Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Значение сказкотерапии в развитии детей. "Зачем нужны сказки?" | Иванова Наталья Сергеевна. Работа №303849

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Сказка - это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке. Да и взрослые с удовольствием окунаются в ее чудодейственный и завораживающий мир.

Наверное, как только появилась речь, так сразу сложились и первые истории – сказки. Сказка – это древняя традиция передачи знаний, она является самой короткой дорожкой, по которой взрослый может подойти к внутреннему миру ребенка; это своего рода модель мира вокруг нас. В ней рассказывается о многих жизненных трудностях и проблемах на очень простых и понятных для детей примерах. Сказки, которые мы читаем детям, влияют на их психику, помогают воспитывать в них те или иные черты характера, помогают построить конкретную линию поведения в разных жизненных ситуациях. Эти простые истории учат наших детей отличать плохое от хорошего, добро от зла; они развивают детей ненавязчиво, но целенаправленно. Без сказок было бы тяжело объяснить детям некоторые вещи, а с их помощью они буднично входят в них, и помогают развиваться полноценными людьми. 

 

«Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

Зачем нужны сказки?

Педагог-психолог Иванова Н.С.

 

Аннотация

 

Сказка - это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке. Да и взрослые с удовольствием окунаются в ее чудодейственный и завораживающий мир.

Наверное, как только появилась речь, так сразу сложились и первые истории – сказки. Сказка – это древняя традиция передачи знаний, она является самой короткой дорожкой, по которой взрослый может подойти к внутреннему миру ребенка; это своего рода модель мира вокруг нас. В ней рассказывается о многих жизненных трудностях и проблемах на очень простых и понятных для детей примерах. Сказки, которые мы читаем детям, влияют на их психику, помогают воспитывать в них те или иные черты характера, помогают построить конкретную линию поведения в разных жизненных ситуациях. Эти простые истории учат наших детей отличать плохое от хорошего, добро от зла; они развивают детей ненавязчиво, но целенаправленно. Без сказок было бы тяжело объяснить детям некоторые вещи, а с их помощью они буднично входят в них, и помогают развиваться полноценными людьми. 

 

«Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

 

Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал. Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное реализовать их в повседневной жизни.

Сказка показывает возможные и желательные формы поведения, позволяет переживать эмоции. Действия персонажей вызывают вполне реальные чувства. Она содержит в себе несомненные нравственные ценности: добро всегда побеждает зло; осуждаются и высмеиваются лень, жадность, неряшливость; учит с уважением относиться к хорошим, умелым работникам; ценит ум, находчивость, доброту.

Сказка показывает возможные и желательные формы поведения, является источником, восстанавливающим душевные силы. Возможность использования волшебной силы - это напоминание о том, что для решения любых проблем можно найти дополнительные возможности, позволяет переживать эмоции. Действия персонажей вызывают вполне реальные чувства, а также она обладает силой внушения.

Сейчас многие родители стараются пробудить разум ребенка раньше, чем разбудят его душу. Малышей водят на занятия математикой и иностранными языками еще до того, как ребенок научился ходить и говорить. Встарь забота о детях была иной. Мать, бабушки и старшие сестры пели малышу колыбельные, а отец или дед рассказывал сказки. Так постепенно начинала пробуждаться душа ребенка. Еще не зная многого о мире, он сердцем чувствовал разницу между добром и злом, узнавал о самом важном: что на свете есть дружба, любовь, честь.

Благодаря сказкам в дальнейшем ребенок сможет справляться с трудностями взрослой жизни. Слушая сказки, дети ставят себя на место главного героя. И, если быть внимательным к ребенку, можно понять что его в данный момент тревожит или чего он сейчас боится.
Для родителей сказки – это своеобразный мостик, соединяющий их с ребенком, еще один способ наладить прочную связь со своим маленьким проказником. Начиная с двухлетнего возраста, сказки просто необходимы детям. Сначала они просто их слушают, вникают в суть, запоминают основные моменты, но в дальнейшем они могут сами предложить, как, по их мнению, должна развиваться та или иная сказка. Ребенок будет горд, что придумал, как спасти своего героя или как помочь сбежать от злодеев.
В зависимости от того, что вы хотите донести ребенку в тот или иной момент и нужно подбирать сказки.

Благодаря этим довольно простым и коротким рассказам, дети учатся тому, как нужно вести себя в разных жизненных ситуациях, учатся не бояться трудностей и жизненных проблем.

Поэтому, очень важно выбирать «правильные» сказки, сказки, в которых добро побеждает, а зло проигрывает, или наказывается за свои плохие поступки. Таким образом, дети начинают понимать, что если они будут делать зло другим, то когда-нибудь, это зло вернется к ним. Они понимают, что, делая добрые дела, хорошо относясь к другим, они получают добро взамен, их будут любить и уважать, у них будет много друзей. Для того чтобы дети поняли смысл, заложенный в той или иной сказке, ее непременно нужно обсудить после прочтения. Пусть ребенок расскажет о своем понимании сказки, о том, чего эта сказка его научила, о том, как поступать можно, а как нельзя. Таким образом, ребенок учится думать, тренирует память и внимание, развивает воображение. Сказки помогают детям усваивать причинно-следственные связи, тренируя еще хрупкую детскую психику и развивая уверенную в себе личность.

Сказки создаются по определенным правилам — у них есть структура, и именно эта структура оказывает такое фундаментальное влияние на тех, кто ее читает или слушает. Сказка может быть народной и авторской. В старые времена сказка была преимущественно устной, а с развитием письменности истории начали записываться, собираться в сборники.

В связи с тем, что сказка - это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», современные педагоги, психологи эффективно используют сказки в своей работе с детьми. Такой метод (сказкотерапия) помогает разговорить даже застенчивого ребенка, обнаружить и исправить внутренние психологические конфликты, увидеть скрытые страхи и понять, какая проблема нуждается в коррекции. Сказкотерапия – это метод, который помогает ребенку (или взрослому) сконцентрироваться на своей проблеме. Но только не надо считать ее спасением от всех бед. Это не чудодейственное лекарство, помогающее за один прием, а долгая, упорная работа, эффект от которой будет виден со временем, но обязательно будет. Конечно, у сказкотерапии есть специальные условия при работе с детьми: ребенок должен четко представлять то, что существует сказочная действительность, отличная от реальной жизни. Навык такого различения, обычно, появляется у ребенка к 3,5–4 годам, хотя, конечно, в каждом конкретном случае важно учитывать индивидуальные особенности психического развития ребенка.

Почему можно использовать сказки для психологической помощи? Во-первых, сказки любят все. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и легче принять. Для сказочного героя легче придумать выход из положения – ведь в сказке все можно! А потом этот выход, оказывается, можно использовать и для себя. Во- вторых, сказкотерапия – один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии.

Занятия по сказкотерапии выполняют несколько функций:

Прогностическая и диагностическая. Сказки позволяют узнать о человеке, его проблемах, выявить характерные черты личности, понять его жизненные ценности.

Развивающая направлена на развитие индивидуальности, формирование у ребенка творческих способностей, социально – адаптивных навыков, а так же обучение и воспитание чему-либо.

Коррекционное (терапевтическое) воздействие сказок влияет на поведение и мировоззрение ребенка, преодоление его психологических проблем.

При работе с ребенком в каждой сказочной истории проигрывается конкретная ситуация, которая происходила или могла происходить в его жизни. Герои наделяются характерами реальных людей, а у конфликтной ситуации всегда есть логическое решение. Такая терапия проводит связь между событиями, которые происходят в сказке, и реальностью, переносит волшебство в обычную жизнь.

Основная цель сказкотерапии – это развитие личности и забота о душе. Малыш встречается в сказочном рассказе с лучшей версией самого себя, учится у героя совершать добрые поступки, быть счастливым и справедливым.

Коллективное сочинение сказочных историй поможет дошкольникам освоиться в группе детского сада, научиться дружить со сверстниками, постараться понять себя и других. Совместно созданная сказка выявит, кто из ребят какие роли исполняет в жизни, даст возможность посмотреть на свой характер и поведение со стороны.

Если родители сочиняют сказку вместе со своим ребенком, это дает возможность изъясняться на одном языке, узнать скрытые мысли, мечты и стремления малыша. И у взрослых, и у детей сказка разовьет творческие способности, чувство юмора.

Если попросить малыша нарисовать или слепить из пластилина волшебных героев, можно эффективно отработать навык письма, лепки, рисования, помочь юному сказочнику в развитии моторики, усидчивости и внимательности.

Сказкотерапия справляется с такими детскими проблемами, как сложности в общении и учебе, а также при одиночестве, низкой самооценке, лени, страхах, агрессии, излишней активности, психосоматических заболеваниях, поможет определить причину, по которой ребенок отказывается ходить в детский сад или школу.

Взрослые при помощи языка сказок постигают нюансы межличностных отношений, лучше узнают себя. Волшебная история помогает по-новому взглянуть на окружающий мир, повысить уровень качества жизни.

Сказки в психотерапии делятся на 4 основные группы в соответствии с проблемами, которые в них рассматриваются:

При трудностях в общении

 в сказке рассказывается о конфликтах, ссорах, обидах, которые возникли у малыша в детском саду, в школе, в семье, на прогулке.

При возрастных кризисах

 ребенок как бы привыкает к своей новой роли, к новому положению (например, к самостоятельности в детском саду), все эти моменты можно проиграть в сказочной истории.

При внутренних переживаниях

 в сказке показывается герой – сам малыш, рассматривается его внутренний мир, раскрываются комплексы и противоречия, чтобы ребенок мог ответить себе на вопрос: «Что со мной не так?».

При тревогах и страхах

 необходимо при помощи сказки определить, чего боится малыш, что мешает ему развиваться, что забирает энергию.

 

Используя сказки и истории, - мы можем сообщить ребенку или взрослому какую-то важную для него информацию, избежав при этом чтения нотаций и каких-либо жестких директивных указаний, которые, как правило, вызывают у ребенка агрессию и отторжение. Чтение сказок детям развивает эмоционально-в

олевую сферу

, повышает детскую самооценку, увеличивает словарный запас детей, разв

ивает их воображение и мышление,

помогает

побороть хвастовство, заносчивость, завистливость и жадность.

Сказки для детей сохраняют в своем тексте народную мудрость. В них затрагиваются очень жизненные,

порой даже философские вопросы и

в сказках они раскрываются понятным для детей языком. Сказки для детей выполняют такие функции, о которых многие

родители даже не задумывались.

 

Несмотря на то, что сказка – это вымышленная история, - она хранит в себе чудо, способное восхитить каждого ребенка. Ведь любая сказка, открывает для ребенка целый мир. Мир с волшебством, с невероятными приключениями, со страшными тайнами и добрыми героями, с победой добра над злом, и обязательно со счастливым концом.

 

Сказка формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются.

Польза сказок для детей не только в возможности для малыша разобраться в тонкостях взаимоотношений. Влияние сказок намного больше, они:

Учат добру, позволяют понять, чем оно лучше зла.

Дают понимание, что просто так в жизни ничего не дается, достигается все только усилием и трудолюбием.

Развивают речь, фантазию, воображение, нестандартное мышление.

Компенсируют недостаток эмоций, помогают расслабиться.

Развивают внимание, учат размышлять.

Учат преодолевать трудности.

Расширяют словарный запас.

Прививают любовь к книгам и чтению.

Помогают адаптироваться к реальной жизни.

Учат навыкам общения.

Читайте сказки детям! Потому что всем детям нравится, когда папа и мама уделяют им внимание, а не постоянно занимаются своими делами. Сказка, польза которой для развития ребенка просто огромна, помогает еще и сблизится взрослому и малышу, она является прекрасным вариантом совместного досуга.

Сказка объединяет детей и взрослых!

 

 

 

Литература:

Зинкевич

-Евстигнеева, Т.Д.

Основы

сказкотерапии

– СПб

.: «

Речь»

, 2006.

Капшук

О.Н.

Игротерапия

и

сказкотерапия

: развиваемся играя/

О.Н.Капшук

–И

зд.2-е. Ростов н

: Феникс, 2011. – (Школа развития).

Миляева

Н.В., Толстикова С.Н.,

Целикина

Н.П.

«

Сказкотерапия

в ДОУ и семье

»

-

М.:ТЦ Сфера, 2010.– (Библиотека Воспитателя) (6).

Набойкина

Е.Л.

Сказки и игры с «особым»

ребенком. – СПб

.:

Речь, 2006.

Соколов Д.

Сказки и

Сказкотерапия

. – М.:

Эксмо

-Пресс, 2001.

Фесюкова

Л.Б.

Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста – М.: “Просвещение”, 2003.

https://gnk-shop.ru/blog/statiy/6-aprelya-den-russkoy-narodnoy-skazki-pochemu-skazki-nuzhny-i-vazhny

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×