Значение скороговорок в коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста | Курганская Татьяна Сергеевна. Работа №338257. Номер работы: №338257
Аннотация. Статья рассматривает использование скороговорок как эффективного инструмента в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Автор описывает положительное влияние скороговорок на развитие моторики речевого аппарата, пластичности органов речи и психологическое состояние ребенка. В статье также представлены различные формы работы со скороговорками и рекомендации по их использованию в занятиях с детьми.
Ключевые слова: скороговорки, коррекция речевых нарушений, дошкольный возраст.
ЗНАЧЕНИЕ СКОРОГОВОРОК В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Курганская Татьяна Сергеевна, учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 48», г. Петропавловск-Камчатский
Аннотация. Статья рассматривает использование скороговорок как эффективного инструмента в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Автор описывает положительное влияние скороговорок на развитие моторики речевого аппарата, пластичности органов речи и психологическое состояние ребенка. В статье также представлены различные формы работы со скороговорками и рекомендации по их использованию в занятиях с детьми.
Ключевые слова: скороговорки, коррекция речевых нарушений, дошкольный возраст.
Скороговорки являются эффективным инструментом в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Они играют важную роль в развитии речевых навыков, улучшении артикуляции и пластичности органов речи.
Скороговорки помогают детям развивать моторику речевого аппарата, так как требуют активного участия губ, языка и гортани. При повторении скороговорок, ребенок активно совершает движения губ и языка, приводящие органы речи в нужное положение. Таким образом, скороговорки способствуют тренировке мышц речевого аппарата и улучшают артикуляцию звуков.
Кроме того, скороговорки помогают детям улучшать пластичность органов речи и улучшать их гибкость. Регулярное повторение скороговорок тренирует язык и губы на правильное и точное произношение звуков. Это особенно важно для детей с фонетическими нарушениями, таких как замена звуков или искажение их звукового облика.
Психологическое значение скороговорок заключается в их способности развивать у детей уверенность в своих речевых навыках. Повторение и запоминание скороговорок требует от ребенка концентрации внимания, усидчивости и усилий. Когда ребенок успешно повторяет сложные скороговорки, он ощущает успех, что положительно влияет на его самооценку и мотивацию к изучению и развитию речи. Кроме того, игра с скороговорками способствует развитию речевой выразительности и активизации речевого потока у детей, что помогает им ощутить себя успешными и уверенными в коммуникации.
Однако, для достижения максимальной эффективности в коррекции речевых нарушений, необходимо использовать разнообразные скороговорки, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. Некоторым детям может быть сложно повторять громкие и быстрые скороговорки, поэтому необходимо подбирать материал, соответствующий их возможностям и уровню развития речи. Также важно проводить занятия с детьми в игровой и позитивной обстановке, чтобы обеспечить им комфорт и удовольствие от участия в процессе.
Работа со скороговорками может осуществляться в различных формах. Во-первых, это индивидуальная работа с логопедом, когда ребенок повторяет скороговорку произнесенную взрослым. Во-вторых, дети могут заниматься скороговорками в группе, проводя соревнования на скорость и точность произношения. В-третьих, скороговорки могут использоваться как игровой элемент в различных упражнениях на развитие речи. Например, дети могут составлять свои собственные скороговорки или применять их при игре в «Скороговорочное домино» или «Скороговорочный караоке».
Однако, необходимо учитывать, что каждый ребенок уникален, и не все дети могут одинаково успешно использовать скороговорки в коррекции речевых нарушений. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его уровень развития и интересы. Поэтому использование скороговорок должно быть гибким и адаптированным под потребности каждого ребенка.
Ниже рассмотрены некоторые рекомендации по использованию скороговорок в работе с детьми:
1. Начинайте с простых скороговорок. Дети с речевыми нарушениями могут испытывать трудности с артикуляцией и произношением определенных звуков, поэтому начинайте со скороговорок, которые содержат простые звуки и не требуют сложных движений челюстей и губ. Например, «Карл у Клары украл кораллы».
2. Повторяйте скороговорку множество раз. Для эффективной коррекции речевых нарушений необходимо часто повторять скороговорку. Это поможет детям повторять правильное произношение звуков и вырабатывать моторику речевого аппарата.
3. Обратите внимание на ритм и интонацию. Скороговорки помогают развить у детей чувство ритма и интонации, что является важным аспектом речи. Поддерживайте ритм, обращая внимание на ударения слов, и подчеркивайте интонацию, чтобы дети могли лучше понять и передать смысл скороговорки.
4. Играйте в игры с использованием скороговорок. Добавление элемента игры может сделать занятия более увлекательными и интересными для детей. Устраивайте соревнования на скорость произнесения скороговорок или играйте в «угадай, какую скороговорку я называю».
5. Постепенно усложняйте скороговорки. Когда дети достигнут определенного уровня мастерства, можно начать использовать скороговорки, которые содержат более сложные звуки или требуют сложных движений речевого аппарата. Постепенно увеличивайте сложность скороговорок, чтобы дети могли справиться с ними и прогрессировать в своем развитии речи.
6. Совмещайте работу с другими методами терапии. Скороговорки могут использоваться в сочетании с другими методами и техниками коррекции речи. Например, можно использовать скороговорки в комбинации с упражнениями на артикуляцию или слушанием звуков.
Таким образом, скороговорки имеют большое значение в коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста. Они помогают развивать различные аспекты речи и улучшать произношение звуков. Правильное использование скороговорок в работе с такими детьми может привести к значительному прогрессу в их речевом развитии.
Список литературы
1. Смирнова М.В. Скороговорки для развития речи детей. Издательство: Литера, 2015.
2. Смирнова М. В. 2500 скороговорок. Для детей 4-6 лет. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2005. – 240с.
3. Щемерова, Н. Н. Чистоговорки и скороговорки как средство воспитания звуковой культуры речи старших дошкольников / Н. Н. Щемерова, М. А. Буланова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 20.1 (100.1). — С. 40-42.