Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Значение Колымской прозы В.Т. Шаламова. Сборник "Колымские рассказы" | Найдин М.А., Лапина А.А., Шамяунова. А.Ш. Работа №312533

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Шаламовская проза – это не простое художественное явление, которое 

стоит рассматривать как таковое. Это жизнь целого поколения людей, 

которые ни за что становились животными, потому что иначе было не 

выжить. «Колымские рассказы» должны считаться ничем иным, как 

ценностным уроком, который даст читателю любого поколения опыт 

человека, прошедшего настоящий колымский ад. Этот урок даст понять, что 

по-настоящему тяжело, а что можно пережить. И это действительно то 

важное, что должен после себя оставить писатель – часть культуры своего 

времени, которая станет уроком будущим поколениям, который, может, хотя 

бы когда-нибудь приведёт человека к человечности через осознание её 

несостоятельности в прошлом. 

Биография В. Т. Шаламова.

 

Прежде чем говорить о гениальном сборнике «Колымские рассказы», нужно, несомненно, подробнее узнать автора – В. Т. Шаламова.

Варлам Тихонович Шаламов - советский и российский писатель 20-го века. Он прославился благодаря своими «Колымским рассказам», повествующими о нелегкой судьбе людей, которых сломали времена сталинских реформ. Шаламов родился 5 июня 1907 года в городе Вологда, в семье потомственных священников. Варлам научился читать в возрасте 3 лет и с большим интересом изучал все, что находил в семейной библиотеке. По мере того как он становился старше, его литературные предпочтения менялись: он переключался со всевозможных приключений на философские рассуждения. С юных лет будущий писатель отличался стремлением к справедливости, критическим мышлением и тонким художественным вкусом. Под влиянием книг с детства сформировались его идеалы, которые были близки воле народа.

Свои первые стихи Шаламов написал, будучи ребёнком. В возрасте 7 лет его отдали в гимназию, но учебный процесс был прерван из-за начавшейся в стране революции, поэтому мальчик окончил учёбу только в 1924 году.

Окончив гимназию, Варлам отправился в Москву и вступил в ряды столичного пролетариата: он устроился на фабрику и в течение двух лет практиковал навыки дубильщика на кожевенном заводе. С 1926 по 1928 год писатель учился в Московском государственном университете, изучал советское право, однако, узнав о «социально неугодном» происхождении парня, его исключили. Таким образом, репрессивная машина впервые атакует биографию писателя.

С какого же момента начались его заключения и аресты? В 1927 году Варлам Тихонович стал участником акции протеста, которая была посвящена десятой годовщине начала Октябрьской революции, и вместе с группой подпольных троцкистов вышел с лозунгом «Долой Сталина!», тем самым потребовав возврата к фактическим установлениям Ильича. В 1929 году за участие в этой акции Шаламов впервые был заключен в тюрьму и «без суда и следствия» отправлен в исправительный лагерь как "социально вредный элемент" сроком на 3 года. С этого момента начинаются все его долгие тюремные муки, которые продолжались до 1951 года. Свой первый срок писатель отбывает в Вишлаге, куда прибыл первым этапом из Бутырской тюрьмы в апреле 1929 года. Там, вместе с другими заключёнными, он участвует в возведении в Березняках химического комбината. В конце отбывания наказания Шаламов возвращается в Москву, где начинает зарабатывать на жизнь писательством, сотрудничая с журналами и газетами. В 1936 году ему снова напомнили о его «грязном троцкистском прошлом» и обвинили в контрреволюционной деятельности. Однако, на этот раз его приговорили к 5 годам, а в 1937 году отправили в Магадан на золотые прииски. В 1942 году, когда срок осуждения Варлама Тихоновича подходил к концу, ему и другим заключенным было отказано в освобождении до конца Великой Отечественной войны. Кроме того, его постоянно обвиняли в других преступлениях, «вшивая» новые термины в другие статьи («антисоветские высказывания», «дело юристов» и т.д.). На протяжении многих лет он также умудрялся лежать в больничных бараках в качестве «доходяги», неспособным ни к какой работе. В 1945 году вместе с группой заключенных Шаламов пытался совершить побег, но это только портит ситуацию, и для наказания его отправляют в штрафной прииск.

Как только Варлам снова оказывается в больнице, он остается там в качестве ассистента, а затем получает направление на курсы для фельдшеров. После завершения обучения в 1946 году Варлам Тихонович остается работать в больницах лагерей на Дальнем Востоке до конца своего срока. После освобождения он еще полтора года проработал в Якутии, копя деньги на покупку билета до Москвы, в которую вернулся только в 1953 году.


История создания сборника

 

Отсидев свой первый срок, Варлам начал работать журналистом в профсоюзах Москвы. В 1936 году его первый художественный рассказ был опубликован на страницах журнала "Октябрь". 20-летнее изгнание сильно повлияло на творчество писателя: стихи, написанные им за это время в лагерях, впоследствии легли в основу цикла «Колымские тетради» (представлен сборником, который включает в себя шесть книг: «Синяя тетрадь», «Сумка почтальона», «Лично и доверительно», «Златые горы», «Кипрей» и «Высокие широты»). В общей сложности в сборник вошло около пятисот стихотворений, написанных на Колыме и восстановленных по памяти из числа более ранних.

Работу над «Колымскими рассказами» - своей главной книгой - Шаламов начал в 1954 году, когда жил в Калининской области, работал бригадиром на торфяном болоте. Он продолжил его, переехав в Москву после реабилитации (1956) и закончив в 1973 году.

«Колымские рассказы» по праву считаются программным произведением Варлама Тихоновича. Этот сборник рассказов состоит из 6 циклов и посвящен годам беззакония в сталинских лагерях. В этом сборнике писатель описывает жизненный путь и переживания людей, которые были сломлены системой. Писатель считает, что человек, лишенный надежды, поддержки и свободы, измученный непосильной работой, голодом и холодом, теряет свое истинное лицо и человечность, в нем умирает способность к дружбе, взаимному уважению и состраданию, когда вопрос выживания выходит на первое место.

Тему своей книги Шаламов определил так: «художественное исследование страшной реальности», «новое в поведении человека, низведенного до уровня животного», «судьба мучеников, не бывших и не умевших стать героями». Он характеризовал «Колымские рассказы» как «новую прозу, прозу живой жизни, которая в то же время – преображенная действительность, преображенный документ». Себя Шаламов сравнивал с «Плутоном, поднявшимся из ада».

«Доверие к беллетристике подорвано… Сегодняшний читатель спорит только с документом и убеждается только документом… Собственная кровь, собственная судьба – вот требование современной литературы», – писал Шаламов.


Анализ сборника на примере рассказов сборника

 

Сам сборник многогранно от рассказа к рассказу раскрывает положение дел и принципы жизни в лагерях, заключённых, которым «тюрьма… казалась лучшим местом на земле». Здесь сошлись все всадники Апокалипсиса: Чума (рассказы «Хлеб», «Тифозный карантин»), Смерть (практически каждый рассказ, самые яркие, пожалуй, – «Дождь», «На представку») и Голод («Сухим пайком», «Ночью»). Война же здесь представлена борьбой со своей человеческой природой. Как говорил Булгаков: «Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые.» Вот и здесь нет ни одного злого человека – лагерные условия и окружающие люди, которые тоже подстроились под условия, сделали их такими. Несчастливыми, похожими на животных. Разложили их и умертвили.

Смерть. Это то, что мрачной нитью сшивает все рассказы сборника в одно одеяло. Одеяло, о котором герои рассказов могут только мечтать. Она, наступая то на одного, то на другого, лишает света всех, но она же и освобождает раздавленных. Умершие больше не должны скитаться по лагерям, выполняя непосильный нормальному человеку труд. Они все – ненормальные люди, которых такими сделали другие. Другие люди и смерть.

Но никто из них не понимает того, что с ними произошло. Они не должны этого понимать, чтобы не сойти с ума и сохранить хотя бы кусочек рассудка. Смерти слишком много, чтобы воспринимать её как что-то ужасное. Она здесь – обычное дело.

Как-то коногон Наумов проигрался в карты и решил сыграть «на представку». Никаких мало-мальски ценных вещей у него с собой не оказалось, но он не растерялся – решил сыграть на чужую. У Гаркунова как раз была достойная ставка – вязаный свитер, последний подарок жены перед отправлением в лагерь, с которым он не расставался никогда и «даже сушил на себе». То человеческое, что осталось в Гаркунове, не дало ему просто так снять и отдать вещь, которая стала единственным напоминанием о прошлой жизни: «Не сниму… Только с кожей…». Практически так и вышло. Подручный Наумова зарезал Гаркунова и помог своему «начальнику» продолжить игру. Ужасно? Нет, здесь это в порядке вещей.

Но то был азарт – надо же людям хоть иногда развлекаться. А вот есть человек хочет всегда. Особенно, когда выдают по горсти крупы нескольких видов да кусочек хлеба на пару дней, как в рассказе «Сухим пайком». Там же рассказчик впервые вводит уравнение, в котором до знака равно стоит человечность, а после – сытость. И не может человек, который давно не ел, не стать животным: «Все человеческие чувства – любовь, дружба, зависть, человеколюбие, милосердие, жажда славы, честность – ушли от нас с тем мясом, которого мы лишились за время своего продолжительного голодания.»

Но даже если не рассматривать человеческую духовность – сытый человек и чувствует себя здоровее, и работает лучше. И казалось бы, хоть до этого кому-то должно быть дело. Однако – увы. Даже из тифозного карантина людей (или то, что от них осталось) ведут на работу. Куда – они узнаю́т уже почти по прибытии. Вот и в рассказе «Хлеб» 20 человек заключённых узнали, что работать сегодня идут на хлебозавод. Радовались все, но особенно – рассказчик и веснушчатый парень, которых вдвоём взяли внутрь таскать кирпичи после перекладки печи. Это, пожалуй, один из немногих рассказов, которые не пропитаны кровью. Он пропитан арестантским счастьем работы в помещении, теплом и запахом хлеба. Может ли сейчас осчастливить этот «запах горящего масла и поджаренной муки» среднестатистического человека? Вряд ли. А тогда мог. И осчастливил. Но дилемма немного в другом.

Да, голод заставляет человека радоваться даже хлебу – это понятно. Но кого повели работать на хлебозавод? Людей, больных тифом – заболеванием, которое ослабляет человека, не даёт ему спокойно спать, есть и существовать в целом. Заболеванием, от которого кашляют кровью, теряют аппетит и умирают. Заболеванием, которое передаётся через еду и воду. Но разве это может что-то значить, когда «товарищ» по бараку приносит буханку хлеба и предлагает разделить её перед сном? Разве можно от такого отказаться, когда уже несколько месяцев не ел хлеба? Когда вокруг убивают ради меньшего? Вряд ли кто-то смог бы отказаться.

На то, чтобы разобрать каждый рассказ хотя бы тезисно, уйдёт не один десяток листов бумаги. Но «Колымские рассказы» нужно не разбирать, а читать – хотя бы для того, чтобы осознать другую сторону жизни. Жизни по ту сторону лагерного забора, в которой завидуют покойникам, донашивают за ними одежду и доедают за ними хлеб.


Заключение

 

Шаламовская проза – это не простое художественное явление, которое стоит рассматривать как таковое. Это жизнь целого поколения людей, которые ни за что становились животными, потому что иначе было не выжить. «Колымские рассказы» должны считаться ничем иным, как ценностным уроком, который даст читателю любого поколения опыт человека, прошедшего настоящий колымский ад. Этот урок даст понять, что по-настоящему тяжело, а что можно пережить. И это действительно то важное, что должен после себя оставить писатель – часть культуры своего времени, которая станет уроком будущим поколениям, который, может, хотя бы когда-нибудь приведёт человека к человечности через осознание её несостоятельности в прошлом.

На самом деле, написанное Шаламовым – это большой подвиг. Не каждый поэт, писатель, музыкант и человек какого-либо другого искусства рискнёт передать боль целого поколения «социально вредных элементов» по обе стороны забора: больных тифом животных, потерявших всё человеческое с одной, и любящих жён и матерей, а также дочерей, отрекшихся от своих далёких близких с другой.

"Помните, самое главное: лагерь - отрицательная школа с первого до последнего дня для кого угодно. Человеку - ни начальнику, ни арестанту не надо его видеть. Но уж если ты его видел - надо сказать правду, как бы она ни была страшна. [...] Со своей стороны я давно решил, что всю оставшуюся жизнь я посвящу именно этой правде ", - писал Шаламов. Он считал, что его произведения не могут вписаться в традиционные границы русской литературы с ее проповедничеством, учительством и гуманной верой в высокое предназначение человека. "Искусство лишено права на проповедь, - писал Варлам Шаламов. - Искусство не облагораживает, не улучшает людей. Искусство - способ жить, но не способ познания жизни. Новая проза - само событие, бой, а не его описание." Произведения Варлама Шаламова открыли читателю неизвестную жизнь, познакомили с новыми, неизвестными людьми - людьми с вывернутым сознанием.

Но и сейчас человеческое сознание в своём отрицании той же колымской прозы не ввернулось до конца. И, может, не ввернётся никогда. Но Варлам Шаламов надеялся, что это случится, и его примеру не последует ни один писатель. И вообще ни один живой человек. Ни по свой воле, ни по чужой. И если уж во что-то и верить после прочтения «Колымских рассказов», то почему бы и не в свободу?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1) Варлам Шаламов - биография, жизнь и смерть поэта // Биограф URL: https://biographe.ru/znamenitosti/varlam-shalamov/ (дата обращения: 22.03.23).
2) Варлам Шаламов - биография поэта, личная жизнь, портреты, стихи, книги // Культура. РФ URL: https://www.culture.ru/persons/9884/varlam-shalamov (дата обращения: 22.03.23).
3) В. Шаламов. Колымские рассказы :: История создания // writerstob.narod.ru URL: http://writerstob.narod.ru/library/sh/shalamov/kolym_story/00_history_of_creation.htm (дата обращения: 20.03.23).
4) О прозе // shalamov.ru URL: https://shalamov.ru/library/21/45.html (дата обращения: 17.03.23).
5) "Плутон,поднявшийся из ада": Варлам Шаламов и его "Колымские рассказы" // СОЮЗ URL: https://www.soyuz.ru/articles/1346 (дата обращения: 22.03.23).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×