Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Значение скороговорок в коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста | Каркавина Наталья Владимировна. Работа №343449. Номер работы: №343449

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье анализируется значение скороговорок как эффективного средства коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Рассматриваются педагогические и логопедические аспекты использования скороговорок в образовательной деятельности, их влияние на развитие артикуляции, фонетического слуха и дикции. Подчеркивается важность систематической работы с дошкольниками для преодоления дефектов звукопроизношения и формирования правильных речевых навыков. Приводятся теоретические и практические обоснования применения скороговорок в коррекционной работе воспитателей и логопедов.

Ключевые слова: скороговорки, речевые нарушения, дошкольный возраст, коррекционная работа, артикуляция, фонетический слух, дикция, логопедия.

ЗНАЧЕНИЕ СКОРОГОВОРОК В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Каркавина Наталья Владимировна, воспитатель

МДОУ №16 «Береговской детский сад «Ручеек»

 

Аннотация. В статье анализируется значение скороговорок как эффективного средства коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Рассматриваются педагогические и логопедические аспекты использования скороговорок в образовательной деятельности, их влияние на развитие артикуляции, фонетического слуха и дикции. Подчеркивается важность систематической работы с дошкольниками для преодоления дефектов звукопроизношения и формирования правильных речевых навыков. Приводятся теоретические и практические обоснования применения скороговорок в коррекционной работе воспитателей и логопедов.

Ключевые слова: скороговорки, речевые нарушения, дошкольный возраст, коррекционная работа, артикуляция, фонетический слух, дикция, логопедия.

Речевые нарушения у детей дошкольного возраста представляют собой актуальную проблему, которая требует системного подхода как со стороны воспитателей, так и логопедов. В условиях дошкольного образовательного учреждения большое значение имеет применение разнообразных методик, направленных на развитие правильной речи у детей. Одним из таких методов, доказавших свою эффективность в коррекционной практике, является использование скороговорок.

Вопрос использования скороговорок в логопедической практике имеет не только педагогическое, но и терапевтическое значение. Дети с различными формами речевых нарушений, такими как дислалия, ринолалия или дизартрия, нуждаются в регулярной артикуляционной гимнастике, и скороговорки в этом случае выступают как средство, способствующее тренировке речевого аппарата и улучшению звукопроизношения. Важно также отметить, что систематическое использование скороговорок развивает дикцию и способствует формированию четкой артикуляции, что особенно важно на этапе дошкольного развития, когда закладываются основы речевой культуры.

Одной из основных целей применения скороговорок в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста является развитие артикуляционного аппарата. Скороговорки представляют собой короткие, но насыщенные звуками фразы, которые требуют четкой артикуляции и быстрого переключения от одного звука к другому. Это способствует развитию координации работы мышц, участвующих в произнесении речи, а также тренирует дыхание, что крайне важно для правильного формирования звуков. При регулярном использовании скороговорок дети постепенно начинают контролировать движение языка, губ и челюсти, что способствует улучшению качества произносимых звуков и уменьшению речевых дефектов.

Скороговорки также оказывают положительное влияние на развитие фонематического слуха у детей. Правильное различение звуков является основой для формирования четкого произношения, и скороговорки позволяют детям научиться различать сходные по звучанию фонемы, что особенно важно при наличии таких дефектов, как смешение или замена звуков. Поскольку скороговорки содержат повторы однотипных или близких по звучанию звуков, их использование помогает ребенку осознать разницу между ними и развить навыки звукобуквенного анализа.

Использование скороговорок в работе с детьми также способствует развитию ритмичности речи. Важным элементом речевого развития является способность ребенка к правильному распределению акцентов и интонации в процессе говорения. Скороговорки, благодаря своей особой ритмической структуре, помогают ребенку вырабатывать чувство ритма и темпа, что способствует улучшению интонационных и просодических характеристик речи. Это особенно актуально для детей, у которых наблюдаются трудности с ритмикой речи, так как систематическая работа со скороговорками позволяет постепенно развить это важное умение.

Скороговорки обладают значительной педагогической ценностью, поскольку они могут использоваться не только для коррекции речевых нарушений, но и в рамках общего развития детей дошкольного возраста. Воспитатель, работая с группой детей, может интегрировать упражнения со скороговорками в повседневные занятия, что поможет детям не только совершенствовать речь, но и развивать память, внимание и слуховое восприятие. Практика работы со скороговорками также способствует формированию положительной мотивации к занятиям, поскольку этот процесс воспринимается детьми как увлекательная игра.

Кроме того, скороговорки могут быть использованы для формирования навыков коллективной работы и взаимодействия детей в группе. Произнесение скороговорок в группе способствует развитию коммуникативных навыков, так как дети учатся взаимодействовать друг с другом, слушать и корректировать свое произношение на основе примеров других. Воспитатель, контролируя произношение каждого ребенка, может вовремя исправлять ошибки и предоставлять необходимую помощь для совершенствования речевых навыков.

Воспитатель играет ключевую роль в организации работы со скороговорками в рамках дошкольного образовательного процесса. Важно не только правильно подобрать скороговорки, соответствующие возрасту и речевым возможностям детей, но и грамотно выстроить методику их применения. Основная задача воспитателя заключается в том, чтобы сделать процесс работы со скороговорками интересным и увлекательным, одновременно уделяя внимание качеству произношения и правильности выполнения упражнений.

Для достижения максимального эффекта воспитатель должен уделять внимание индивидуальным особенностям каждого ребенка. Дети с речевыми нарушениями могут сталкиваться с определенными трудностями в произношении отдельных звуков, поэтому важно подобрать такие скороговорки, которые будут направлены на исправление конкретных дефектов. Например, если у ребенка наблюдаются трудности с произношением шипящих звуков, воспитатель может предложить скороговорки, содержащие такие звуки в большом количестве. Такой подход позволит целенаправленно работать над коррекцией конкретных звуков и постепенно улучшать общие речевые навыки ребенка.

Использование скороговорок имеет не только педагогическое, но и терапевтическое значение, что делает их важным инструментом в логопедической практике. Скороговорки в комплексной программе коррекции позволяют одновременно решать несколько задач: от тренировки артикуляционного аппарата до коррекции интонации и ритмики речи. Важно отметить, что логопедическая работа со скороговорками требует индивидуального подхода к каждому ребенку, поскольку дети с разными типами речевых нарушений нуждаются в разных методах и формах коррекции.

Применение скороговорок в логопедической практике также способствует развитию коммуникативных навыков и снижению речевых барьеров у детей с речевыми нарушениями. Упражнения с использованием скороговорок помогают детям чувствовать себя увереннее в процессе говорения, что является важным шагом на пути к преодолению речевых трудностей. Регулярная практика работы со скороговорками позволяет детям развивать не только речевые, но и когнитивные навыки, такие как внимание, память и мышление.

Скороговорки играют важную роль в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста, способствуя развитию артикуляции, фонетического слуха, ритмичности речи и дикции. Их систематическое использование в работе воспитателей и логопедов позволяет значительно улучшить качество произношения у детей с речевыми нарушениями и развить общие речевые навыки. Важным аспектом применения скороговорок является индивидуальный подход к каждому ребенку, что делает этот метод эффективным в рамках коррекционной работы. Воспитатель, правильно интегрируя скороговорки в образовательный процесс, может существенно повлиять на речевое развитие детей, способствуя формированию у них уверенности в своих коммуникативных способностях.

 

Список литературы

 

1. Ансимова Т. В. Об эффективности коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова / Т. В. Ансимова, Н. А. Потанина, Е. В. Маслова // Молодой ученый. — 2019. — № 14 (252). — С. 219-221.

2. Щемерова Н. Н. Чистоговорки и скороговорки как средство воспитания звуковой культуры речи старших дошкольников / Н. Н. Щемерова, М. А. Буланова // Молодой ученый. — 2015. — № 20.1 (100.1). — С. 40-42.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×