Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Значение тактильного восприятия в развитии сенсорных способностей детей раннего возраста | Шурыгина Татьяна Николаевна. Работа №263979

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Шурыгина Татьяна Николаевна
Данная статья посвящена теме сенсорного развития детей раннего возраста, в частности развитию тактильного восприятия. Обозначена роль тактильной чувствительности в развитии детей 1-3-х лет, влияние на развитие речи, механизм тактильного восприятия, представлен перечень дидактических игр и пособий, позволяющих развивать кожную чувствительность в раннем возрасте. 

Значение тактильного восприятия в развитии сенсорных способностей детей раннего возраста

 

 

С первых дней жизни малыш развивается и познает мир. Происходит это благодаря слаженной работе сенсорных анализаторов (органов чувств).

Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа всех органов чувств. На основе ощущений дети получают представление о свойствах окружающих объектов, чувственный опыт формирует целостный образ предмета. Существует пять основных видов восприятий, без которых невозможно полноценно познать окружающий мир (тактильное, зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное). Так, зрительное восприятие позволяет различать объекты по цвету, форме, размеру, слуховое восприятие дает возможность различать речевые и неречевые звуки. Кожное восприятие включает в себя: тактильные ощущения (различение предметов по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое), осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь – плоское/объемное), температурные ощущения, барические ощущения (вес, тяжесть). Сенсорный канал восприятия информации у детей в раннем возрасте основной. Поэтому необходимо давать ребенку как можно больше любого рода сенсорных ощущений и стимулов.

Установлена важная роль чувственного опыта в формировании речи и, в частности, ее номинативной (обозначающей) функции. Восприятие и речь взаимно обусловлены в своем формировании. Слово возникает и уточняется на основе чувственной сферы. Умственное, физическое, эстетическое воспитания в значительной степени зависят от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Тактильное восприятие первым открывает детям дверь в познание окружающего мира. Начальный объем знаний они в буквальном смысле получают на ощупь. Ведь первым видом действия ребенка с предметами является хватание, во время которого предмет познается целостно (форма, размер, пространственное расположение).

Тактильное восприятие – это познание (обследование, распознавание) объектов при непосредственном касании. Этот вид восприятия еще называют осязательным. Его суть заключается в отражении характеристик, особенностей поверхности и структуры того, к чему прикасаются.

Механизм тактильного восприятия основан на действии кожных рецепторов. Рецепторы являются сложным устройством, воспринимающим сенсорные сигналы и считывающим информацию. Эти устройства расположены по поверхности всего тела, обеспечивая кожную чувствительность.

Самые восприимчивые к разнообразной информации рецепторы сконцентрированы на пальцах рук. Ощупывая предметы, человек может получить так много информации, как будто он смотрит на них. Поэтому осязание считают, в первую очередь, познавательной функцией руки человека. Речевые моторные и двигательные центры расположены близко в головном мозге, что обуславливает связь мелкой моторики и речи. Любая активность, направленная на стимулирование мелкой моторики, положительно влияет на формирование речи. Узнавание ребенком предметов на ощупь дает возможность правильно держать кисть, у ребенка активируются познавательные процессы, расширяется его активный словарь.

Существует множество игр и упражнений, помогающих детям совершенствовать чувствительность пальчиков. Организация большинства занятий в детском саду с детьми раннего возраста прямо или косвенно способствует развитию тактильных ощущений (лепка, аппликация, конструирование, рисование (пальчиками, ладошками), собирание пазлов, игры с прищепками, сортировка мелких предметов, игры с песком и прочие).

Малыши с интересом ощупывают со всех сторон те предметы, которые им дает взрослый. Для улучшения сенсорной чувствительности будет полезно играть с игрушками из разного материала: пластика, дерева, резины. Это поможет научиться определять предметы на ощупь. В настоящее время существуют развивающие мягкие конструкторы с вырезанными формами и набором разнообразных фигур, которые ребенку нужно вкладывать в соответствующие ячейки. Кроме готовых моделей, полезно использовать подручные средства. Повышают чувствительность кожных рецепторов манипуляции с песком, манной или другой мелкой крупой. Дети прикасаются ладошками, сжимают, пересыпают, погружают руки в такой сыпучий материал, что дает им различные ощущения. Особенно приятны и полезны в игре природные материалы (дерево, песок, камушки, орешки, шишки, крупы…). Предметы, созданные природой, обладают естественной текстурой, красками, они отражают реалистичную картину мира, помогают познанию окружающей действительности.

Вот несколько дидактических игр и пособий, помогающих развивать сенсорную чувствительность, в частности, тактильное восприятие детей раннего возраста.

Игра «Чудесный мешочек»

Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы. Предложите детям по очереди запускать руку в мешочек, выбирать один предмет, описывать его словесно, не заглядывая в мешочек.

Другой вариант с крупамиПознакомьте заблаговременно детей с различными крупами и природными материалами: зерно, гречка, горох, бобы, тыквенные и подсолнечные семечки, некоторые виды орехов особенной формы. Как и в предыдущем упражнении, участникам необходимо определить на ощупь, что оказалось в их руке.

Дидактическое пособие  «Тактильные карточки». Их можно изготовить самостоятельно и играть в различные сенсорные игры. Наклейте небольшие лоскутки ткани различной фактуры на картон. Это могут быть клочки сатина, грубого полотна, бархата, батиста, органзы… Предварительно изучите с детьми тактильные особенности каждой ткани и ее название, а затем начинайте игру (охарактеризовать ткань на ощупь, найти парные карточки, найти по заданию «Найди гладкую/шершавую/пушистую/колючую карточку»).

Другой вариант «Тактильное лото». Здесь вместо картона используем крышечки от бутылок, куда также приклеиваем различные материалы, крупы, бусины, все, что создает разнообразные на ощупь поверхности.

Игра «Рисуем на крупе»

Возьмите плоское блюдо /поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по нему любую мелкую крупу. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Попробуйте нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, солнышко). Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики ребенка.

Игра «Геометрические фигуры на ощупь»

Вырежьте несколько фигур небольшого размера (около 5 см) из бархатной бумаги. Это может быть круг, квадрат, треугольник, звезда. Наклейте их на лист картона. Скажите ребенку, что его пальчики могут видеть, но для этого нужно закрыть глаза. Когда ребенок закрывает глаза, ему проще сосредоточиться на ощущениях руки. Возьмите его ручку и поводите пальчиками по контуру, пусть он ощутит всей ладошкой и отгадает геометрическую фигуру.

Подобные игры, несомненно, полезны детским ручкам. Помимо оттачивания кожной чувствительности и тактильного восприятия, они способствуют развитию мелкой моторики.

Исследуем наше тело.

В разных частях тела не одинаковое количество нервных окончаний, поэтому чувствительность разная. Самая высокая чувствительность на лице и особенно в области губ, на ладонях и ступнях, а самая низкая - на спине, животе. Есть места, кожа которых практически ничего не ощущает, например, локти. Вот интересные игры с малышами. Ребенку необходимо закрыть глаза и отгадать место, где коснулись. Возьмите  карандаш и прикасайтесь им к разным частям тела: губы, щеки, спина, руки в разных местах, ноги, живот.

Подобный вариант игры можно проводить с перышком, вместо карандаша. Рисовать простейшие рисунки пальцем на спине (линии, кружочки), предлагая детям отгадывать нарисованную фигуру.

 

Вопрос, нужно ли специально уделять внимание восприятию, основанному на тактильных ощущениях, снимается очевидной истиной, что процесс восприятия является основой для развития мышления и сознания ребенка.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×