Знакомство детей с эскимосской народной сказкой «Как лисичка бычка обидела». | Ракова Зурия Минжасаровна . Работа №234395
Автор: Ракова Зурия Минжасаровна
Занятие по развитию речи
Знакомство детей с эскимосской народной сказкой «Как лисичка бычка обидела».
Цель: Познакомить детей со сказкой «Как лисичка бычка обидела». Формировать умение связно, последовательно пересказывать сказку по частям.
Задачи:
- Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенствовать грамматический строй речи. Уточнять и активизировать словарь у детей.
- Дать понятие о том, что бычок – это рыба.
-Развивать диалогическую и монологическую речь, творческие способности, память,внимание, выразительность жестов и мимики; приобщать детей к фольклору.
-Расширять кругозор детей.
-Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, активности, самостоятельности, любви и бережного отношения к живой природе, воспитание добрых чувств.
Предварительная работа: знакомство с народом эскимосы; рассматривание карты, где проживают эскимосы.
Оборудование: текст сказки, иллюстрации героев сказки.
Словарная работа: бычок, рыбешка, пучеглазый, косматый, выпуклые глаза.
Ход занятия:
1. Организационный момент. (Детей приглашаю в круг).
В - Дети, когда вы сегодня проснулись, какое у вас было настроение?
. - Хорошее, радостное, а может кто-то не выспался и хотел с мамой остаться?
В. - Я вижу по вашим глазам, улыбкам, что настроение у вас отличное. Хотите, я отгадаю, почему?
В. - Я догадалась, что у вас хорошее настроение потому, что вы пришли в детский сад и здесь вас встретили ваши друзья. Угадала?
В. - А кто такие друзья?
Д. - Дети, с которыми мы дружим, играем, разговариваем, делимся угощением.
В. - Ребята, а какими должны быть друзья?
Д. - Дружные, хорошие, веселые, интересные, вежливые и т. д.
В. - А что бы вы сделали, чтобы исправить плохое настроение вашего друга?
Д. - Обнять, пожалеть, поцеловать, дать игрушку, погладить, успокоить и т. д.
В. - Дети, сегодня мы с вами будем читать эскимосскую народную сказку. Героев сказки вы отгадаете через загадки, которые я вам загадаю:
1. Быстро плавала в реке,
Оказалась на крючке.
Тут не до улыбки!
Кто же это? – (рыбка)
2. Всем известная плутовка
Кур таскает очень ловко
Глазки бегают играя,
Сама рыжая такая.
Хвост пушистый - закавычка.
Как зовут её?. (Лиса)
В. - Герои сказки, которую мы будем читать — лиса и рыбка, а рыбка с таким интересным названием — бычок. (На доску вешаю изображения героев сказки, дети рассматривают картинки). Бычок имеет продолговатое покрытое чешуёй тело, большую широкую голову, крупные, близко расположенные друг к другу глаза. Рыба обязана своим названием крупной, как у быка, голове.
2. Пальчиковая гимнастика.
- А сейчас, мы поиграем с пальчиками:
Лиса – Лиса из города идет,
Игрушку новую везет.
Игрушка не простая,
Игрушка расписная. (Пальчики обеих рук «идут» по столу, или по коленкам)
Рыбка –
Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла.
Рыбка хвостиком вильнула,
Быстро-быстро уплыла.
3. Чтение сказки. Две ладошки вместе изображают плавательные движения.
Хлопают в ладоши
Ладони поочередно сжимаются в кулак.
Плавное движение каждой ладонью.
Хватательные движения “щепоткой”.
Плавные сходящиеся и расходящиеся движения обеими руками.
В. - Сказка называется «Как лисичка бычка обидела».
Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать. Увидала лисичка бычка и запела:
- Бычок, бычок,
Пучеглазый,
Бычок, бычок,
Большеротый,
Бычок, бычок,
Колючий бочок!
А бычок ей говорит:
- А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!
Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.
Лиса- мать спрашивает:
-Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь?
-Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.
А лиса спрашивает:
-А ты ему ничего не говорила?
-Сказала.
-Что ты ему сказала? – спросила лиса.
- А я ему только сказала, что он пучеглазый да большеротый.
- Вот видишь,- сказала мать- лисица, - ты первая его и обидела.
4. Беседа по сказке.
В. - Как называется сказка?
В. - Где шла лисичка?
В. - Кто высунулся из воды?
В. - Какие слова пропела лисичка?
В. - Что ответил бычок?
В. - Понравились слова бычка лисичке?
В. - Что спросила лиса – мать?
В. - Как ответила лисичка?
.
В. - Что еще спросила лиса -мать?
В. - Что ответила лисичка?
В. - Какой вывод сделала мама-лиса?
5. Физминутка «Лисонька».
Утром лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать все лапки стала –
Лапки, ножки и бока.
Вот какая красота!
7. Подготовка детей к пересказу.
В. - А теперь, я вам предлагаю послушать сказку еще раз, подумать и подготовиться к пересказу сказки.
8. Пересказ сказки детьми по частям.
Дети рассказывают по цепочке.
В. - Согласны ли вы с концовкой сказки?
Как бы вы закончили сказку?
В. - Как вы думаете, можно ли дразнить тех, кто чем-то отличается от окружающих? Почему?
В. - Какие пословицы вы знаете по данной теме?
«Слово может обидеть,
Слово может спасти,
Слово может полки за собой повести»
«Доброе слово дом построит, а злое слово разрушит»
«Худое слово доведет до дела злого»
«От худого слова – да навек ссора»
«Как аукнется, так и откликнется»
«Не хочешь, чтобы тебя обидели, не обижай других»
В. - Какие вежливые слова вы знаете?
Д. - Спасибо, пожалуйста, здравствуй, до свидания, прости, будь добр, и т. д.
В. Спасибо всем, занятие наше заканчивается и я очень хочу, чтобы вы были настоящими, добрыми друзьями.