ЗНАЧЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ КГН ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА | Кулеба Олеся. Работа №336170
В статье раскрыты основные аспекты значения формирования у детей дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков. Освещены мнения ученных относительно данной проблемы.
В развитии каждого ребенка существует время, когда он очень восприимчив к какому-либо виду деятельности или формированию поведения в целом, психологи называют его сензитивный период. Дошкольное детство наиболее благоприятно для формирования культурно-гигиенических навыков. Переход навыка в привычку достигается его систематическим повторением в одинаковых или сходных условиях.
Кулеба Олеся Алексеевна
студент
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО–ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ФЕВЗИ ЯКУБОВА»
ЗНАЧЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
В развитии каждого ребенка существует время, когда он очень восприимчив к какому-либо виду деятельности или формированию поведения в целом, психологи называют его сензитивный период. Дошкольное детство наиболее благоприятно для формирования культурно-гигиенических навыков. Переход навыка в привычку достигается его систематическим повторением в одинаковых или сходных условиях.
Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил гигиены. Важную роль в развитии гигиены сыграли основоположники отечественной медицины С.Г. Забелин и М.Я. Мудров, которые обобщили и разработали систему гигиенических мероприятий по предупреждению многих болезней. Существенный вклад внесли в решение этой проблемы внесли и основоположники отечественной гигиенической науки Ф.Ф. Эрисман, В.Г. Хлопин и др. На основании исследований этих ученых были разработаны педагогические рекомендации по воспитанию культурно–гигиенических навыков в раннем и дошкольном возрасте. Усвоение того или иного навыка детьми требует времени, поэтому задача его формирования происходит систематически и в определенной последовательности.
Я.А. Коменский считал, что – «Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важную роль в охране здоровья, способствует правильному поведению ребенка в быту и общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а культурно-гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались» .
К.Д. Ушинский в своем произведении «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» указывал, что - «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна и знать его также во всех отношениях. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия - благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье. Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию» .
Крупская Н.К. писала «Одна из важнейших задач детского сада, привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее» .
Павлов И.П. экспериментально доказал, что - «Приобретение культурно–гигиенических навыков связано с осознанием способов их осуществления, т.е. последовательности их выполнения, а также необходимости их выполнять. В этом ребенку помогает правильный режим дня» .
Швецов А.Г. в своей работе «Рождение и воспитание ребенка от рождения, до трех лет» указал, что - «Режим дня является основой для формирования культурно-гигиенических навыков у детей» .
Культурно–гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста, при формировании культурно–гигиенических навыков идет не простое усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации ребенка, адаптации, развития личностных качеств, самостоятельности и т.д. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
Согласно «Педагогического словаря» Коджаспировой Г.М. – «Гигиеническое воспитание — это часть общего воспитания, а гигиенические навыки — это неотъемлемая часть культурного поведения. Гигиеническое обучение и воспитание ребенка являются основой укрепления, а также охраной его здоровья. Оно включает такие категории, как гигиенические навыки, культурное поведение и самообслуживание» .
По определению Н.Б. Мирской – «Гигиеническое воспитание — это часть общего воспитания, а гигиенические навыки— это неотъемлемая часть культурного поведения» .
Культурно-гигиенические навыки формируются в дошкольном возрасте. Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Это, безусловно, зависит от ряда факторов: условий, начала работы по формированию культурно-гигиенических навыков, эмоционального отношения ребенка к выполнению действий, систематичности упражнений и т.п.
Лаптева П.Р. отмечала, что - «Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении правил проявляется отношение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неприятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен и в работе» .
Алябьева Е.А. определяет культурно-гигиенические навыки как – «доведённое до автоматизма умение соблюдать правила личной и общественной гигиены, правила поведения в быту и общественных местах» –
Белостоцкая Е.М. отмечает, что - «Культурно-гигиенические навыки - доведённое до автоматизма умение соблюдать правила гигиены, входящее в неотъемлемую часть культуры поведения, составляющее основу гигиенического воспитания, как часть общего воспитания. Культурно-гигиенические навыки и привычки, которые необходимы для жизни, труда, сохранения здоровья, нужно вырабатывать с раннего возраста» .
Афонькина Ю.А. и Урунтаева Г.А. дают следующее понятие культурно-гигиеническим навыкам - «Культурно-гигиенические навыки - важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в частоте лица, тела, прическе, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и норм человеческих отношений».
Богина Т.Л. писала – «Глубоко не правы те, кто считает, что сообщение детям гигиенических знаний и привитие им гигиенических навыков является делом медицинских работников. Это кровное дело родителей, тем более что грань, отделяющая навыки гигиенического поведения от элементарных правил общежития, настолько неопределенна, что ее можно считать несуществующей».
К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми .
Физиологической основой культурно-гигиенических навыков и привычек является образование условно-рефлекторных связей, выработка динамических стереотипов.
Культурно-гигиенические навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, возраста, с которого начинается эта работа, эмоционального отношения ребенка, упражнений в определенных действиях.
Алямовская В.Г. обращала внимание родителей и воспитателей на то, что – «Культурно-гигиенические навыки и привычки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно. Наиболее успешно гигиенические навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять» .
Конина Е.Ю., в своем пособии «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей» отмечала, что - «Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях. Особое внимание в дошкольных учреждениях уделяется формированию нового навыка, привычки, когда у детей появляются новые обязанности, новые вещи, новый вид деятельности, которыми дети должны овладеть. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера» .
Исследователи выделяют три основные категории культурно-гигиенических навыков:
-гигиенические навыки (приём пищи, умывание и мытьё рук, пользование горшком и т.п.);
-навыки культуры поведения (формирование положительного отношения к окружающим взрослым и детям);
-навыки элементарного самообслуживания (посильная самостоятельность).
Л.К. Ионова, Н.Д. Терехова выделяют «несколько видов культурно-гигиенических навыков:
- навыки культуры еды (питье, прием пищи);
- навыки соблюдения чистоты тела (причесывание, содержание носа в чистоте, умывание и т.д.);
- навыки поддержания порядка в окружающей обстановке (уборка постели, одевание, чистка зубов и т.д.);
- навыки правильных взаимоотношений со взрослыми и друг с другом» .
Согласно ФГОС ДО - «Гигиеническое воспитание после года направлено на приобщение ребенка к следующим гигиеническим навыкам:
мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;
умываться после ночного сна и после каждого загрязнения;
принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном, а летом - и перед дневным сном;
мыться с мылом и мочалкой;
подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым;
полоскать рот после приема пищи;
пользоваться зубной щеткой;
пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке;
пользоваться расческой, стоя перед зеркалом;
ухаживать за ногтями с помощью щеточки;
не брать пищу грязными руками;
мыть ноги перед сном»
.
Согласно исследованиям Афонькиной Ю.А., Урунтаевой Г.А. - «Культурно-гигиенические навыки включают два основных показателя – 1. культура еды и 2. необходимость опрятности:
1.Культуру еды – умение культурно принимать пищу. Это один из первых навыков, который должен воспитываться у ребенка. Перед едой обязательно вымыть руки, уметь пользоваться ложкой, вилкой, не пачкать скатерти и одежды во время еды - всё это можно воспитывать только путём постоянного наблюдения и систематических указаний со стороны взрослых. Культуры еды часто относят к гигиеническим навыкам, но её значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет этический смысл – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом людям, и так же к тем, кто приготовил пищу. С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные привычки: нельзя класть локти на стол во время еды, есть надо с закрытым ртом, тщательно пережевывая пищу.
Овладение культурой еды – нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо, надо добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, с аппетитом и опрятно» .
Далее, раскрывая второй показатель они отмечают, что – «Необходимость опрятности – это содержания в частоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течении всей его последующей жизни.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. От знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д.
Формирование навыков личной гигиены предполагает умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. С самого младшего дошкольного возраста детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться» .
Белостоцкая Е.М., Виноградова Т.Ф. отмечали, что – «Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, из правильной последовательности» .
Результаты педагогических исследований показывают, что в младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество. В старших группах большое значение приобретают учебные мотивы. Однако для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.
Доскин В.А. отмечает, что - «Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях. Особое внимание в дошкольных учреждениях уделяется формированию нового навыка, привычки, когда у детей появляются новые обязанности, новые вещи, новый вид деятельности, которыми дети должны овладеть. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера» .
Берсеньева З.И. обращает внимание руководителей дошкольных учреждений на то, что - «Для того, чтобы воспитание культурно-гигиенических навыков осуществлялось успешно в дошкольном образовательном учреждении необходимо организовать обстановку так, чтобы она не препятствовала этому процессу. Сегодня перед ДОУ стоит проблема организации и выявления особенностей формирования культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников в современных условиях. Для достижения положительного результата в формировании культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста большую помощь оказывает совместная, согласованная работа детского сада и семьи, которая позволяет в семейных условиях продолжить обучение и закрепить полученные в детском саду знания, умения и навыки позитивного гигиенического поведения» .
Таким образом, можно сделать вывод, что культурно-гигиенические навыки — важная составляющая часть культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.
ЛИТЕРАТУРА
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Письма и приказы/ Ред. Т.В. Цветкова. – М.: Сфера, 2016. – 96с.
Алямовская
В.Г.
Материалы курса «Оздоровительные технологии в дошкольном образовательном учреждении»: инновационный аспект: лекции 1-4.
–
М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2010.
–
92 с.
Антонова П.Р. Культурно– гигиенические навыки младшего дошкольника. / П.Р. Антонова //Вестник КГПУ
–
2012.
–
№ 4.
–
С. 22−31
Афонькина Ю.А.
Урунтаева
Г.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию: пособие для воспитателей дет. сада и родителей / Ю.А. Афонькина, Г. А.
Урунтаева
. – М.: Просвещение, 1997. – 125с.
Белостоцкая
Е.М.
Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 9/ Е.М.
Белостоцкая
, Т.Ф. Виноградова и др. – М.: Просвещение,2011. – 273с.
Богина
Т.И. Современные методы оздоровления дошкольников/ Т.И.
Богина
. – М.: Издательство МИПКРО, 2001. –144 с.
Брагина У.А. Методика сохранения здоровья детей в дошкольных учреждениях/ У.А. Брагина. – М.: Мозаика– Синтез, 2012. – 116с.
Дыхан
Л.Б.,
Кукушин
В.С., Трушкин А. Г. Педагогическая валеология/ Л.Б.
Дыхан
, В.С.
Кукушин
, А. Г. Трушкин. –М.: Академия, 2005.– 527 с.
Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь: для студентов
высш
. и сред.
пед
. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – 2– е изд., стер. – Москва:
Academia
, 2005. – 173с.
Колокольникова З.У. История дошкольной педагогики: учеб. пособие / З.У. Колокольникова. – Красноярск:
Сиб
. федерал.
ун
– т, 2020. – 144 с.
Конина Е.Ю.
Формирование культурно– гигиенических навыков у детей.
Игровой комплект / Е.Ю. Конина. – М.: Айрис– пресс, 2012. – 12 с.
Лаптева П.Р. Формирование культурно– гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста. // Дошкольное образование. – 2012. – № 14. – С.12−21
Петерина
С.В.
Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста/ С.В.
Петерина
. – М.: Просвещение, 2006– 141с.
Швецов А.Г. Формирование здоровья детей в дошкольных учреждениях/А.Г. Швецов. – М.:
Владос
, 2006. – 226 с.
Эдаева
А.Ж. Формирование здорового образа жизни у детей раннего возраста, или как привить малышу культурно– гигиенические навыки/А.Ж.
Эдаева
. // Плюс до и после. №6. 2013. – С. 15 – 19.
Андреева Н.В. Особенности формирования культурно– гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Н. В.
Андреева, А. Н. Ибо, И. Н. Репина, Ю. А.
Яцуценко
. —// Вопросы дошкольной педагогики. – 2019. – № 10 (27). – С. 4– 6. – Режим доступа: URL: https://moluch.ru/th/1/archive/145/4693/
Ушинский К.Д. Педагогика. Избранные работы/ К.Д. Ушинский. — Москва: Издательство
Юрайт
, 2024.— 258 с.— (Антология мысли). — Текст : электронный //Образовательная платформа
Юрайт
— Режим доступа URL:
https://urait.ru/bcode/538242