Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Знакомство с народными музыкальными инструментами» | Грищук Ольга Александровна. Работа №336704

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко, что свидетельствует о музыкальности детей, у других же способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые представления — способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам.

 

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА–ДЕТСКИЙ САД №154»

города Магнитогорска

 

 

 

 

 

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста

«Знакомство с народными музыкальными инструментами»

 

 

 

 

 

составила: воспитатель

Грищук Ольга Александровна

 

 

 

 

 

Июнь 2024 год

Музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко, что свидетельствует о музыкальности детей, у других же способности обнаруживаются позже, развиваются труднее.

Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые представления — способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам.

Музыкальная деятельность – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя, с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие). Музыкальная деятельность развивает не только музыкальные, но и общие способности: мышление, эмоции, творческое воображение, укрепляется воля, способность удерживать произвольное внимание. В свою очередь, общие способности влияют на формирование музыкальных.

Выделяют следующие виды музыкальной деятельности, каждый из которых служит средством развития какой–либо музыкальной способности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность.

Цель НОД: Расширять представления детей о многообразии музыкальных инструментов.

Задачи:

Образовательные:

Расширить представление детей о многообразии народных музыкальных инструментов.

Познакомить детей с новыми музыкальными инструментами: гармонь, баян, рожок, барабан, свирель, бубен, трещотки, гусли, ложки.

Развивающие:

Развивать речь детей, умение свободно и четко выражать свои мысли.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к музыке, расширять музыкальный кругозор, пробуждать интерес ко всем видам музыкальной деятельности.

Ход занятия:

Организационный этап

Воспитатель: Ребята, скажите, а вы любите музыку?

Дети: Да.

Воспитатель: А с помощью чего появляется музыка?

Дети: С помощью музыкальных инструментов.

Воспитатель: Ребята, я хочу предложить вам совершить удивительное путешествие в страну народных музыкальных инструментов. Вы хотите?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: Ну, тогда присаживайтесь на свои места. Сейчас я вам буду показывать интересные музыкальные инструменты. И первой у нас будет: гармонь.

Гармонь (гармоника, гармошка) — музыкальный инструмент с мехами и двумя кнопочными клавиатурами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента: при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд. На правой клавиатуре играется мелодия.

Я играю на гармошке, хоть моя гармонь с ладонь,

Если вырасту немножко, подрастёт моя гармонь.

Включается звуковая дорожка – гармонь.

Воспитатель: Следующий музыкальный инструмент. Баян - тоже изобретение русское.

В 1907 году его изготовил Петр Стерлигов. Сам мастер не хвастался, что придумал новый инструмент. А дал имя знаменитого сказителя-музыканта Древней Руси: Баяна. Это название унаследовали все инструменты такого типа. Клавиатура же, изобретенная мастером и разместившаяся на правой стороне инструмента, получила название системы Стерлигова.

Включается звуковая дорожка – баян.

Воспитатель: Следующий музыкальный инструмент. Рожок представляет собой прямую трубу с пятью игровыми отверстиями сверху и одним снизу. Изготовляют рожок из березы, клена или можжевельника. Звук у рожка сильный, но мягкий. Извлечение звука на инструменте довольно трудно.

Разгоняя облака, вышло солнце из рожка,

Заиграл, запел рожок, «В небе солнце я зажег!»

Включается звуковая дорожка – рожок. При наличии в группе рожка предложить детям поиграть на нём.

Воспитатель: А следующий у нас будет барабан.

Барабан - это общее название многочисленных ударных музыкальных инструментов, состоящих из полого цилиндрического корпуса с натянутой на него кожей (мембраной). По барабанам бьют руками, палками или специальными колотушками. Барабаны в далекие времена использовались для исполнения музыки во время церемоний и ритуалов (например, барабаны американских индейцев, предупреждения об опасности или инструктажа армии во время сражений).

Вот ударил в барабан, барабанщик, баран!

Громко бить по барабану, Очень нравится барану!

Включается звуковая дорожка – барабан. При наличии в группе барабана предложить детям поиграть на нём.

Воспитатель: Свирель народный музыкальный инструмент в виде дудки (чаще — спаренных дудок) из дерева, тростника

 

Как похожи птичьи трели На звучание свирели! И когда поет капель, Тоже слышится свирель!

Включается звуковая дорожка – свирель.

Воспитатель: бубен музыкальный ударный инструмент в виде неширокого круглого деревянного обода, с натянутой на одной стороне кожей. Внутри обода подвешивались бубенчики и колокольцы, а в прорези стенок вставлялись звенящие металлические пластинки. Бубен известен как музыкальный инструмент русских скоморохов.

Если в бубен бьет медведь! Бубну – как не зазвенеть!

А комар забьет в него - Не услышишь ничего!

Включается звуковая дорожка – бубен.

Воспитатель: трещотка – это ударный инструмент, набор деревянных дощечек нанизанных на веревку. При встряхивании трещотка дает резкий щелкающий звук, употребляется для ритмичного сопровождения народных песен и танцев

Растрещались две трещотки

У трещоток звуки четки! Если быстро нас вращать,

Будем громко мы трещать!

Включается звуковая дорожка – трещотка. При наличие в группе трещотки, можно дать детям попробовать поиграть.

Воспитатель: гусли древнейший музыкальный инструмент россиян. На гуслях играли герои русского эпоса: Садко, Добрыня Никитич, Баян. Одна из разновидностей гуслей - гусли звончатые применяются в оркестре русских народных инструментов как сольный инструмент.

Выходили гуси, Выносили гусли.

Раз по струнам провели, Все деревья зацвели!

Включается звуковая дорожка – гусли.

Воспитатель: расписные крестьянские деревянные ложки. Звук производится путём удара ложки о ложку. Напоминает звук кастаньет.

Три веселых кошки, Взяли в лапки ложки!

Деревянные, резные, Звонкие, да расписные!

Включается звуковая дорожка – ложки. При наличие в группе ложек, можно дать детям попробовать поиграть.

Воспитатель: Вы заметили, что у нас в группе оформлен музыкальный уголок музыкальных инструментов. Я приглашаю вас подойти и познакомиться с ними поближе.

Дети рассматривают инструменты. Воспитатель спрашивает у детей что им запомнилось, какие инструменты им больше понравились. Дает потрогать некоторые из них. После того как дети рассмотрели инструменты воспитатель приглашает их присесть на свои места, т. к. путешествие еще не закончилось и впереди ждут сюрпризы.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите услышать, как звучит настоящий, концертный баян?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: Я вам предлагаю послушать русские народные песни на баяне. (Видео).

После того как исполнится несколько песен воспитатель приглашает детей самим создать ансамбль и поиграть на инструментах. Дети подходят к инструментам выбирают и под руководством воспитателя играют простую мелодию.

Воспитатель: Какие у нас замечательные музыканты, но чтобы играть сложные музыкальные произведения, надо долго и упорно учиться в музыкальной школе, знать хорошо ноты. А для того, чтобы держать такие тяжелые инструменты, как баян, гармонь, нужны силы и поэтому детям надо хорошо кушать. Вы хотите научиться играть на музыкальных инструментах? Тогда нужно немного подрасти и набраться сил и терпенья. Я сейчас наше путешествие в страну музыкальных инструментов подошло к концу и мы с вами возвращаемся в детский сад.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×