ЗНАЧЕНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ЖИЗНИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ | Зоричева Татьяна Владимировна. Работа №345974
Окружающий нас современный мир стремительно развивается. Технический прогресс, новые изобретения – все это значительно упрощает жизнь человека. Прогрессивные изменения в различных областях науки привели к повышению социального престижа интеллекта научного знания в современном обществе. Переход общества к информационным технологиям требует от человека умения проявлять творческое мышление, анализировать и изменять окружающую действительность, планировать свою деятельность
ЗНАЧЕНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ЖИЗНИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В статье рассмотрены определения понятия «сюжетно-ролевая игра» с точки зрения различных ученых, описана характеристика сюжетно-ролевой игры и ее актуальность в жизни современных дошкольников.
Окружающий нас современный мир стремительно развивается. Технический прогресс, новые изобретения – все это значительно упрощает жизнь человека. Прогрессивные изменения в различных областях науки привели к повышению социального престижа интеллекта научного знания в современном обществе. Переход общества к информационным технологиям требует от человека умения проявлять творческое мышление, анализировать и изменять окружающую действительность, планировать свою деятельность.
Современные дети развиваются согласно заданному темпу жизни и развитию окружающего их общества. Они с легкостью осваивают достижения технического прогресса, многие достаточно рано начинают решать логические задачи. Из-за огромного количества информации, поступающей из различных источников, дети много знают. Одновременно с этим интересы современных детей стали более ограничены, а игры – однообразны. Связано это с тем, что в современной практике педагоги все чаще заменяют игру игровыми методами обучения, тем самым вытесняя ее из дошкольного образования. Но игровая форма занятий неспособна заменить настоящую свободную игру. В свободной игре инициатором деятельности выступает сам ребенок, на занятиях – взрослый.
Для развития основ субъектности, субъектных проявлений детство – самая благоприятная пора. Целеустремленность, активность, творчество, самостоятельность, ответственность, рефлексивность – это качества, необходимые для развивающейся личности. Такие субъектные проявления приводят к достижениям в любой деятельности. По мнению Л.С. Выготского, именно игра влияет на развитие личности ребенка, его самосознание. Автор отмечает, что игра является источником развития и создает зону ближайшего развития. Отсутствие игры может создать ребенку и коммуникативные трудности, так как главным содержанием общения дошкольника является игра.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования призван вернуть игровую деятельность в детские дошкольные организации. Поддержка игры является одним из ключевых направлений стандарта и выступает как форма социализации ребёнка, как особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования его активности. Согласно ФГОС, педагог должен быть ориентирован на поддержку инициативы и самостоятельности детей во всех видах деятельности и прежде всего в игре.
У детей 6-7 лет ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра. Здесь ребенку доступно то, что еще долго будет невозможным в обычной жизни – сфера жизни взрослых людей. В этот сензитивный период развития ребенка педагогу необходимо максимально поддерживать стремление к самостоятельной игре и найти наиболее эффективный метод для ее развития. Для этого обратимся к ведущим педагогам.
Проблематика игровой деятельности детей дошкольного возраста отражена в трудах таких ученых, как Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.П.Усова, Д.Б.Эльконин, Ф.И.Фрадкина, Н.Я.Михайленко и др. Авторы едины во мнении, что игра является основополагающим видом деятельности и важнейшим средством всестороннего воспитания детей дошкольного возраста.
Сюжетно-ролевая игра представляет собой доминирующий вид игровой деятельности старших дошкольников.
Изучение сюжетно-ролевой игры отражено в трудах Р.И. Жуковской, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина, Е.О.Смирновой, О.В.Солнцевой, Е.Е.Кравцовой и др.
Следует отметить, что игра признана ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста не только педагогами и психологами, но также такими нормативными документами, как ФГОС ДО и Конвенция о правах ребенка, статья 31.
С.Л.Рубинштейн определял сюжетно-ролевую игру как наиболее спонтанное проявление ребенка, но в тоже время отмечал, что игровая деятельность подразумевает взаимодействие ребенка и взрослого.
Л.С. Выготский писал, что основой данного вида игр является представляемая ситуация, суть которой в том, что дошкольник исполняет роль взрослого и реализует игровые действия согласно созданному им самим игровому сюжету.
Д.Б. Эльконин определяет данный вид игры как деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности.
А.В. Запорожец описал важный аспект данного вида деятельности дошкольников: игра, учит ребенка переживать чувства и мысли обыгрываемых людей. То есть можно сделать вывод, что именно сюжетно-ролевая игра формирует чувство эмпатии.
Е. Е. Кравцова рассматривает режиссерскую игру с психологической точки зрения как «воображение в действии». Воображение, по мнению автора, является истоком игры старшего дошкольника. Ведь благодаря воображению, ребенок обретает способность оживлять игрушки и предметы, разговаривать, дружить или ссориться с ними, бояться или любить их. Режиссерская игра, по мнению Елены Евгеньевны, является той начальной ступенью развития игры, за которой впоследствии развиваются образно-ролевая, сюжетно-ролевая и другие виды игр. Елена Евгеньевна считает, что ведущая деятельность включает в себя последовательно сменяющие друг друга виды игр: режиссерская → образная → сюжетно-ролевая → игра с правилами → и снова режиссерская, но уже на качественно новом уровне развития. Следовательно, прежде чем ребенок овладеет навыками сюжетно-ролевой игры, ему необходимо сначала научиться самостоятельно сочинять сюжет в режиссерской игре и овладеть способностью к образно-ролевой реализации в образной игре.
Е.О.Смирнова считает, что сюжетно-ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Действительно, используя реальные предметы в качестве других, «проживая» роль конкретного персонажа ребенок приобретает способность к творческому воображению.
Также Е.О. Смирнова пишет о том, что в сюжетно-ролевой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка, произвольность поведения и всех психических процессов.
Огромное влияние игра имеет на развитие общения. Играя, ребенок учится отстаивать свою точку зрения, учитывая интересы других участников; учится строить и реализовывать совместные планы, ориентируется на партнеров по игре. Сюжетно-ролевая игра, по мнению Елены Олеговны, является тем видом деятельности, где дети берут на себя функции взрослых, создают воображаемые условия для проигрывания (воспроизведения) деятельности взрослых.
Основополагающей характеристикой сюжетно-ролевой игры является воображаемая ситуация, которая включает в себя сюжет, роль и связанные с ней действия.
Сюжет игры – сторона действительности, которая находит отражение в игре (Д.Б.Эльконин).
Е.О.Смирнова определяет сюжет игры, как область социальной действительности, которую дети воспроизводят в игре. В сюжете отражено все то, чем ребенок окружен в реальной жизни: его семейные, бытовые и социальные условия. Включенность ребенка в деятельность взрослых, его знакомство с жизнью является основным источником игры и в дальнейшем составляет сюжет его ролевой игры. Изменение и развитие сюжета зависит от развития кругозора ребенка. К сожалению, однообразие и ограниченность детской игры у современных дошкольников свидетельствует о бедности этого необходимого кругозора. Очевидно, что ребенок мало знаком с жизнью взрослых, с их трудом и отношениями. Несмотря на обилие игрушек, необходимый опыт для игры у современного ребенка отсутствует. Еще Ж.Пиаже писал, что детская игра – это не уход от мира взрослых, а способ вхождения в него. Поэтому, основной задачей взрослого является обогащение детского опыта, без которого невозможен сюжет, а, соответственно, и сама игра.
Е.В.Трифонова определяет игровой сюжет как содержательно согласованную последовательность игровых задач. Автор схожа во мнении с Е.О.Смирновой в том, что событийность и эмоциональность сюжета зависят от игрового опыта, которым ребенок овладевает в ходе той или иной деятельности, которую потом сможет реализовать в самостоятельной игре. Чем беднее игровой опыт ребенка, тем однообразнее игра.
С.А.Шмаков выделяет наиболее распространенные сюжеты по содержанию:
профессиональные;
военизированные;
созидательные;
поиска и открытия;
связанные
с искусством;
сказочные;
фантастические;
этнографические.
Следует отметить, что сюжет и содержание игры – не одно и то же. Сюжет – это действительность, воссоздаваемая ребенком в игре. Содержание – это то, что ребенок выделяет и воспроизводит как основной момент деятельности взрослых.
Следующая составляющая воображаемой ситуации – роль.
Роль – это образ, который ребенок принимает на себя добровольно или по договоренности с другими играющими.
Д.Б.Эльконин рассматривает роль как основную единицу развитой формы игры.
С.А.Шмаков в своих работах описывает разнообразие ролей:
роль конкретного взрослого человека или персонажа книги, фильма;
роль-профессия обобщенного типа;
семейная роль;
этнографические роли;
сказочные роли;
роль животного.
Игра старших дошкольников начинается с совместного планирования, установления правил, договоренности и распределения ролей. Мотив поведения в игре зависит от выбранной ребенком роли. С.Л.Новоселова считает, что без игрового мотива роль является «обязаловкой», мертвым образованием. Часто, выбранная роль соответствует идеалу ребенка. Он хорошо знаком с характерными признаками выбранного персонажа, правилами и способами его поведения. Приняв на себя роль, ребенок выстраивает свои действия и взаимодействия с партнерами так, как он это понимает и чувствует, ориентируясь на личный опыт. Так как в игре ребенок действует «понарошку», «как будто», то игровые действия принимают условный характер.
Для ребенка роль в игре – образец действия. Если для ребенка персонаж просто привлекателен, но ничего конкретного он о нем не знает, то роль не может быть выполнена.
Помимо действий, игровая роль отражается на развитии общения детей. Так, овладевая ролью, дети ведут уже ролевой диалог и обращаются к друг другу с ролевой позиции, т.е. от конкретного лица (мама и дочь, продавец и покупатель). Ролевой диалог при этом эмоционально окрашен характерной интонацией, мимикой, жестами.