ЗНАЧЕНИЕ НАРОДНЫХ ИГРУШЕК В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | Скорнякова Диана Ивановна . Работа №330079
В данной статье приводится значение народных игрушек в развитии детей дошкольного возраста. В работе рассматриваются теоретические основы народных игрушек в развитии детей дошкольного возраста, а также теоретико-практическая характеристика народных игрушек в развитии детей дошкольного возраста. ABSTRACT
This article presents the importance of folk toys in the development of preschool children. The paper examines the theoretical foundations of folk toys in the development of preschool children, as well as the theoretical and practical characteristics of folk toys in the development of preschool children.
Ключевые слова: народные игрушки, дошкольный возраст, дошкольник, воспитание, игра, культура.
Key words: folk toys, preschool age, preschooler,education, game, culture.
УДК 37
ЗНАЧЕНИЕ НАРОДНЫХ ИГРУШЕК В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Скорнякова Диана Ивановна
студент, кафедра дошкольного и начального образования,
Ставропольский государственный педагогический институт,
РФ, г. Ставрополь
E-mail: skornyakova.dianka@mail.ru
Войнова Инна Маратовна
Кан. пед. наук, доцент кафедры дошкольного образования, воспитания и предшкольной подготовки,
Ставропольский государственный педагогический институт,
РФ, г. Ставрополь
LABOR EDUCATION OF CHILDREN OF EARLY PRESCHOOL AGE
Skornyakova Diana
Student, Department of Preschool and Primary Education,
Stavropol State Pedagogical Institute,
Russia, Stavropol
Voynova Inna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Preschool Education, Upbringing and Pre-school Training,
Stavropol State Pedagogical Institute,
Russia, Stavropol
АННОТАЦИЯ
В данной статье приводится значение народных игрушек в развитии детей дошкольного возраста. В работе рассматриваются теоретические основы народных игрушек в развитии детей дошкольного возраста, а также теоретико-практическая характеристика народных игрушек в развитии детей дошкольного возраста.
ABSTRACT
This article presents the importance of folk toys in the development of preschool children. The paper examines the theoretical foundations of folk toys in the development of preschool children, as well as the theoretical and practical characteristics of folk toys in the development of preschool children.
Ключевые слова: народные игрушки, дошкольный возраст, дошкольник, воспитание, игра, культура.
Key words: folk toys, preschool age, preschooler, education, game, culture.
Народные игрушки играют значительную роль в развитии детей дошкольного возраста, способствуя их физическому, когнитивному, эмоциональному и социальному росту. Взаимодействие с народными игрушками предоставляет детям уникальные возможности для экспериментирования, творчества и обучения.
Исследователи, такие как Ю.Н. Борев, М.С. Каган, Г.Л. Дайн, В.А. Разумный, Л.Н. Столович и другие, отмечают, что игрушки и игры имеют образовательное значение, соответствующее духу народа, и служат средством воспитания и развития у детей чувств, мышления и воображения. [2, с. 96].
Л.Г. Оршанский, изучавший народные игрушки, подчеркивал, что они отражают жизнь взрослых, их верования, страсти, радости, без претензий на педагогическое воздействие на детей. Г.Н. Волков включил понятие "игрушка" в определение народной педагогики. [1].
Народная игрушка является средством передачи жизненного опыта от старшего поколения к младшему. Она сохраняет связь с народным культурным наследием и прошлым, передавая важные аспекты житейского духа. Народная игрушка является своего рода хранилищем народной памяти [3, с. 24].
Работа с народной игрушкой позволяет детям освоить знания о предметах быта, прошлом и настоящем народа, народных промыслах, традициях и русском фольклоре. Они могут рассказывать о народных игрушках, их назначении и способе изготовления.
Народные игрушки играют важную роль в народной культуре и являются ключевым элементом народного воспитания. Они передаются из поколения в поколение и отражают особенности истории, традиций и образа жизни народа. Народные игрушки могут быть выполнены из различных материалов, таких как дерево, глина, ткань, солома и т. д., и обладают разнообразными формами и символическим значением.
Игра с народными игрушками способствует развитию детской фантазии, моторики, координации движений и воображения. Это позволяет детям погрузиться в аутентичную народную культуру и лучше понять свои истоки. Игра с народными игрушками помогает детям развивать навыки общения, сотрудничества и творческих способностей. [4].
Использование народных игрушек в дошкольном возрасте имеет множество педагогических аспектов, которые способствуют развитию детей:
Развитие культурного понимания
Социальное взаимодействие и коммуникация
Развитие творческого мышления и воображения
Развитие мелкой моторики и координации движений
Развитие познавательных навыков
Упражнение внимания и концентрации
Развитие эмоциональной сферы
Сохранение культурного наследия
Исследователи, такие как Е. И. Покровский, подчеркивают, что игрушки являются первыми средствами воспитания, которые оказывают влияние на формирование характера и интеллекта ребенка. Народная игрушка обладает силой влияния на ребенка через передачу любви, заботы, радости и смеха. Она адаптирована к игровой деятельности, которая является основным выражением духовной жизни ребенка [5].
Традиционная народная игрушка содержит в себе богатую культурную память и представляет ее гораздо глубже и ярче, чем современная игрушка. Рассматривая древнюю игрушку, мы можем увидеть скрытую символику, характерную для мифологического сознания крестьянства.
Для успешной приобщения детей к русской народной культуре необходимо правильно организовать образовательно-воспитательный процесс, создать особые условия и обеспечить яркую образность и наглядность, которая позволит детям получать особые ощущения и эмоциональные переживания.
Наконец, использование народных игрушек помогает развивать эмоциональную сферу детей. Они могут использовать игрушки для выражения своих эмоций и чувств, рассказывания историй и игрового исследования различных эмоций и ситуаций. Это способствует развитию эмоционального интеллекта и помогает детям лучше понимать и управлять своими эмоциями.
Таким образом, использование народных игрушек в работе с детьми дошкольного возраста имеет множество педагогических преимуществ. Оно способствует культурному познанию, развитию творческих навыков, мелкой моторики, социальных навыков и эмоциональной сферы детей. Педагоги и родители могут использовать народные игрушки как эффективный инструмент для образования и развития детей, способствуя их всестороннему росту и укреплению связи с культурным наследием.
Список литературы
Волкова Н.Г. Сохраняя традиции: Традиционные севернорусские узоры и техники вязания варежек / Под ред. Е.В. Самойловой, И.В. Светличной.
–
Санкт-Петербург: Общество русской традиционной культуры, 2021.
–
128 с.: ил., схемы.
Дайн, Г. Л. Русская народная игрушка /Г.Л. Дайн. — Москва: Легкая и пищевая промышленность. 1981. — 167 с.
Заскалина, Т.А. Народная тряпичная кукла как средство нравственного воспитания и приобщения к семейным ценностям (на основе опыта работы) / Т. А. Заскалина /
/ Педагогика
сегодня: проблемы и решения: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). – Казань: Молодой ученый, 2017.
–
С. 24–32.
Ковычева Е. И. Народная игрушка: Учеб. - метод. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Народное художественное творчество» – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010.
Морозов И.А. Феномен куклы в традиционной и современной культуре (Кросс-культурное исследование идеологии антропологизма).
–
М.: «Индрик», 2011.
–
352с., ил.