Значение педагогической рефлексии учителя при выборе стратегии поведения в конфликтных ситуациях | Мой кабинет. Работа №354353
В данной статье рассматривается проблема рефлексивных способностей учителя и профессиональной деятельности педагога при разрешении конфликтных ситуаций. Подробно рассматриваются пять основных способов урегуривания конфликтов и дается определение понятию "рефлексия" и "педагогическая рефлексия". Определяя приоритетный стиль поведения в конфликте, учителю важно понимать, что он должен уметь эффективно использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства педагогического процесса. Оптимальный подход будет определяться конкретной ситуацией, а так же системой профессионально важных качеств педагога.
Значение педагогической рефлексии учителя при выборе стратегии поведения в конфликтных ситуациях
В настоящее время внимание исследователей все больше привлекают проблемы рефлексивных способностей учителя и профессиональной деятельности педагога при разрешении конфликтных ситуаций. О высоких требованиях к личности учителя, ее решающем значении для педагогической работы в целом писали многие отечественные и зарубежные педагоги - А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, А.А. Сухомлинский, И. Гербарт, Я. Корчак и другие. Сложность и многогранность работы педагога общеобразовательного учреждения связана с постоянной необходимостью эффективного профессионального общения не только с группой воспитанников, но и их родителями, а также коллегами и администрацией. Очевидно, что успех профессиональной деятельности учителя во многом зависит от его психологических особенностей, от способности продуктивно разрешать неизбежно возникающие в ходе совместной работы противоречия и конфликтные ситуации.
Что же представляет собой педагогическая рефлексия? Влияет ли её уровень на выбор стратегии разрешения конфликтных ситуаций?
А.А.Бизяева под педагогической рефлексией понимает сложный психологический феномен, проявляющийся в способности учителя входить в активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и к себе как ее субъекту с целью критического анализа, осмысления и оценки ее эффективности для развития личности ученика. Автор выделяет двухплановую концептуальную модель педагогической рефлексии:
1.Операциональный уровень (конструктивно-исполнительские, мотивационные, прогностические аспекты, отражающиеся в рефлексивном сознании).
2.Собственно личностный уровень (профессионально-личностная субъектная ориентация учителя в его деятельности и личностная, субъектная включенность в рефлексивную ситуацию)[1].
Таким образом, рефлексирующий учитель – это думающий, анализирующий, исследующий свой опыт педагог. Это, как сказал Д.Дьюи, "вечный ученик своей профессии" с неутомимой потребностью к саморазвитию и самосовершенствованию.
Отечественный исследователь С.С.Кашлев под рефлексией в педагогическом процессе или педагогической рефлексией понимает процесс и результат фиксирования субъектами (участниками педагогического процесса) состояния своего развития, саморазвития и причин этого.[4 ]
Рефлексия в педагогическом процессе – это процесс самоидентификации субъекта педагогического взаимодействия со сложившейся педагогической ситуацией, с тем, что составляет педагогическую ситуацию: учащимися, педагогом, условиями развития участников педагогического процесса, средой, содержанием, педагогическими технологиями и т.д.
Более точное определение профессиональной рефлексии дает Е.Е.Рукавишникова. Под профессиональной рефлексией она понимает психологический механизм профессионального самосовершенствования и самоактуализации, проявляющийся в способности специалиста занимать аналитическую позицию по отношению к себе и профессиональной деятельности.[7]
В.А. Сухомлинский пишет о том, что чаще всего конфликт в педагогической деятельности возникает тогда, когда педагог думает о ребенке несправедливо. [2] Рефлексия не может быть присуща авторитарному педагогу. «Лишь личность, обладающая педагогической рефлексией, которая предполагает не просто знания или понимание другого, но знание того, как другой понимает «рефлексирующего» индивида, – пишет в своей концепции педагогических способностей Н.В.Кузьмина, – способна импровизировать в образовательном процессе» [5, с. 44].
Конфликт имеет определенные временные ограничения и в итоге разрешается тем или иным способом. Форма разрешения конфликта во многом зависит от стиля поведения личности в напряженной ситуации. Е.В. Буртовая отмечает, что данную часть конфликта называют «эмоциональной стороной» и считают ее наиболее важной [2].
Трудовую деятельность учителя отличает высокий уровень сложности. Особенно это касается конфликтных ситуаций во взаимодействии с воспитанниками, поэтому поиск правильного и эффективного решения в напряженных ситуациях педагогической деятельности приобретает для воспитателя особую значимость.
К.Томас полагает, что в целом поведение личности в напряженной ситуации определяется одной из ведущих тенденций: кооперацией, предполагающей ориентацию на интересы других или напористостью, при которой человек центрируется на личных интересах. Соответственно этим двум основным измерениями К. Томас выделяет пять способов регулирования конфликтов [8, с.6]:
соперничество
(конкуренция)
приспособление
компромисс
избегание
сотрудничество
При выделении способов регулирования конфликтов важно учитывать предрасположенность воспитателя к тому или иному стилю деятельности в напряженных ситуациях: [8]
Соперничество (соответствует авторитарному стилю)
-
характерно активное отстаивание собственной позиции
Избегание (соответствует попустительскому или ригидному стилю)
-
характерно стремление уклониться от задачи разрешения конфликта
Приспособление (соответствует конформному стилю)
-
характерно стремление выработать решение, удовлетворяющее коллектив
сотрудничество (соответствует конструктивному или диалогическому стилю)
-х
арактеризуется тем, что вы вместе с учащимися ищите пути совместного решения проблемы, удовлетворяющего обе стороны
компромисс (
в равной мере включает направленность педагога на совместные и индивидуальные, а также на пассивные и активные действия при разрешении конфликта)
-
характерен поиск способов разрешения конфликта, основанных на взаимных уступках
.
Определяя приоритетный стиль, учителю важно понимать, что он должен уметь эффективно использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства педагогического процесса. Оптимальный подход будет определяться конкретной ситуацией, а так же системой профессионально важных качеств педагога.
В основе любого конфликта лежат противоречия, которые могут возникать как в процессе межличностного взаимодействия индивида, так и внутри структуры самой личности. При этом противоречия, вызывающие конфликт не всегда носят объективный характер. Они могут быть обусловлены и субъективными личностными факторами. Психологический анализ конфликта предполагает рассмотрение его структуры, динамики, а так же стилей поведения в конфликтной ситуации.
В нашем исследовании диагностика учителей с помощью методик – «Стратегия поведения личности в конфликтной ситуации» Томаса-Килмана и «Определение уровня сформированности педагогической рефлексии» Е.Е. Рукавишниковой позволила получить данные о том, что доминирующей стратегией поведения в конфликте у педагогов является компромисс и сотрудничество. (Ниже приведены результаты тестирования в процентном соотношении):
Компромисс
39.1%
Сотрудничество
34.7%
Приспособление
17.3%
Избегание
8.6%
Соперничество
8.6%
На итоговой таблице представлена часть результатов исследования, исходя из которых мы можем отследить зависимость выбора преобладающей стратегии поведения в конфликтах от уровня сформированности педагогической рефлексии.
Необходимо отметить, что испытуемые, которые выбрали данные стратегии, имеют высокий уровень педагогической рефлексии (см. таблицу).
Испытуемый
Стратегия поведения в конфликтах
Уровень сформированности пед.рефлексии
Наталья
Компромисс(11)
Высокий 24
Наталья
Сотрудничество+компромисс(9)
Высокий 24
Ольга
Сотрудничество (10)
Высокий 27
Евгения
Приспособление (10)
Ниже среднего 15
Татьяна
Компромисс(12)
Высокий 23
Маргарита
Сотрудничество(11)
Высокий 23
Жанна
Компромисс(11)
Высокий 23
Анна
Сотрудничество)
Высокий 25
Анастасия
Избегание (10)
Средний 20
Светлана
Компромисс (9)
Высокий 23
Ольга
Компромисс (9)
Высокий 26
Юлия
Соперничество (8)
Средний 17
Для выхода в рефлексивную позицию в конфликте необходимо четко самоопределиться по отношению к объекту конфликта, уточнить собственные позиции, зафиксировать содержание конфликта и его развитие, создать единое пространство понимания, стать в позицию по отношению к конфликту как к объекту управления, находиться в настоящем, имея перед собой прошлое и будущее [7]. Такая позиция может привести субъекта к конструктивным рассуждениям, которые связаны с пересмотром своей позиции, своих мотивов, целей и средств, используемых в конфликтном взаимодействии. Установлено, что личностная рефлексия человека, оказавшегося в процессе поиска выхода из проблемной ситуации, характеризующейся неопределенностью условий и многозначностью возможных решений, т.е. в состоянии субъективной конфликтности, будучи обращена на самопознание личности, приводит к переосмыслению ее деятельности. Ситуация противоречия порождает необходимость перестройки собственного «Я», его осуществления в проблемной ситуации, что приводит к появлению личностных образований, к переходу к новому целостному представлению о себе.
Таким образом, рефлексия является необходимым условием адекватного оценивания себя и других, в частности в конфликтной ситуации. Постоянная перепроверка собственных качеств, позиций, самооценок, адекватная оценка своих действий, умение замечать положительные и отрицательные реакции окружающих на свое поведение и определять их причины помогают педагогу продуктивно разрешать конфликты.
Список используемой литературы
1. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: Педагогическая рефлексия. Псков: ПГПИ им. С. М. Кирова, 2004. - 216 стр.
2. Буртовая Е.В. Конфликтология. Учебное пособие.2002.
3. Волков Б.С. Психология педагогического общения: учебник для бакалавров/ Волков Б.С., Волкова Н.В., Орлова Е.А; под общ. ред. Б.С. Волкова. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 333с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс.
4.Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. – Мн.: Университетское, 2000. – 95с.
5. Кузьмина, Н.В. Очерки психологии труда учителя / Н.В. Кузьмина. – Л.: ЛГУ, 1967. – 265 с.
6. Моделирование педагогических ситуаций (Проблемы повышения качества и эффективности общественной подготовки учителя) / Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С.Сухобской — М.: Педагогика, 1981. — 119 с.
7. Рукавишникова Е.Е. Формирование профессиональной рефлексии у студентов медицинского колледжа: Дис. Канд.психол.наук: 19.00.07. Ставрополь, 2000. - 170с.
8. Тюлин М.Ю. Психологический портрет воспитателя, учителя, преподавателя. – Тверь: Твер. Гос. Ун-т, 2006.