Значение логопедических игр в развитии речевых навыков у детей с речевыми нарушениями | Дзюба Евгения Евгеньевна. Работа №346614. Номер работы: №346614
Аннотация. Логопедические игры — это важный инструмент в коррекции речевых нарушений у детей. Они служат не только средством развития речи, но и важным элементом воспитательной работы в детском саду. Через игровые формы дети учат звуки, строят правильные фразы, развивают слуховую и зрительную память, внимание и мышление. Особенно актуальными такие игры становятся для детей с речевыми нарушениями, так как они позволяют через игру устранять дефицит в развитии различных компонентов речевого процесса. В статье рассматриваются значение логопедических игр в процессе развития речи у детей с речевыми нарушениями, виды игр и их влияние на речевые навыки, а также роль педагога в организации логопедической работы.
Ключевые слова: логопедические игры, развитие речи, речевые нарушения, коррекция речи, воспитание, речевые навыки, игровая методика, детский сад, слуховая память, внимание, логопед.
ЗНАЧЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Дзюба Евгения Евгеньевна, учитель-логопед
МКДОУ Детский сад № 21 "Радуга", Ставропольский край,
с. Кочубеевское
Аннотация. Логопедические игры — это важный инструмент в коррекции речевых нарушений у детей. Они служат не только средством развития речи, но и важным элементом воспитательной работы в детском саду. Через игровые формы дети учат звуки, строят правильные фразы, развивают слуховую и зрительную память, внимание и мышление. Особенно актуальными такие игры становятся для детей с речевыми нарушениями, так как они позволяют через игру устранять дефицит в развитии различных компонентов речевого процесса. В статье рассматриваются значение логопедических игр в процессе развития речи у детей с речевыми нарушениями, виды игр и их влияние на речевые навыки, а также роль педагога в организации логопедической работы.
Ключевые слова: логопедические игры, развитие речи, речевые нарушения, коррекция речи, воспитание, речевые навыки, игровая методика, детский сад, слуховая память, внимание, логопед.
Коррекция речевых нарушений у детей — одна из важнейших задач, стоящих перед современным педагогом, особенно в условиях дошкольного образования. Нарушения речи могут иметь различные формы, такие как дизартрия, алалия, заикание, дислалия и другие. Эти расстройства требуют тщательной работы, включающей различные методики, среди которых особое место занимают логопедические игры.
Игры с речевым компонентом дают возможность ребенку не только узнать и научиться правильному произношению звуков, но и активно развивать речь в контексте живого общения. Они делают процесс обучения более увлекательным и продуктивным, позволяют включить в занятия эмоциональную составляющую, что делает их более эффективными для детей с речевыми проблемами.
Роль логопедических игр в развитии речи у детей с речевыми нарушениями
Развитие речевых навыков через игру. Игра является естественной формой деятельности для ребенка. Логопедические игры используют это качество для формирования и коррекции речевых навыков. Они помогают детям активно включаться в процесс обучения, создавая ситуационные предпосылки для практики речевых навыков. В отличие от традиционных упражнений, игры предоставляют детям большую степень свободы, что способствует их более глубокой мотивации к участию в занятиях.
Игры для формирования фонематического восприятия. Например, дети могут играть в игру "Угадай, какой звук", где они должны услышать и правильно воспроизвести звук. Это развивает слуховое восприятие и помогает детям научиться различать звуки, что особенно важно при лечении дизартрии или других нарушений произношения.
Игры для тренировки правильного произношения. Логопедические игры помогают ребенку учиться правильному произношению звуков, а также их сочетаниям. Например, игра "Звуковая прогулка" или "Звуковые поезда", в которых ребенок, играя, повторяет нужные звуки или слова, направляют детей на правильное произношение.
Формирование грамматических навыков. Игры могут быть направлены на улучшение грамматического строя речи. Для этого используются игры на составление предложений, на правильное использование форм слов. Например, дети могут использовать карточки с картинками, которые помогут им составить простые и сложные предложения, что способствует развитию их грамматических навыков.
Игры для развития синтаксиса. В таких играх дети могут складывать предложение из различных слов, в том числе используя карточки с изображением действий, предметов и характеристик. Таким образом, они учат грамматическое построение фраз, а также осваивают правильное использование падежей, времен и других морфологических форм.
Развитие словарного запаса. Логопедические игры активно развивают словарный запас ребенка. В них часто используются новые для детей слова, которые они учат в игровой форме. Это может быть выполнено через игры на ассоциации, угадайку, пополнение коллекции слов и другие виды.
Игры для активного пополнения словарного запаса. В игре «Что где растет?» дети могут изучать новые слова, связанные с природой, животными, профессиями. Это помогает детям узнавать новые понятия и активно их использовать в речи.
Игры на развитие понимания слов. В игре «Какой предмет я описываю?» дети могут по очереди описывать предметы, а другие должны их угадать. Это помогает формировать правильное использование слов, их классификацию и обогащение речи.
Развитие коммуникативных навыков. Игры могут стать важным инструментом в развитии коммуникативных навыков у детей. Они учат детей вести диалог, задавать вопросы, отвечать на них, использовать правильные интонации, строить свои высказывания и аргументировать свои мысли.
Игры на развитие диалоговой речи. Например, дети могут играть в «Телефон», в котором один ребенок шепчет короткое предложение другому, и так далее по кругу. Такая игра развивает активную и пассивную речь, улучшает понимание сказанного и помогает детям научиться четко формулировать свои мысли.
Виды логопедических игр. Логопедические игры можно классифицировать по их целям и задачам, которые они ставят перед детьми. В зависимости от цели они могут быть направлены на:
Формирование фонематического восприятия:
«Звуковая линейка» (определение и воспроизведение звуков).
«Звуковой лес» (игра на различение и воспроизведение звуков).
Коррекцию произношения:
«Звуковой поезд» (повторение звуков и слов).
«Палочки для произношения» (игра с использованием предметов для развития артикуляции).
Развитие словарного запаса:
«Что не так?» (анализ картинок и выбор неправильного).
«Путешествие по сказкам» (изучение новых слов через персонажей).
Развитие грамматических навыков:
«Фразовые головоломки» (построение предложений).
«Грамматический конструктор» (составление предложений).
Роль педагога в организации логопедической работы
Педагог, работающий с детьми с речевыми нарушениями, должен быть не только профессионалом в области логопедии, но и уметь создавать игровую среду, в которой дети будут развиваться. Важно использовать индивидуальный подход к каждому ребенку и учитывать его особенности восприятия и уровня развития.
Организация игрового пространства: Педагог должен организовать занятия так, чтобы ребенок мог активно участвовать в игре. Это требует от логопеда знания различных методик и технологий.
Мотивация: Важно, чтобы ребенок был заинтересован в процессе, поэтому игры должны быть увлекательными и разнообразными.
Оценка прогресса: Логопедическая работа не должна ограничиваться только игровыми заданиями. Важно регулярно оценивать результаты работы и корректировать занятия в зависимости от прогресса ребенка.
Логопедические игры играют ключевую роль в коррекции речевых нарушений у детей. Они позволяют не только развить правильное произношение звуков, но и улучшить грамматическую структуру речи, словарный запас, внимание и память. Через игру дети учат язык, а также получают навыки общения, что особенно важно для детей с речевыми проблемами. Важно помнить, что успех работы с детьми с речевыми нарушениями во многом зависит от подхода педагога, его способности создавать мотивирующую и поддерживающую среду для ребенка.
Список литературы
Тюряпина Н.Ф. Использование речевых игр для развития речи дошкольников // Инновационная наука. 2019. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-rechevyh-igr-dlya-razvitiya-rechi-doshkolnikov.
Ширикова Оксана Александровна Творческие игровые приёмы в логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи // Сибирский педагогический журнал. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskie-igrovye-priyomy-v-logopedicheskoy-rabote-s-doshkolnikami-s-obschim-nedorazvitiem-rechi.
Шкатова, Е. А. Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие пространственных представлений у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи в структуре дошкольного образовательного учреждения / Е. А. Шкатова, А. В. Шкурина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147). — С. 625-627. — URL: https://moluch.ru/archive/147/41201/.