие действия;
ребёнок становится более терпимым
;
ребёнок привыкае
т к мы
сли, что може
т конкурировать с другими, не рассматривая соперника как врага;
ребёнок получает представление
о том, насколько важно быть честным и корректным.
улучшить координацию движений, стать более сильными и гибкими;
развить мышление и творческие способности, способность к концентрации;
научиться следовать указаниям, принимать решения, разрешать конфликты и проблемы;
легко и непринужденно общаться с другими;
научиться
правильно
распределять время, ориентироваться в пространстве и использовать все свои ресурсы.