Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Значение логопедических игр в развитии речевых навыков у детей с речевыми нарушениями | Шмакова Цанка Стояновна. Работа №344545. Номер работы: №344545

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена роли логопедических игр в процессе коррекции речевых нарушений у детей. В ней раскрывается важность игрового подхода в развитии речевых навыков, а также предлагаются конкретные примеры игр, которые могут быть использованы в логопедической практике. Описываются механизмы, посредством которых игры помогают детям преодолевать сложности в речи и усваивать новые языковые модели.

Ключевые слова: логопедические игры, речевые нарушения, коррекция речи, речевые навыки, развитие речи, дети с ОВЗ, игровой подход, речевая терапия.

Значение логопедических игр в развитии речевых навыков у детей с речевыми нарушениями

 

Шмакова Цанка Стояновна, учитель-логопед

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 3 им. Б.А. Феофанова»

 

Аннотация. Статья посвящена роли логопедических игр в процессе коррекции речевых нарушений у детей. В ней раскрывается важность игрового подхода в развитии речевых навыков, а также предлагаются конкретные примеры игр, которые могут быть использованы в логопедической практике. Описываются механизмы, посредством которых игры помогают детям преодолевать сложности в речи и усваивать новые языковые модели.

Ключевые слова: логопедические игры, речевые нарушения, коррекция речи, речевые навыки, развитие речи, дети с ОВЗ, игровой подход, речевая терапия.

 

Логопедические игры играют ключевую роль в процессе развития речевых навыков у детей с речевыми нарушениями. Этот метод является эффективным и доступным средством коррекции, поскольку основан на игровом взаимодействии, которое привлекает внимание ребенка, делает процесс обучения более увлекательным и позволяет достигать стабильных результатов. Дети, особенно дошкольного возраста, лучше усваивают информацию через игру, так как игровая деятельность является ведущей в этот период. Именно через игровые ситуации ребенок овладевает новыми навыками, закрепляет полученные знания и учится использовать их на практике.

Для детей с речевыми нарушениями игры становятся не просто средством развлечения, но и важным инструментом в развитии их речевой активности. Одним из главных преимуществ логопедических игр является их способность снижать уровень напряжения и тревожности у ребенка. Многие дети с нарушениями речи могут испытывать затруднения и стеснение в общении, что делает их менее уверенными в себе. В игровой форме такие дети получают возможность расслабиться, и их речевая деятельность начинает проявляться более свободно.

Одним из эффективных способов развития речевых навыков являются игры на звукопроизношение. Например, игра «Повторяй за мной» предлагает ребенку повторять слова и фразы за учителем-логопедом, при этом каждое правильно произнесенное слово может сопровождаться положительным подкреплением, например, похвалой или жетоном, который потом можно обменять на награду. Эта игра помогает ребенку закреплять правильное произношение звуков, работать над артикуляцией и ритмом речи.

Логопедические игры могут быть направлены не только на коррекцию произношения, но и на развитие лексико-грамматического строя речи. Например, игра «Собери предложение» предполагает работу с карточками, на которых изображены разные предметы, действия и лица. Ребенок должен составить из них логическое предложение. Такая игра способствует формированию грамматических навыков, учит детей правильно строить фразы и употреблять слова в соответствующих формах. Плюсом таких игр является то, что они стимулируют активное использование словарного запаса и расширяют лексический репертуар ребенка.

Одним из распространённых и эффективных методов в логопедии является игра «Рифмы». Учитель-логопед предлагает ребёнку подобрать слова, рифмующиеся с предложенными. Это может быть как простое соотнесение рифм, так и составление коротких стихотворений. Такая игра помогает не только развивать фонематический слух, но и способствует формированию у ребёнка навыков ритмического и интонационного произношения.

Игры с предметами, в том числе настольные, также занимают важное место в логопедической практике. Например, игра с мячом может стать полезной для тренировки речевых дыхательных упражнений. Учитель-логопед предлагает ребенку произнести слово или звук на выдохе, одновременно бросая мяч. Эта игра помогает детям контролировать дыхание во время речи, что важно для правильного произношения звуков.

Игра «Угадай, кто я» направлена на развитие описательной речи и активизацию словарного запаса. В этой игре ребенок должен задавать вопросы или описывать объект, который он представляет, а другие участники пытаются угадать, что это за объект. Этот тип игры развивает навыки постановки вопросов, структурирования предложений, а также помогает развивать словарный запас ребенка и учит его описывать предметы и явления более точно.

Особенно важно использовать логопедические игры для детей с задержкой речевого развития (ЗРР). В таких случаях игровые ситуации должны быть максимально простыми и понятными, но при этом направленными на активизацию речи ребенка. Например, игра «Секретное слово» помогает активизировать речь детей с ЗРР. Учитель-логопед произносит слово, а ребёнок должен назвать слово, которое связано с первым по смыслу. Эта игра развивает у детей навыки ассоциативного мышления, что способствует улучшению связности речи.

Кроме того, логопедические игры могут быть интегрированы в различные виды деятельности, такие как музыка, рисование или физическая активность. Это особенно полезно для детей, которые имеют сложности с концентрацией внимания и поддержанием интереса к чисто речевым упражнениям. Например, игра «Поющий диктор» объединяет музыку и речь: ребёнок поёт слова или фразы, что помогает улучшить дикцию, развить ритмическое и интонационное разнообразие речи.

Таким образом, игры становятся неотъемлемой частью логопедической работы с детьми, помогая не только улучшить речевые навыки, но и повысить мотивацию к занятию. Использование игровых методов позволяет создать атмосферу доверия и комфортной работы, в которой дети могут открыто проявлять себя и свои способности, не опасаясь сделать ошибку.

Важно отметить, что логопедические игры эффективны только при систематическом и целенаправленном подходе. Регулярное повторение и закрепление новых навыков в игровой форме способствует тому, что ребенок начинает применять эти навыки в повседневной речи. Учителю-логопеду важно подобрать такие игры, которые соответствуют индивидуальным особенностям каждого ребенка, учитывая уровень его речевого развития и психологические особенности.

Завершая, можно сказать, что логопедические игры играют ключевую роль в развитии речевых навыков у детей с речевыми нарушениями. Они позволяют сделать процесс коррекции речи увлекательным, доступным и эффективным, способствуют развитию уверенности в общении и формируют положительное отношение к процессу обучения.

 

Список литературы

Тюряпина

Н

.

Ф

.

Использование

речевых

игр

для

развития

речи

дошкольников

//

Инновационная

наука

. 2019.

6. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-rechevyh-igr-dlya-razvitiya-rechi-doshkolnikov

(

дата

обращения

: 20.09.2024).

Худаярова

Д

.

М

К

.

З

начение

логопедических

игр

в

развитии

коммуникативных

навыков

у

дошкольников

с

заиканием

// SAI. 2022.

1.

URL

:

https

://

cyberleninka

.

ru

/

article

/

n

/

znachenie

-

logopedicheskih

-

igr

-

v

-

razvitii

-

kommunikativnyh

-

navykov

-

u

-

doshkolnikov

-

s

-

zaikaniem

(

дата

обращения

: 20.09.2024).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×