Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Значение оценки как мотива учебной деятельности младшего школьника | Алиева Ирина Ибадовна. Работа №345268. Номер работы: №345268

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается роль оценки как важного инструмента, способствующего мотивации учебной деятельности младших школьников. Оценка влияет на формирование отношения детей к учебе, способствует их саморегуляции и влияет на эмоциональное состояние. В статье освещаются основные подходы к оцениванию, их влияние на мотивацию, а также практические рекомендации для учителей по созданию положительного оценочного пространства. Оценка рассматривается не только как средство контроля, но и как способ поддержки и развития учеников.

Ключевые слова: оценка, мотивация, учебная деятельность, младшие школьники, педагогика, эмоциональное состояние, саморегуляция.

 

ЗНАЧЕНИЕ ОЦЕНКИ КАК МОТИВА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

 

Алиева Ирина Ибадовна, учитель МБОУ

«Средняя общеобразовательная школа №29» г. Химки

 

Аннотация. В статье рассматривается роль оценки как важного инструмента, способствующего мотивации учебной деятельности младших школьников. Оценка влияет на формирование отношения детей к учебе, способствует их саморегуляции и влияет на эмоциональное состояние. В статье освещаются основные подходы к оцениванию, их влияние на мотивацию, а также практические рекомендации для учителей по созданию положительного оценочного пространства. Оценка рассматривается не только как средство контроля, но и как способ поддержки и развития учеников.

Ключевые слова: оценка, мотивация, учебная деятельность, младшие школьники, педагогика, эмоциональное состояние, саморегуляция.

 

Оценка учебной деятельности является одним из основных элементов образовательного процесса в начальной школе. Она не только фиксирует достижения учащихся, но и играет важную роль в формировании их мотивации. Для младших школьников, находящихся на начальных этапах своего образовательного пути, оценка имеет особое значение, так как в этом возрасте формируются первые установки и отношение к учебе.

В условиях современного образования, где акцент смещается с традиционного подхода к оцениванию на более индивидуализированные и развивающие методы, важно рассмотреть, как именно оценка влияет на мотивацию учебной деятельности младшего школьника. Понимание этой взаимосвязи позволит педагогам создать более продуктивную учебную среду, способствующую развитию учащихся.

Роль оценки в образовательном процессе

1. Оценка как средство контроля и диагностики

Оценка является важным инструментом для контроля усвоения учебного материала. Она помогает учителям определить уровень знаний и навыков учащихся, выявить пробелы и направить усилия на их устранение. В этом контексте оценка выполняет диагностическую функцию, позволяя учителю адаптировать свой подход к каждому ученику.

Однако важно помнить, что контроль должен быть обоснованным и конструктивным. Оценка не должна быть единственным критерием успешности ученика; важно учитывать и другие аспекты его развития, такие как творческие способности, коммуникативные навыки и эмоциональное состояние.

2. Оценка как фактор мотивации

Оценка имеет сильное влияние на мотивацию учащихся. Положительные оценки могут служить мощным стимулом для продолжения учебной деятельности и достижения новых целей. С другой стороны, отрицательные оценки могут демотивировать детей, вызывать у них страх перед неудачей и снижать уверенность в собственных силах.

Исследования показывают, что младшие школьники, получающие регулярную и конструктивную обратную связь, проявляют больший интерес к учебе и стремление к самосовершенствованию. Оценка должна быть не просто итогом, а частью образовательного процесса, способствующей развитию ученика и формированию его внутренней мотивации.

3. Эмоциональное воздействие оценки

Эмоциональная реакция на оценку — важный аспект, который педагоги должны учитывать в своей работе. Положительные эмоции, связанные с получением хорошей оценки, способствуют укреплению уверенности и интереса к учебе. Напротив, негативный опыт, связанный с плохими оценками, может привести к развитию тревожности и нежеланию участвовать в учебной деятельности.

Педагоги должны следить за эмоциональным состоянием детей и использовать оценки как инструмент не только для контроля, но и для поддержки. Это может включать в себя похвалу за усилия, encouragement to improve, and constructive feedback on what can be done better.

Подходы к оцениванию и их влияние на мотивацию

1. Формирующее и суммативное оценивание

Формирующее оценивание предполагает постоянный мониторинг успеваемости ученика на протяжении учебного процесса. Оно направлено на выявление сильных и слабых сторон, корректировку методов обучения и создание индивидуальных маршрутов развития. Такой подход помогает детям осознать свои достижения и мотивацию к учебной деятельности, так как они видят, что их усилия приносят результаты.

Суммативное оценивание, в свою очередь, фиксирует достижения ученика в конце определенного периода и часто воспринимается как «вердикт» о его знаниях. Этот подход может вызвать у детей стресс и страх перед получением низких оценок. Поэтому важно комбинировать оба подхода, чтобы создать гармоничную оценочную среду.

2. Индивидуализация оценки

Индивидуализация оценки позволяет учитывать особенности каждого ученика, его уровень подготовки и личные достижения. Это способствует созданию более справедливой и мотивирующей системы оценивания. Педагог может использовать различные методы оценки, такие как портфолио, проектная работа, самооценка, что позволяет каждому ребенку продемонстрировать свои навыки и умения в наиболее удобной для него форме.

Индивидуальный подход также помогает учителю увидеть, что у каждого ученика есть свои сильные стороны и таланты, что способствует их развитию и поддерживает высокий уровень мотивации.

3. Оценка процесса, а не только результата

Фокусировка на процессе обучения, а не только на конечном результате, позволяет создать более мотивирующую атмосферу в классе. Учитель может акцентировать внимание на том, какие усилия прилагает ученик, какие навыки он развивает, какие проблемы решает. Такой подход способствует формированию у детей положительного отношения к учебе и повышает их мотивацию.

Учителя могут использовать такие формы оценивания, как отзывы и рецензии, которые подчеркивают усилия ученика, а не только его достижения. Это помогает детям увидеть ценность своих усилий и учит их радоваться процессу обучения.

Практические рекомендации для учителей

1. Создание положительного оценочного пространства

Учителя должны стремиться создать в классе атмосферу, в которой оценки воспринимаются как часть процесса обучения, а не как наказание. Важно поддерживать положительное эмоциональное состояние детей, поощрять их успехи и конструктивно критиковать недостатки.

2. Разнообразие форматов оценивания

Использование различных форматов оценивания (тесты, проекты, устные выступления, игровые формы) позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся и повышает их интерес к учебной деятельности. Чем более разнообразным будет процесс оценивания, тем больше возможностей у детей проявить свои таланты и навыки.

3. Обратная связь и рефлексия

Регулярная обратная связь помогает ученикам понять, что именно они делают хорошо, а над чем нужно поработать. Учителя должны поощрять рефлексию, позволяя детям осмысливать свои успехи и неудачи. Это формирует у детей навыки саморегуляции и самооценки, что, в свою очередь, способствует повышению их внутренней мотивации.

4. Поддержка со стороны родителей

Сотрудничество с родителями является важным аспектом, способствующим успешному оцениванию. Учителя могут информировать родителей о системе оценивания, объяснять им, как они могут поддержать своих детей в учебной деятельности и создавать дома атмосферу, способствующую развитию мотивации.

5. Профессиональное развитие учителей

Постоянное повышение квалификации и профессиональное развитие учителей помогают им осваивать новые подходы и методы оценивания, что делает процесс обучения более интересным и эффективным. Учителя могут обмениваться опытом и практиками с коллегами, что способствует созданию более эффективной системы оценивания.

В заключение можно отметить, что оценка как инструмент мотивации учебной деятельности младших школьников играет ключевую роль в образовательном процессе. Понимание значения оценки и ее влияние на мотивацию помогает учителям создать более продуктивную и поддерживающую образовательную среду. Оценка должна быть не только средством контроля, но и способом поддержки, который поможет детям развивать свои навыки, уверенность в себе и интерес к обучению. Формирование положительного отношения к учебе в раннем возрасте имеет важное значение для будущих успехов учащихся, и именно от педагогов зависит, как они смогут использовать оценку для достижения этих целей.

 

Список литературы

 

1.Ветренко, С. В. Психология младшего школьника : учебник и практикум для вузов / С. В. Ветренко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.

2.Троицкая, И. Ю. Влияние отметки на учебную мотивацию младших школьников / И. Ю. Троицкая, Е. Н. Рыбакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21.1 (80.1). — С. 132-134.

3.Фридман, Л.М. Психология в современной школе. Для руководителей и работников образования. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 224 с

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×