Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Значение словесных дидактических игр в умственном развитии детей | Власова Жанна Николаевна. Работа №345143. Номер работы: №345143

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В своей статье значение словесных дидактических игр в умственном развитии детей дошкольного возраста, я описала что в своей работе следует уделять, как можно больше внимание развитию умственной деятельности детей, приучать ребят к самостоятельности мышления к использованию полученных им знаний в различных условиях в соотвествии с поставленной перед ними задач.   

Значение словесных дидактических игр в умственном развитии детей.

Одной из основных задач умственного воспитания детей является развитие мышления и речи. Эти два связанных между собой психических процесса формируются, развиваются при познании ребёнком окружающего мира.

Воспитатели детских садов в своей работе уделяют большое внимание развитию умственной деятельности детей приучают их к самостоятельному мышлению, к использованию полученных ими знаний в различных условиях, в соответствии перед ними задач.

Самое важное для развития мышления уметь пользоваться знаниями. Это значит, что дети отбирают из своего умственного багажа в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей задачи.

Для этого каждый ребёнок должен овладеть методом умственной работы, умением думать, правильно анализировать.

Игра — это важнейшее средство всестороннего воспитания дошкольников. Игра для детей это и учёба, и труд, и серьёзная форма воспитание. В играх у детей формируются такие качества как находчивость, дисциплинированность, наблюдательность, чувства юмора.

В своей работе мы используем словесные дидактические игры, заимствованные из сокровищницы народной педагогики: Краски, У медведя во бору, Свети- свети ясно и прочие в соответствии с возрастными особенностями детей.

Если взять младшие и средний возраст, то словесные игры детей направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, на воспитание правильного звукопроизношения, умение считать, ориентироваться в пространстве. Например, в младшей группе применяем в своей работе такие игры как: Ладушки, Сорока, Коза рогатая, Заинька, и другие. В средней группе такие игры как: Воробушки и автомобиль, Мыши, Сколько?, Каравай.

В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться словесно-логическое мышление, необходимое больше использовать словесные игры именно с целью развития самостоятельного мышления, формирование мыслительной деятельности.

Словесная дидактическая игра доступный, полезный, эффективный метод воспитания самостоятельности мышления у детей. Она не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания воспитателем самой игры. При этом учитывается, что предлагаемые игры будут способствовать развитию самостоятельности мышления лишь в том случае, если будут проводиться в определенной системе с использованием необходимой методики.

Воспитатель младшей группы в процессе игры руководит ею, обучает детей. Речь воспитателей должна быть грамотной, эмоциональной и в то же время спокойной. Большую требовательность следует предъявлять к жестам, мимике. Маленькие дети быстро реагирует на выражение лица педагога.

Из опыта своей работы мы уже знаем, что во время игр надо стоять и сидеть так, чтобы каждый ребёнок мог видеть лицо воспитателя, его рот, глаза. При чтении стихотворения надо обращать внимание на то, чтобы каждому ребёнку казалось, что это ему читают рассказывают, так как все время надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего. Стихи и потешки, шутки педагог должен знать наизусть. В средней группе воспитатель развивает любознательность детей, отвечая на их вопросы, побуждает к попытке самостоятельно находить ответ, наблюдая явления и производя действия с различными предметами. Он учит малышей сравнивать предметы по цвету, величие, ферме, правильно называть их признаки во всех видах игр поощряется активное речевое общение детей, расширяет их словарный запас, развивает связную речь.

Воспитатель проводит словесные игры, основываясь на накопленных у детей представлениях об окружающем. Роль ведущего в игре всё чаще поручается то одному, то другому ребёнку, например, такие игры как: Гуси-гуси, Где мы были, мы не скажем и другие. В старшей и подготовительных группах детям свойственны большая любознательность, наблюдательность, пытливость, интерес ко всему новому, необычному. Дети сами отгадывают загадки, высказывают суждение, придумывают рассказ и его конец, начало, обобщают предметы по определённым признакам, вот перечень интересных умственных задач, решаемых детьми этого возраста.

Ребята решают головоломки, соблюдают определённые правила игры. Дети узнают что-то новое. Большое место приобретают мотивы соревнования. У детей старшего возраста появляются новые мотивы умственной деятельности, интенсивно развиваются словесно-логическое мышление.

Дети могут думать не только о непосредственно воспринимаемых предметах, но и об отсутствующих. Дети подготовительной группы при рассматривании картин, слушании рассказов, сказок, в различных видах деятельности могут выделять, абстрагировать более или менее существенные признаки объектов, синтезировать их, обобщать, относить предметы к определённым категориям, классифицировать.

В пределах имеющегося опыта дети высказывают правильные суждения об окружающих предметах и явлениях, объединяют их между собой, переходя от общего к частному и от частного к общему, делают умозаключения, в которых правильно раскрывают доступные для них причинно-следственные и другие связи явлений, учатся замечать противоречия в своих рассуждениях и устранить их в зависимости от глубины знаний о предметах.

Способность ребёнка к таким разнообразным умственным действиям свидетельствует о том, что в этом возрасте у него активно развивается словесно-логическое мышление.

В каждой возрастной группе определены общие мыслительные задачи. Так, например, известно, что сравнивать предметы детям легче, чем обобщать и классифицировать их, поэтому игры на сравнение предметов предполагаются раньше, чем на классификацию и обобщение.

При проведении словесных игр со старшими детьми меняется и роль воспитателем: он больше советует, помогает, поощряет находчивых, больше уделяет внимания застенчивым детям, медлительным, менее сообразительным.

Детям предлагается большая самостоятельность не только в выборе самой игры, но и в творческом решении её задач. В своей работе мы используем такие игры как: Магазин, Радио, Что это за птица, Подбери слово, Придумай небылицу и другие.

Таким образом, словесные дидактические игры имеют большое значение в умственном развитии детей.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×