Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством России | Двурядко Надежда Алексеевна. Работа №345947
В статье рассматривается важность знакомства детей с народным декоративно-прикладным искусством России в процессе обучения в детской школе искусств. Народные традиции, воплощенные в декоративно-прикладном искусстве, играют важную роль в воспитании эстетического вкуса, патриотизма и уважения к культуре своей страны. Описаны основные виды народных ремесел и способы их изучения на занятиях по живописи, рисунку, декоративно-прикладному искусству и скульптуре. Приводятся примеры работ и творческих заданий для учеников, которые помогают им проникнуться ценностями народного искусства.
ЗНАКОМСТВО С НАРОДНЫМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ РОССИИ
Двурядко Надежда Алексеевна, преподаватель
ГБО ДО РА «ДШИ п. Каменномостского»
Аннотация. В статье рассматривается важность знакомства детей с народным декоративно-прикладным искусством России в процессе обучения в детской школе искусств. Народные традиции, воплощенные в декоративно-прикладном искусстве, играют важную роль в воспитании эстетического вкуса, патриотизма и уважения к культуре своей страны. Описаны основные виды народных ремесел и способы их изучения на занятиях по живописи, рисунку, декоративно-прикладному искусству и скульптуре. Приводятся примеры работ и творческих заданий для учеников, которые помогают им проникнуться ценностями народного искусства.
Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, народные ремесла, традиции, эстетическое воспитание, творчество, дети, школа искусств.
Народное декоративно-прикладное искусство России занимает особое место в культурном наследии нашей страны. Его многовековые традиции формировались под влиянием природы, образа жизни и верований народа, отражая в себе национальные ценности и мировоззрение. Важной задачей детских школ искусств является сохранение и передача этих традиций подрастающему поколению. Знакомство детей с народными ремеслами и искусством позволяет им не только овладеть техникой, но и понять глубокий смысл этих творений, проникнуться культурой своих предков.
В процессе преподавания живописи, декоративно-прикладного искусства и скульптуры в детской школе искусств особое внимание стоит уделять народному творчеству. Одним из наиболее доступных для восприятия детьми видов искусства является хохломская роспись. Яркие, насыщенные цвета и характерные растительные мотивы привлекают внимание детей и побуждают их к экспериментам с цветом и формой. На занятиях по живописи можно предложить ученикам изучить основные приемы хохломской росписи, научиться изображать стилизованные листья, цветы и ягоды, характерные для этого стиля. Такой творческий опыт помогает детям освоить композицию, развить чувство ритма и гармонии.
Другим интересным направлением для изучения является гжель – традиционное русское искусство росписи керамики в синих тонах. На уроках рисунка и декоративно-прикладного искусства ученики могут познакомиться с особенностями создания гжельских узоров, изучить плавные линии и изящные формы. Например, детям можно предложить нарисовать свою собственную вазу или чашку в стиле гжель, используя традиционные мотивы и палитру. Этот процесс не только развивает навыки рисования, но и воспитывает у детей аккуратность и внимание к деталям.
Также важным элементом в изучении народного декоративно-прикладного искусства является скульптура и лепка. Знакомство с дымковской игрушкой – ярким примером русского народного творчества – может стать вдохновляющим опытом для детей. В ходе работы над лепкой фигурок в стиле дымковской игрушки дети учатся работать с формой, объемом, симметрией и пропорциями. Особое внимание уделяется раскрашиванию фигурок, где дети используют яркие цвета и контрастные узоры. Этот процесс помогает развивать у детей пространственное мышление и творческую фантазию.
Неотъемлемой частью художественного воспитания в школе искусств является изучение истории искусства, в том числе и народного декоративно-прикладного творчества. Преподаватели могут вводить детей в историю возникновения и развития различных ремесел: как ковка, плетение, ткачество и резьба по дереву развивались на территории России, как эти традиции передавались из поколения в поколение и сохранялись до наших дней. Например, можно предложить ученикам создать творческую работу на основе изученных материалов: нарисовать эскиз узора для ковра или создать декоративный орнамент для деревянной шкатулки.
Для детей особенно важен практический подход в изучении народного искусства. На уроках можно не только показывать примеры ремесел, но и давать возможность ученикам создавать собственные изделия, опираясь на традиции. Это могут быть небольшие проекты, например, создание текстильных кукол или декоративных панно с использованием народных мотивов. Такие проекты дают детям возможность почувствовать себя частью великой культурной традиции и развивают уважение к труду мастеров.
Примером творческого задания может стать проект по созданию "собственного народного промысла". Учеников можно разделить на группы, каждая из которых придумает свой стиль декоративно-прикладного искусства, опираясь на элементы народных ремесел. Затем они должны будут представить свои работы в классе, объясняя выбранные формы, цветовые решения и технику выполнения. Такое задание помогает развивать у детей креативность, аналитическое мышление и навыки работы в коллективе.
Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством не только развивает их художественные способности, но и способствует воспитанию патриотизма, гордости за свою страну и уважения к культуре предков. Преподавателям детских школ искусств важно прививать детям любовь к народным традициям, формировать у них чувство эстетики и ценность культурного наследия. Творческая работа с использованием элементов народного искусства становится важной частью формирования их личностных качеств и творческого мировоззрения.
В заключение стоит отметить, что народное декоративно-прикладное искусство России – это неиссякаемый источник вдохновения и творческого развития для детей. Через знакомство с этими традициями дети не только учатся различным техникам и приемам, но и приобретают важные жизненные ценности, которые будут сопровождать их в дальнейшем творческом пути.
Список литературы
Буровкина
Л
.
А
.
Декоративно
-прикладное искусство как источник художественно-творческой деятельности учащихся // Вестник ТГУ. 2009. №6.
Газизуллина
Д.И.,
Миннуллина
Р.Ф. Р
оль народного декоративно-прикладного искусства в развитии детей дошкольного возраста
// Вестник науки. 2024. №2 (71).
Спирина М
.
Ю
.
Традиционное прикладное искусство в современном социуме // Сборник научных статей «Всероссийский конгресс фольклористов». 2019. №4.