Значение ручного труда для всестороннего развития детей с ОВЗ | Мой кабинет. Работа №352409
Значение ручного труда для всестороннего развития детей с ОВЗ.
В. А. Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальца, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»
Художественный ручной труд – это творческая работа ребёнка с различными материалами. Психолог А. В. Запорожец писал, что способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребёнок активно воссоздаёт художественные образы.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания . Для детей данной категории характерными особенностями развития являются: слабо развитая моторика рук, нарушение слухового восприятия, краткосрочность памяти, рассеянность внимания и.т.д. Поэтому мы ставим перед собой одну из задач - развитие и формирование интеллектуальных способностей.
Этого мы пытаемся достигнуть в разных видах деятельности, в том числе и на ручном труде.
Что развивает у детей ручной труд:
-развивает речь
- повышает сенсорную чувствительность
-развивает воображение, пространственное и логическое мышление
-ручную умелость, мелкую моторику, глазомер
-согласовывает в работе глаза и руки( сенсомоторика)
-формирует умение планировать работу
-развивает волевые качества( усидчивость, терпение, умение доводить начатое дело до конца)
-способствует развитию художественных способностей и эстетического вкуса.
Занятия ручным трудом дает ребенку возможность почувствовать себя мастером, художником, творцом, формирует желание и стремление мастерить своими руками, прививает уважение к чужому труду. Систематические занятия с ребенком— гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.
Для того, чтобы сформировать у ребёнка положительное отношение к труду чрезвычайно важно, чтобы он стал на позицию созидателя, ощутил удовольствие и гордость от результата своего труда.
Учитывая такое огромное значение ручного труда, мы в нашем центре широко используем его в социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних. В кабинете труда, которую мы называем «Творческая мастерская», мы работаем по разным техникам ручного труда и изобразительного искусства.
Наша работа включает в себя несколько разделов, каждый из которых построен на основе какой-то одной техники ручного труда, позволяющий осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку, учитывать их возрастные и интеллектуальные возможности.
В работе учитываем специфику взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями, степень выраженности дефектов, личностные особенности воспитанников, разницу в уровне их развития, возраст. Для повышения заинтересованности, улучшения качества изготавливаемых изделий в программе практических занятий заложен принцип «от простого к сложному».
На занятиях по ручному труду дети работают с различными материалами:
-природный материал( шишки, листья, косточки и семена фруктов и ягод, камушки и.т.д.)
-бросовый материал(коробки , баночки, пряжа, нитки и.т.д.)
-бумага ( различные виды бумаги)
-пластилин.
Практические навыки , полученные в ходе выполнения заданий, технические навыки , приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволяют детям почувствовать свою успешность.
Инструктор по труду филиала
реабилитации для детей и подростков
с ограниченными возможностями
здоровья в Учалинском районе и г.Учалы
Зайнитдинова Г.С.
Значение ручного труда для всестороннего развития детей с ОВЗ.
В. А. Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальца, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»
Художественный ручной труд – это творческая работа ребёнка с различными материалами. Психолог А. В. Запорожец писал, что способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребёнок активно воссоздаёт художественные образы.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания . Для детей данной категории характерными особенностями развития являются: слабо развитая моторика рук, нарушение слухового восприятия, краткосрочность памяти, рассеянность внимания и.т.д. Поэтому мы ставим перед собой одну из задач - развитие и формирование интеллектуальных способностей.
Этого мы пытаемся достигнуть в разных видах деятельности, в том числе и на ручном труде.
Что развивает у детей ручной труд:
-развивает речь
- повышает сенсорную чувствительность
-развивает воображение, пространственное и логическое мышление
-ручную умелость, мелкую моторику, глазомер
-согласовывает в работе глаза и руки( сенсомоторика)
-формирует умение планировать работу
-развивает волевые качества( усидчивость, терпение, умение доводить начатое дело до конца)
-способствует развитию художественных способностей и эстетического вкуса.
Занятия ручным трудом дает ребенку возможность почувствовать себя мастером, художником, творцом, формирует желание и стремление мастерить своими руками, прививает уважение к чужому труду. Систематические занятия с ребенком— гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.
Для того, чтобы сформировать у ребёнка положительное отношение к труду чрезвычайно важно, чтобы он стал на позицию созидателя, ощутил удовольствие и гордость от результата своего труда.
Учитывая такое огромное значение ручного труда, мы в нашем центре широко используем его в социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних. В кабинете труда, которую мы называем «Творческая мастерская», мы работаем по разным техникам ручного труда и изобразительного искусства.
Наша работа включает в себя несколько разделов, каждый из которых построен на основе какой-то одной техники ручного труда, позволяющий осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку, учитывать их возрастные и интеллектуальные возможности.
В работе учитываем специфику взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями, степень выраженности дефектов, личностные особенности воспитанников, разницу в уровне их развития, возраст. Для повышения заинтересованности, улучшения качества изготавливаемых изделий в программе практических занятий заложен принцип «от простого к сложному».
На занятиях по ручному труду дети работают с различными материалами:
-природный материал( шишки, листья, косточки и семена фруктов и ягод, камушки и.т.д.)
-бросовый материал(коробки , баночки, пряжа, нитки и.т.д.)
-бумага ( различные виды бумаги)
-пластилин.
Практические навыки , полученные в ходе выполнения заданий, технические навыки , приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволяют детям почувствовать свою успешность.
Инструктор по труду филиала
реабилитации для детей и подростков
с ограниченными возможностями
здоровья в Учалинском районе и г.Учалы
Зайнитдинова Г.С.