Значение различных видов гимнастик в развитии дошкольников | Фомичева Любовь Валентиновна. Работа №331624
Все виды работы по физическому воспитанию дошкольников должны быть по этапными и с учётом всех возрастных закономерностей развития детского организма. При этом, в процессе физического воспитания мы должны решить не только образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений; развитие двигательных и физических качеств, но и привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены и освоение специальных знаний по укреплению здоровья.
У детей с раннего возраста необходимо развивать двигательные качества (ловкость, быстроту, равновесие, глазомер, гибкость, силу, выносливость), но чтобы обладать этими качествами, ребёнок должен пройти их по этапное развитие.
Теоретические основы основы изучения оздоровительных мероприятий детей дошкольного возраста
Основные закономерности развития двигательной активности детей дошкольного возраста
Все виды работы по физическому воспитанию дошкольников должны быть по этапными и с учётом всех возрастных закономерностей развития детского организма. При этом, в процессе физического воспитания мы должны решить не только образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений; развитие двигательных и физических качеств, но и привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены и освоение специальных знаний по укреплению здоровья.
У детей с раннего возраста необходимо развивать двигательные качества (ловкость, быстроту, равновесие, глазомер, гибкость, силу, выносливость), но чтобы обладать этими качествами, ребёнок должен пройти их по этапное развитие.
Задачи первого этапа обучения движению – это знакомство детей с новыми движениями, затем нужно создать целостное представление обо всем двигательном акте и только потом начать его разучивать, выполняя в общих чертах.
Задачи второго этапа – это углубленное разучивание движения. Нужно уточнить правильность выполнения детьми деталей техники, постепенно исправляя имеющиеся ошибки и добиваться правильного выполнения действия в целом.
На третьем этапе обучения задачей является совершенствование сформированного навыка, стимулирование детей к самостоятельному выполнению движения в целом и создание возможностей применения его в играх. Это совершенствование заключается в том, что зрительный контроль сменяется двигательным.
Сформированные двигательные навыки и умения позволяют, экономит физические силы. Если ребёнок делает упражнения легко, без напряжения, то он тратит меньше нервно-мышечной энергии на его выполнения. Благодаря этому создается возможность повторять упражнение большее количество раз, более эффективно влиять на сердечнососудистую и дыхательные системы, а также двигательные качества.
Использование прочно сформированных навыков и умений позволяет осмыслить задачи, возникающие в непредвиденных ситуациях в процессе двигательной, особенно игровой деятельности. Ребёнок, научившийся правильно прыгать в длину с разбега, уже не думает, как ему прыгать через ручей или через ров, в игре «Волк во рву», а о том, как лучше спастись от волка.
Двигательные навыки и умения, сформированные у детей к 7 годам, составляют фундамент для дальнейшего совершенствования их в школе, облегчают овладение более сложными движениями и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте.
У детей дошкольного возраста необходимо формировать умение сохранять правильное положение тела, когда они сидят, стоят, ходят. Правильная осанка имеет большое значение для нормальной деятельности всех внутренних органов и систем организма ребёнка. Она во многом зависит от развития костно-мышечного аппарата, этот навык важно формировать с раннего возраста, как ребёнок научился ходить.
Двигательная сила, быстрота, выносливость во многом зависит от правильной осанки и на оборот, все взаимосвязано. Развивая те или иные качества навыков и умений, мы должны помнить об их закономерности развития. Нельзя научить ребёнка выносливости, если у него нет гибкости и слабо развит опорно-двигательный аппарат.
Объективность оценки физической подготовленности во многом определяется знанием возрастных особенностей и закономерностей развития у дошкольников моторной сферы, в т.ч. физических качеств. Наиболее важными из этих особенностей являются их обусловленность незавершенностью формирования физиологических структур организма и наличие в динамике физического развития ребёнка чувствительных к внешним воздействиям периодов. Характерными для дошкольников считаются также большая изменчивость пропорций тела и неравномерность развития функциональных систем организма. Все это диктует необходимость реализации строго соответствующих возможностям детей методов обучения и диагностики развития двигательных навыков и физических качеств.
Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у дошкольников мышлению, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности, выработке основных гигиенических навыков. В дошкольном возрасте, большое значение для формирования ясных представлений об окружающем мире имеет чувственный опыт ребёнка. В этом периоде игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что ребёнок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих играх, — игра вызывает качественные изменения в психике ребёнка. Игра дошкольника значительно усложняется: в ней приобретается жизненный опыт, все отчетливее прослеживается определённый замысел, проявляется и развивается творческое воображение. С каждым годом в умственном развитии детей все большую роль начинают играть словесные пояснения и задания взрослого.
Одним из важнейших средств воспитания здорового ребёнка являются физические упражнения, подвижные игры и спортивные развлечения. Занимаясь физическими упражнениями с детьми, важно внимательно следить за их здоровьем, обращать внимание на их внешний вид, настроение, самочувствие, утомляемость, аппетит и сон.
Развивая физические качества, навыки и умения ( ловкость, быстроту, равновесие, глазомер, гибкость, силу, выносливость), нельзя забывать и о том, что каждое упражнение ребёнок будет осмысливать только тогда, когда педагог даст ему доступные его возрасту знания об этом упражнении, объяснит для чего они ему нужны, как их нужно выполнять.
Важно, чтобы дети знали о пользе занятий, о значении физических упражнений и других средствах физического воспитания (гигиенические условия, естественные факторы природы, физический труд). Имели представления о технике физических упражнений и методике их проведения, о правильной осанке, а также знали о нормах личной и общественной гигиены. Также детям следует знать название частей тела, направление движений (вверх, вниз, вправо, влево, вперёд, назад и др.), название и назначение физкультурного инвентаря, правила хранения и ухода за ним, правила ухода за одеждой и обувью.
Дети младшего дошкольного возраста ещё не владеют четкими движениями при ходьбе: они не могут ритмично бегать, часто теряют равновесие, падают. Многие из них плохо отталкиваются от пола или земли, бегают , опираясь на всю стопу. Они не могут поднять своё тело даже на небольшую высоту, поэтому им ещё недоступны прыжки в высоту, через препятствие и прыжки на одной ноге. Дошкольники этого возраста охотно играют с мячом, однако движения их ещё недостаточно согласованы, глазомер не развит, им трудно ловить мяч. Они быстро утомляются от разнообразных движений, отвлекаются.
К 4-5 годам движения детей становятся более координированными: они осваивают прыжки, перепрыгивают через препятствия, ловлю мяча. У детей 6-летних появляется лёгкость, бег становится ритмичным, уменьшаются боковые раскачивания; они прыгают в высоту, длину, через препятствия. Осваивают метание мяча в цель; начинает развиваться глазомер. У детей старшего дошкольного возраста по сравнению с младшими тело крепче, пропорциональнее развита мускулатура. У них постепенно доводятся до автоматизма основные движения в ходьбе и беге, улучшается согласованность движений, заметно повышается способность к ручному труду. Благодаря большой устойчивости тела ребёнку становятся доступнее простейшие упражнения в равновесии, беге на ловкость. Дети становятся значительно выносливее, однако им нужно чаще менять исходные положения и разнообразить движения. Их деятельность в этом возрасте постепенно наполняется содержанием и становится более сознательной.
Понятие и виды гимнастик, используемые при работе с детьми дошкольного возраста
Гимнастика – это метод физического развития, способствующий укреплению детского организма.
От физического развития детей, особенно в раннем возрасте, во многом зависит их здоровье и даже в какой-то степени умственные способности. Среди видов спорта, рекомендуемых маленькому ребенку, одно из первых мест занимает детская гимнастика.
Гимнастика представляет собой систему специально подобранных физических упражнений, выполнение которых способствует гармоничному развитию всех групп мышц и общему укреплению здоровья. Регулярные занятия этим видом спорта приносят большую пользу.
В системе физического воспитания ребенка дошкольного возраста выделяются различные виды гимнастики: общеразвивающая (к ней относятся — основная гимнастика, гигиеническая и др., гимнастика со спортивной направленностью, включающая в себя элементы, доступные детям и направленные на повышение их общей физической подготовленности (к ней относятся художественная гимнастика, атлетическая и др., прикладная или лечебная.
1)Основная гимнастика направлена на укрепление здоровья, общей физической подготовленности, закаливание организма, воспитание правильной осанки, укрепление внутренних органов и их систем (сердечно -сосудистой, дыхательной, эндокринной).
В содержание основной гимнастики входят строевые (упражнения в построении и перестроении, общеразвивающие и основные движения. Выполнение физических упражнений проводится на гимнастических снарядах и с использованием физкультурного инвентаря. Под влиянием основной гимнастики улучшается деятельность внутренних органов, усиливается обмен веществ, укрепляется нервно-мышечный аппарат. Отечественные ученые считают гимнастику важным фактором повышения работоспособности, лучшим средством отдыха.
Гимнастика позволяет подобрать упражнения, избирательно влияющие на развитие любых групп мышц, суставов, органов и их систем. Занятия гимнастикой содействуют образованию навыков различной сложности и тем самым предъявляют высокие требования к нервной системе и функциям анализаторов. Для гимнастики характерна точная, дозированная нагрузка, определяемая характером упражнений, темпом их выполнения, анализом и числом Движений, особенностями исходных положений.
Гимнастические упражнения могут быть:
а) динамичными (направленными на более полное использование всех движущих сил при выполнении физических упражнений и одновременное уменьшение сил тормозящих);
б) статическими (они связаны с неподвижным сохранением какого-либо положения тела и его позы). Гимнастические упражнения могут носить анаэробный и аэробный характер (т. е. упражнения, выполняемые при минимальном или максимальном потреблении кислорода).
2)Гигиеническая гимнастика направлена на укрепление здоровья ребенка, воспитание правильной осанки, совершенствование функциональных систем организма. Средствами гигиенической гимнастики являются общеразвивающие упражнения в сочетании с закаливающими: водными, воздушными и солнечными процедурами; массажем и самомассажем.
Гигиеническая гимнастика рекомендуется для всех возрастных групп детей.
3)Художественная гимнастика включает в себя упражнения со спортивной направленностью. Это могут быть упражнения без предметов или с предметами, а также упражнения с неопорными прыжками. Отличительной особенностью художественной гимнастики является связь с музыкой и элементами танца, эмоциональная выразительность движений, их красота и грациозность, что в значительной мере способствует эстетическому воспитанию. Задача педагога состоит в том, чтобы упражнения художественной гимнастики стали доступными детям, а их движения гармоничными, естественными и грациозными. Сочетание движения и музыки, танцевальный характер упражнений придают им яркую динамическую структуру. Для художественной гимнастики характерны упражнения в равновесии, повороты, танцевальные виды ходьбы, бега, прыжков, элементы народного танца, упражнения с предметами (мяч, обруч, ленты, скакалки, булавы, флажки и т. д.). Упражнения художественной гимнастики формируют координацию движений. Они выполняются с разнообразной скоростью и различным напряжением мышц.
В художественной гимнастике широко используется художественное движение — система физических упражнений преимущественно танцевального характера, отличающихся ритмичностью, пластичностью, выразительностью, утонченностью движений. Они органично связаны с музыкой, развивают способность к импровизации. В художественное движение включаются шаги, повороты, вращения, прыжки; при этом создаются композиции, сочетающиеся с определенной музыкой. В дошкольных учреждениях можно использовать доступные элементы художественного движения при проведении разных форм организации двигательной деятельности.
4)К спортивным видам гимнастики относится акробатика (от греч. — «подымающийся вверх»). В дошкольных учреждениях используются отдельные элементы акробатики, в основном это подводящие к акробатическим упражнениям движения, которые подготавливают ребенка к выполнению упражнений в школьном возрасте.
В раннем возрасте акробатические движения выполняются вместе со взрослыми (мамой, папой, воспитателем). К акробатическим видам упражнений относятся упражнения типа: «Стрекоза», «Самолетик», «Ласточка», «Рыбка», «Окошко» и др.
5)Ритмическая гимнастика представляет собой систему физических упражнений, выполняемых под музыку. Ритмическая гимнастика способствует развитию у детей мышечной свободы, выразительности, красоты, грациозности, ритмичности движений. Она развивает музыкальность, формирует чувство ритма.
Ритмическая гимнастика в дошкольных учреждениях включается в разные формы двигательной деятельности: в утреннюю гимнастику, в вводную часть физкультурных занятий или как ритмические блоки в основную их часть и другие виды деятельности.
6)К прикладной гимнастике относится лечебная гимнастика, или лечебная физкультура, направленная на восстановление здоровья. Она используется для улучшения состояния нервной системы, повышения тонуса организма, снятия отрицательных эмоций, улучшения телосложения, исправления осанки.
7)Одним из видов гимнастики является гимнастика пробуждения. Она направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Педагог начинает проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз.
8)Пальчиковая гимнастика - веселое, увлекательное занятие. Пальчиковая гимнастика развивает мозг ребенка, стимулирует развитие речи, творческие способности, фантазию.
Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы, тем лучше ребенок говорит. Руки ребенка, как бы подготавливают почву для последующего развития речи. У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. И у нас с малолетства учили детей играть в "Ладушки", "Сороку – Белобоку", "Козу рогатую". Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.
О пальчиковой гимнастике можно говорить, как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данной гимнастики состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребенка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика – хороший помощник для того, чтобы подготовить руку к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развилась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки.
9)Корригирующая гимнастика в последнее время начала использоваться в дошкольных учреждениях, как форма реабилитации детей 1,5 – 7 лет, имеющих различные патологические и предпатологические состояния.
Причины, определившие внедрение корригирующей гимнастики в дошкольные учреждения многообразны: резкое ухудшение здоровья новорожденных и, как следствие, детей дошкольного возраста; ухудшение экологической обстановки, вызвавшее снижение иммунобиологической реакции ребенка; занятость родителей.
10) Гимнастика для глаз. В современном темпе жизни чрезвычайно важно оставаться здоровым во всех отношениях человеком. Как часто мы не осознаём важность того, что имеем. Мы дышим воздухом и не задумываемся, что, если его вдруг не станет. Не последним в череде необходимых «характеристик» здоровья является нормальное зрение. Смотреть на мир и видеть его красоту – большое счастье. И это счастье человеку дают глаза. А ведь именно через глаза мы получаем 70% информации: мы видим природу, ориентируемся в лабиринтах городов, ездим на транспорте. Глаз очень похож на фотоаппарат, где роль пружинок выполняют мышцы: ослабли пружинки – ослабло зрение. Поэтому мышцам глаз, как и любым другим мышцам нужна гимнастика, которая и тренирует, и снимает напряжение. Для поддержания достойного уровня зрения в нашем детском саду используются: соблюдение светового режима, правильное рассаживание на занятиях, специальная гимнастика для глаз.
11) Дыхательная гимнастика - это комплекс специальных дыхательных упражнений, направленных на укрепление физического здоровья ребенка. Она служит для развития у ребенка органов дыхания, постановки различных видов дыхания, а также профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Дыхательной гимнастикой можно начинать заниматься с детьми, достигшими возраста 4-5 лет.
Известно, что дыхательная гимнастика:
повышает общий жизненный тонус человека, сопротивляемость, закаленность и устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы;
предупреждает застойные явления в лёгких и способствует нормализации физиологического дыхания через нос;
укрепляет дыхательную мускулатуру, увеличивает подвижность грудной клетки и диафрагмы;
стимулирует обмен веществ, благотворно воздействует на эндокринную и сердечно-сосудистую системы, кровообращение;
насыщает организм оптимальным количеством кислорода;
способствует уравновешиванию нервных процессов.
12) Утренняя гимнастика
Ежедневно с детьми проводится утренняя гимнастика. Длительность ее обычно составляет 8 – 10 минут. Как правило, один и тот же комплекс гимнастики повторяется в течение 2 недель.
Основная цель утренней гимнастики – разбудить детский организм от сна, повысить умственную и физическую работоспособность ребенка, улучшить его настроение и подготовить организм к нагрузкам предстоящего дня.
Существует несколько форм проведения утренней гимнастики:
традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений с предметами или без них;
сюжетная
гимнастика
, в которой упражнения связаны одним сюжетом;
игровая
гимнастика
, состоящая из 3-4 подвижных игр;
ритмическая
гимнастика
с использованием танцевальных движений и музыкального сопровождения.
13)Артикуляционная гимнастика.
Движения необходимы не только телу ребенка. Нужна хорошая подвижность органов артикуляции, которая помогает правильно произносить различные звуки.
В детском саду артикуляционная гимнастика проводится ежедневно.
Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции.
Бодрящая гимнастики или гимнастика пробуждения после дневного сна.
Это комплекс мероприятий, облегчающих переход детей от сна к бодрствованию. Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус.
В комплекс бодрящей гимнастики включаются дыхательные упражнения, выполнение простого самомассажа и упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия.
14) Психогимнастика. Современный мир наполнен стрессами. И больше всего стрессам подвержены дети. В настоящее время нагрузки на детей постоянно возрастают, а количество отдыха и эмоциональной и двигательной разрядки уменьшается. Поэтому у детей всё чаще наблюдается утомляемость, вспыльчивость, раздражительность, агрессивность. Здесь на помощь приходит психогимнастика.
Психогимнастика представляет собой специальные занятия, направленные на снижение эмоционального напряжения, коррекцию настроения и поведения детей.
Особенно эти занятия нужны детям с чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, обладающим вспыльчивым или замкнутым характером. Но не менее важно проигрывать эти комплексы упражнений и со здоровыми детьми в качестве психофизической разрядки и профилактики.
Психогимнастика прежде всего направлена на обучение элементам техники выразительных движений и на приобретение навыков в саморасслаблении.
В дошкольном возрасте используются следующие упражнения психогимнастики:
игры со сменой характера движений (например, игра малой подвижности «Совушка»);
упражнения на развитие умения чередовать напряжение и расслабление
мышц (
например, «Солнце и тучка»)
За тучку солнышко зашло,
Стало зябко и темно. (Съёживаемся, обнимая себя за плечи).
Солнце вышло из-за тучки,
Мы теперь расслабим ручки. (Расправляем плечи, расслабляемся).
этюды на имитацию эмоциональных состояний (например, после чтения
сказки«
Машенька
и медведь» взрослый просит ребенка изобразить сердитого медведя, показать, как испугалась Машенька, увидев его, как обрадовались возвращению Машеньки её дедушка и
бкбушка
),
расслабляющие упражнения (например, «Спящий котенок»: ребенок исполняет роль котенка, который ложится на коврик и засыпает),
сочинительство. Предлагаете ребенку вместе с вами сочинить рассказ, который начинается со слов: «Жила была девочка (мальчик), похожая (
ий
)
на тебя. Она очень любила… Ей было грустно, когда… Ей было весело, когда…».
Заключение
Здоровье - это не отсутствие болезней, а физическая, социальная и психическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой, самим собой. Известно, что здоровье взрослого человека формируется с детства. До недавнего времени забота о здоровье детей и взрослых ограничивалась узкими рамками врачебных кабинетов. До сих пор в большинстве случаев вопросы здоровья решаются в плане стабилизации коррекции. Для этого создаются коррекционные классы, медицинские центры и т.д. Это тупиковый подход к проблеме, результат которого сегодня очевиден: низкая грамотность населения по вопросам здоровья, отсутствие культуры здорового образа жизни, понижение возрастных порогов «старческих болезней». Во всем мире считается, что именно здоровье должно быть главной «визитной карточкой» культуры и процветания государства, а индивидуальное здоровье - критерием личной ответственности и самопознания.
Именно поэтому уже в детском саду у ребенка закладывается привычка к здоровому образу жизни, любовь к подвижным играм, физическим упражнениям и прочим видам деятельности, положительно сказывающихся на здоровье детей.