Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Значение оценки как мотива учебной деятельности младшего школьника | Хаджинова Светлана Васильевна. Работа №354174. Номер работы: №354174

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается роль оценки в мотивации учебной деятельности младших школьников. Автор акцентирует внимание на психологических особенностях восприятия оценки детьми младшего школьного возраста, а также её значении для формирования позитивного отношения к учебе. Освещены подходы к использованию оценки как инструмента развития учебной мотивации, подчеркивается необходимость создания поддержки и положительной атмосферы в процессе оценивания. В статье анализируются методы, позволяющие сделать оценку не только средством контроля, но и стимулом для саморазвития и активного участия учащихся в образовательном процессе.

Ключевые слова: оценка, учебная мотивация, младший школьный возраст, образовательный процесс, учебная деятельность, педагогическое оценивание, позитивное стимулирование.

ЗНАЧЕНИЕ ОЦЕНКИ КАК МОТИВА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

 

Хаджинова Светлана Васильевна, учитель начальных классов

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Гранитненская школа Тельмановского муниципального округа" Донецкой Народной Республики

 

Аннотация. В статье рассматривается роль оценки в мотивации учебной деятельности младших школьников. Автор акцентирует внимание на психологических особенностях восприятия оценки детьми младшего школьного возраста, а также её значении для формирования позитивного отношения к учебе. Освещены подходы к использованию оценки как инструмента развития учебной мотивации, подчеркивается необходимость создания поддержки и положительной атмосферы в процессе оценивания. В статье анализируются методы, позволяющие сделать оценку не только средством контроля, но и стимулом для саморазвития и активного участия учащихся в образовательном процессе.

Ключевые слова: оценка, учебная мотивация, младший школьный возраст, образовательный процесс, учебная деятельность, педагогическое оценивание, позитивное стимулирование.

 

Оценка занимает одно из ключевых мест в образовательной деятельности младшего школьника. На данном этапе развития ребёнка происходит становление его личностных качеств, формируются первые устойчивые учебные привычки, а также отношение к процессу обучения в целом. Для младшего школьника оценка становится не просто индикатором успеха или неуспеха, но и важным мотивирующим фактором, определяющим его эмоциональное восприятие учебной деятельности.

Восприятие оценки детьми младшего школьного возраста имеет свои психологические особенности. Дети этого возраста склонны воспринимать оценку как отражение собственной значимости и признания их усилий. Положительная оценка вызывает у ребёнка радость, гордость за свои достижения и желание продолжать работу, тогда как негативная может вызывать разочарование, чувство неуверенности или даже отказ от попыток достигнуть успеха. Таким образом, важно понимать, что оценка в младшем школьном возрасте должна быть не просто инструментом контроля знаний, но и средством поддержки и стимулирования учебной активности.

Одним из основных принципов успешного применения оценки в учебной деятельности младших школьников является её связь с мотивацией. Оценка должна быть ориентирована не только на конечный результат, но и на процесс выполнения задания. Признание усилий и стараний ученика, даже если его результат пока далёк от идеала, создаёт у ребёнка уверенность в том, что его труд ценен. Это особенно важно для формирования внутренней мотивации, которая со временем становится основой успешной учебной деятельности.

Положительная оценка играет ключевую роль в создании у ребёнка интереса к учёбе и закреплении у него положительного отношения к образовательному процессу. Использование похвалы, доброжелательных комментариев и формативного подхода к оцениванию способствует повышению самооценки ребёнка. Важно отметить, что педагог должен использовать разнообразные формы оценки, учитывая индивидуальные особенности и успехи каждого ученика, чтобы создать условия для равного и справедливого подхода к учащимся.

Негативная оценка также может играть мотивационную роль, но её применение требует высокой педагогической чуткости. Для младших школьников важно, чтобы критика была конструктивной, то есть направленной на поддержку и помощь, а не на указание на недостатки. Например, акцент на том, что ребёнок может исправить ошибки и достичь успеха, помогает избежать демотивации и способствует развитию у него уверенности в своих силах.

Методы оценки, используемые педагогом, могут существенно влиять на мотивацию младших школьников. Традиционная пятибалльная система оценивания в сочетании с современными формами поощрения, такими как отметки за старания, участие в групповом проекте или креативный подход к выполнению задания, позволяет развивать интерес к учебе. Кроме того, использование вербальной и невербальной поддержки, таких как наклейки, сертификаты или аплодисменты, также способствует созданию атмосферы признания и одобрения.

Одним из перспективных направлений в оценочной деятельности младшего школьного возраста является формативное оценивание. Этот подход предполагает активное участие самого ученика в процессе оценки, что способствует формированию навыков рефлексии и самооценки. Учитель может задавать вопросы, позволяющие ребёнку самому анализировать свои успехи и трудности, а также предлагать пути их преодоления. Такая практика формирует у младших школьников осознание ответственности за собственное обучение и усиливает их вовлечённость в образовательный процесс.

Важным аспектом оценки является её влияние на отношения между учителем и учеником. Оценка, которая сопровождается поддержкой, доброжелательностью и вниманием к индивидуальным особенностям ребёнка, способствует установлению доверительных отношений, что в свою очередь положительно влияет на мотивацию школьника. Учитель, который искренне заинтересован в успехах своих учеников и готов помочь им преодолеть трудности, становится для детей важным наставником и примером для подражания.

Таким образом, оценка как элемент образовательного процесса выполняет многофункциональную роль: она служит средством контроля, стимулирует учебную деятельность и способствует личностному развитию учащихся. Для младших школьников значение оценки выходит за рамки формального результата, становясь важным инструментом формирования внутренней мотивации, уверенности в себе и позитивного отношения к учебе. Задача педагога заключается в том, чтобы сделать оценивание инструментом поддержки и развития, способствуя созданию условий, при которых каждый ребёнок сможет почувствовать себя успешным и значимым участником учебного процесса.

 

Список литературы

1. Крылова Д. А. Учебная мотивация младших школьников / Д. А. Крылова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 23 (127). — С. 437-439.

2. Троицкая И. Ю. Влияние отметки на учебную мотивацию младших школьников / И. Ю. Троицкая, Е. Н. Рыбакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21.1 (80.1). — С. 132-134.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×