Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Значение русской народной сказки для развития связной речи у детей дошкольного возраста | Точилкина Юлия Валерьевна. Работа №350212. Номер работы: №350212

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Вопрос поддержания интереса у детей к русскому народному творчеству в современной действительности становится особенно важным. Сказка – это восхитительное проявление народного искусства. Ребенок погружается в мир сказок с самых ранних лет, как только начинает слушать. Сказка, рассказываемая в детстве, остается с ним на протяжении всей жизни, являясь источником чудес, радости и воспоминаний. На сегодняшний день трудно найти более эффективный способ воспитания, чем ознакомление детей с устным народным творчеством с раннего возраста. Сказки передают нравственные уроки о сострадании, самоотверженности, эмпатии и любви ко всему живому. Они формируют представление о морали и справедливости, о важности борьбы со злом и обогащают жизненный опыт ребенка.

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДА ДИМИТРОВГРАДА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 57 «ЛАДУШКА» ГОРОДА ДИМИТРОВГРАДА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

(МБДОУ «ЦРР – детский сад №57 «Ладушка»)

 

пр. Автостроителей, д.31, г. Димитровград, 433513

Тел. (84235) 5 74 46, факс (84235) 5 75 64

Филиал: ул. Победы, д.72А, г. Димитровград, 433513

Тел. (84235) 5 35 41

E-mail: super.laduсhka@yandex.ru, http://ladushka73.ru

ОКПО 25373653, ОГРН 1027300544512

ИНН/КПП 7302018286/730201001

 

 

Номинация:

Роль русской народной сказки в приобщении детей к русской культуре

 

 

«Значение русской народной сказки для развития связной речи у детей дошкольного возраста»

 

 

 

Автор методической разработки:

Точилкина Юлия Валерьевна, учитель – логопед

 

 

 

 

 

г. Димитровград, 2024

Вопрос поддержания интереса у детей к русскому народному творчеству
в современной действительности становится особенно важным. Сказка –
это восхитительное проявление народного искусства. Ребенок погружается в мир сказок с самых ранних лет, как только начинает слушать. Сказка, рассказываемая в детстве, остается с ним на протяжении всей жизни, являясь источником чудес, радости и воспоминаний. На сегодняшний день трудно найти более эффективный способ воспитания, чем ознакомление детей с устным народным творчеством с раннего возраста. Сказки передают нравственные уроки
о сострадании, самоотверженности, эмпатии и любви ко всему живому.
Они формируют представление о морали и справедливости, о важности борьбы со злом и обогащают жизненный опыт ребенка.

Русская народная сказка способствует развитию образного мышления
и выразительности речи благодаря своим лирическим вставкам, ярким характеристикам героев, ритмичным мелодиям и диалогам. Эти сказки формируют любовь к родине, знакомят детей с природой, традициями и бытом русского народа. Слушая рассказываемые истории, ребенок овладевает звуками и мелодией родного языка.

С увеличением возраста у ребенка появляется возможность глубже оценить красоту и точность исконно русского языка, восхищаться
его поэтическими особенностями. Таким образом, маленький слушатель
не только изучает русский язык, но и постепенно открывает для себя народную мудрость и культуру.

Если рассмотреть слово «сказка» и найти слова с похожими корнями, можно увидеть, что оно связано с терминами «сказать» и «рассказывать».
Таким образом, сказка — это произведение, которое передаётся устно, представляя собой интересный рассказ как для рассказчика, так и для слушателя. Слово «сказка» начало использоваться с XVII века; до этого употреблялись такие термины, как «байка» или «басня», производные от слова «баять»,
что также означает «рассказывать». Хотя талантливые сказочники всегда встречались в народе, большинство из них остались безымянными. Однако в XIX веке появились личности, которые начали систематически собирать
и каталогизировать примеры устного народного творчества.

Знаменитым собирателем русских народных сказок выступал
А. Н. Афанасьев. В период с 1857 по 1862 годы он составил ряд сборников, посвященных русским народным сказкам. В словаре В. И. Даля сказка описывается как «выдуманная история, необычная и даже невозможная повесть, предание».

Народные сказки представляют собой одно из первых художественных произведений, которые ребёнок слышит в ранние годы жизни. Эти истории
не предназначены исключительно для развлечения. Они выступают в роли мудрого наставника для ребёнка. Каждая сказка содержит важные уроки.
Они знакомят детей с искусством своего народа, а также с его моральными принципами и культурными аспектами.

Сказки формируют у детей позитивные качества, расширяют их словарный запас, способствуют развитию речи, воображения и мышления.

Русские народные сказки открывают перед детьми богатство и красоту русского языка, продемонстрировав, насколько он наполнен юмором, образными выражениями и яркими метафорами. Эти сказания позволяют увидеть силу творческого языка русского народа.

Фольклорные произведения выделяются своим богатством, насыщенностью и выразительностью языка, а также разнообразием интонационных оттенков, что неизбежно сказывается на речи ребёнка. Внедрение устного народного творчества в образовательный процесс создаёт исключительные условия для речевого и мыслительного развития детей, а также для формирования мотивации их поведения и накопления положительного морального опыта в общении с окружающими. Сказки играют важную роль
в ранние годы, помогая детям разобраться с такими сложными аспектами,
как человеческие отношения, позволяя им осознавать и оценивать поступки людей; они могут вызвать как сочувствие, так и осуждение. Кроме того, сказки способствуют формированию адекватного взгляда на мир и помогают выстраивать базовые принципы формирования мировоззрения ребёнка, оказывая значительное влияние на развитие речевых умений и навыков у дошкольников.

Какова же роль русских народных сказок?

Сказки погружают детей в мир удивительных событий и превращений, которые происходят с персонажами, и передают глубокие моральные идеи.
Они воспитывают доброжелательное отношение к окружающим, демонстрируя высокие чувства и стремления. Сказки развивают способность сравнивать
и анализировать, формируют привычку доказывать свою точку зрения, ставя ребенка на место положительного или отрицательного героя, что, в свою очередь, позволяет детям выбирать свою позицию. Тексты обогащают словарный запас, способствуют правильному построению диалогов и влияют
на развитие логичной и связной речи, придавая ей эмоциональную, образную
и привлекательную окраску. Сказки имеют динамичный и мелодичный характер. Быстрое развитие событий гармонично сочетается с повторением. Язык сказок выделяется яркостью и образностью, наполнен множеством сравнений, эпитетов, образных фраз, диалогов, песен и ритмических повторов, что помогает ребенку запомнить их содержание. Поэтому важно использовать сказки
для формирования связной речи у детей дошкольного возраста. Систематическое применение русских народных сказок в обучении детей является действенным способом развития их речи.

Какими сказками познакомим детей, которые еще не пошли в школу?

Сказания о зверях в этих историях участвуют рыбы, животные и птицы, которые ведут беседы, объявляют войны и делают мир. Превращая животных
в персонажей, сказка наделяет их человеческими характеристиками, демонстрирует их привычки и высмеивает недостатки.

Волшебные сказания – это истории, в которых случаются чудеса, захватывающие приключения и мистические превращения. Сюжет таких повествований строится вокруг поиска утраченного или недостатка, который осуществляется с помощью волшебных средств или мистических помощников.

Бытовые сказки – это истории, отражающие повседневную реальность,
в которых красота доброты, честности и благородства конфликтует с такими негативными качествами, как жадность, злость и зависть.

Часто волшебные сказки открываются с использованием так называемых присказок. Их цель – подготовить аудиторию к восприятию сюжета и создать нужное настроение. «Жилабыла на море, в глубоком океане, начинает рассказчик. На острове Кидане растет необычное дерево с золотыми маковками, и по этому дереву прогуливается кот Баюн: когда поднимается,
он поет, а когда спускается – рассказывает сказки. Как же интересно было
бы на это взглянуть! Это пока еще не сама сказка, а только предварительная часть, а основное повествование впереди. Сказание продолжится с утра
до самого послеобеденного чая, после того как отведают мягкого хлебца.
Так что вскоре мы начнем рассказывать сказку…» В большинстве случаев такие присказки наполнены юмором.

Присказка может как завершать, так и не иметь непосредственной связи
с основным сюжетом сказки. Обычно в присказке заходит речь
о самом рассказчике, который может, к примеру, намекнуть на чтото угощение: «Вот тебе история, а мне, к примеру, крынка масла».

Классическим элементом сказки выступает зачин, то есть её начало.
Зачин, аналогично присказке, устанавливает четкую границу между обыденной речью и волшебным повествованием. В этой части также внедряются герои сказки, а также определяются место и время событий. Наиболее часто встречающийся зачин начинается с фраз: «Жилбыл…» или «Жилибыли…».
В сказках с элементами волшебства зачины обладают большей сложностью, например: «В некотором царстве, в некотором государстве жилбыл царь…». Однако иногда сказки могут начинаться непосредственно с описания событий: «Попался, было, бирюк в капкан…».

Сказки обладают уникальными окончаниями, которые подводят итог всему сюжету. Например, в сказке «Зимовье зверей» финал звучит так:
«А бык с товарищами и сейчас продолжает жить в своей хате. Они живут, радуются и обретают благополучие».

В народных сказках часто встречаются повторения, которые, как правило, не являются точными. Наиболее распространённый вариант повторов
это тройное повторение. Например, в сказке «Барин и плотник» крестьянин трижды наказывает барина за его обиду, а в сказке «Иван Быкович» богатырь три ночи подряд сражается на жизнь и смерть с Змеями, каждый раз сталкиваясь
с Змеем, обладающим множеством голов.

В волшебных сказках часто можно обнаружить так называемые устойчивые (традиционные) формулы, которые переносятся из одной истории
в другую. Эти формулы помогают передать устоявшиеся идеи о волшебной красоте, времени и окружающем мире. Например, о стремительном росте героя говорят: «Растет не по дням, а по часам». Сила героя раскрывается
через выражение, используемое для описания битвы: «Направо махнет – улица, налево – переулочек». Бег могучего коня описывается так: «Скачет конь выше леса стоячего, ниже облаков бегущих, озера между ног пропускает, полялуга хвостом устилает». Красота же передается с помощью фразы: «Ни в сказке сказать, ни пером описать». Эти формулы создают волшебную атмосферу
и помогают читателю погрузиться в мир сказочного повествования.

В многочисленных сказках присутствуют поэтические элементы.

Каким образом мы представляем сказки детям в дошкольном возрасте?

Интонации фольклорной речи в устной форме оказываются более убедительными, чем при чтении из книги. Поэтому такие сказки, как «Репка», «Заюшкина избушка» и «Снегурочка», следует рассказывать детям
в их оригинальном виде, избегая искажений посредством свободного пересказа. Более длинные сказки, такие как «Царевналягушка», лучше всего читать
из книги, чтобы сохранить текст и не утратить их художественную ценность. Фольклорная сказка активно использует диалог: многие из них строятся
в основном на диалогических взаимодействиях, как например «Теремок», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Лиса и козёл», «Лисичка со скалочкой»
и другие.

Использование метода многократного повторения, иногда
даже трёхкратного, придаёт процессу повествования ритмическую структуру. Сказки «Репка», «Курочка Ряба» и «Колобок» обладают ярко выраженной ритмичностью.

Этапы знакомства с сюжетом сказки:

Анализ содержания осуществляется в формате «вопрос

ответ»

 

по изученному материалу.

Ознакомление с произведением и изучение иллюстраций.

Работа со словарем (разъяснение новых слов, трактовка пословиц).

Разработка плана

схемы.

Пересказ по данной схеме.

Повторное чтение текста.

Творческие задания на основе сказки: выполнение лексических, грамматических и фонетических упражнений, создание нетрадиционной концовки,

изобретательная

переработка сюжета, введение неожиданных моментов, комбинирование нескольких сюжетных линий.

Каждое соприкосновение со сказкой является также процессом формирования эмоций у ребенка. Ребёнок должен не анализировать, а просто получать удовольствие от услышанного. Важно отметить, что это становится возможным, только если он запомнит текст хотя бы частично.

Таким образом, обсуждение содержания литературных произведений должно не просто затмевать для ребенка только что услышанную сказку, а скорее «осветить» ее со всех сторон. После этого важно еще раз представить (демонстрировать) ее в полном объеме.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×