Знакомство с православным праздником «Троица» | Леташина марина Владимировна. Работа №338421
Знакомство с православным праздником «Троица»
Цель: знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.
Задачи:
- формировать представления о празднике Троица, празднике русской березки;
- развивать творческие способности детей средствами русского фольклора;
- способствовать формированию гармонически развитой личности;
- поддержать познавательный интерес к истории родного поселка, к своей малой Родине;
- воспитывать у детей нравственные и эстетические чувства – любовь к природе, родному краю.
« Знакомство с православным праздником «Троица»
Старший дошкольный возраст
Подготовила:
.
Пояснительная записка
Цель: знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.
Задачи:
- формировать представления о празднике Троица, празднике русской березки;
- развивать творческие способности детей средствами русского фольклора;
- способствовать формированию гармонически развитой личности;
- поддержать познавательный интерес к истории родного поселка, к своей малой Родине;
- воспитывать у детей нравственные и эстетические чувства – любовь к природе, родному краю.
Состав группы воспитанников: дети подготовительной к школе группы.
Актуальность. Актуальность выбранной темы занятия заключается в том, что Троица – один из светлых праздников. Со своими обычаями и обрядами он играет значительную роль в православной культуре. В русской народной традиции праздник Троицы был связан с проводами весны и встречей лета. Праздник Троицы можно с полным правом отнести к самым большим и, в то же время, самым загадочным праздником на Руси. С возрождением веры в России возрождаются и традиции празднования православных праздников. В наше время устраиваются народные гуляния с играми, представлениями, песнями. Таким образом, наше занятие поможет детям не только сформировать представления о традициях на Руси, но и воспитать нравственно-духовные качества личности: доброту, радость, вежливость и другие.
Предварительная работа: разработка сценария, чтение художественной литературы, изучение иллюстраций из серии «Православные праздники», разучивание хороводной песни «Во поле березка стояла», экскурсия в храм.
Интеграция: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Формы проведения занятия, виды деятельности: тематическое занятие.
Предполагаемый результат: Умение детей эмоционально выражать чувство любви к природе, ценить её красоту, неповторимость, хрупкость через, доступные детям, творческие проявления. Дать элементарные знания детей об истории, быте русского народа, о празднике Троица.
(Образовательная деятельность происходит в мини музее «Русская изба»).
(Изба украшена ветками березы, цветами, пол устелен свежескошенной травой. Посреди избы стоит березка в кадке. На стенде оформлена выставка рисунков о православных праздниках: Рождество, Крещение, Пасха.)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами пришли в «русскую избу», чтобы познакомиться с еще одним православным праздником.
Но сначала, я бы хотела, чтобы мы с вами поздоровались по-особенному. Давайте станем в круг. Я буду говорить приветствие, а вы за мной повторять.
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй матушка земля,
Здравствуйте мои друзья.
Воспитатель: от такого приветствия, у всех улучшилось настроение, и засветились улыбки на ваших лицах.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на выставку рисунков.
Какие праздники изображены на них?
(ответы детей)
Воспитатель: молодцы, ребята. Сегодня мы с вами вспомнили православные праздники, которые отмечают на Руси: Рождество, Крещение, пасха.
Хороши все праздники, каждый по-своему.
А сегодня я познакомлю вас с еще одним праздником, который отмечают в самом начале лета.
(воспитатель обращает внимание на убранство «избы».
Воспитатель: ребята, что изменилось в избе (украшена веточками березы, цветами, душистыми травами).
(ответы детей)
(на экране проектора появляется изображение храма, звучит звон колоколов)
Воспитатель: с давних времен на Руси приход лета отмечают особым обычаем – празднованием Святой Троицы. Этот праздник знаменует прощание с весной и встречу с летом, прославляют зеленеющую землю.
А история праздника такова: на пятидесятый день после Пасхи ученики Христа собрались вместе. Вдруг они услышали шум сильного ветра. А потом над головой появились языки пламени. Они светили ярко, но не обжигали людей. Так сошел на Апостолов Святой Дух. После этого стали Апостолы говорить на разных языках и стали проповедовать учение Христа по всему миру. Поэтому этот день считается Днем Рождения Православной Церкви.
Воспитатель: Ах, Троица, ах Троица!
Зеленая пора!
Как дышится, как молится,
Как звонится с утра!
Легко на сердце, благостно,
Любовью все живет.
На троицу так радостно,
И так душа поет!
Воспитатель: ребята, а что вы почувствовали, когда слушали стихотворение?
(ответы детей)
Воспитатель: Говорят, на Троицу земля – именинница. В этот день землю не пашут, не копают, отдыхает Земля матушка. В этот день дома и улицы украшали веточками березы, цветами. В праздник Святой Троицы особое внимание оказывается Березке.
(на экране проектора появляется изображение березки).
Воспитатель: ребята, а вызнаете стихи о березке?
(дети рассказывают стихи о березке)
Воспитатель: молодцы, сколько красивых слов вы сказали о березке.
(на экране появляется березка, покачивающаяся от ветра).
Воспитатель: ребята, посмотрите, березка что-то хочет нам сказать.
(звучит фонограмма слов березки)
Березка: Спасибо вам, ребята, за красивые слова. А хотите, я расскажу вам сказку?
В некотором царстве, в некотором государстве, жила – была березка. Спала она крепким сном всю зимушку. А весна – красна пришла, солнышко пригрело, теплым ветерком повеяло и проснулась красавица березка. Проснулась, оглянулась, сережками украсилась к празднику приготовилась, ко дню Святой Троицы.
Воспитатель: в день Святой Троицы березку наряжали, словно девицу красную. Украшали ее бусами, лентами, платочками. Давайте и мы с вами украсим нашу березку разноцветными лентами.
(дети украшают березку ленточками)
Воспитатель: полюбуйтесь, какая красивая стала наша березка.
(звучит фонограмма голоса березки)
- уж, вы, милые детишки мои,
- ой спасибо, за наряды, подаренные.
- Ожила я – веселиться хочу,
- Песни петь, хороводы водить.
Воспитатель: ребята, березка приглашает нас в хоровод.
(хоровод «Во поле береза стояла»).
Воспитатель: а еще в этот день любили в игры играть.
игра «Золотые ворота»
(Дети присаживаются на стульчики)
Воспитатель: а сейчас я познакомлю вас с традициями, связанные с этим праздником:
- В этот день умывали глаза речной или колодезной водой, чтобы не болели.
- Девушки спрашивали у кукушки, долго ли им еще в родительском доме жить.
- Бросали монетку в колодец или в речку – на удачу.
- Ребятишки плясали и пели заклички.
Воспитатель: а еще вот одна забава, которую любили и взрослые и дети. Кто из вас любит загадки отгадывать?
- Кто придумал мир, так чудесно смог?
Жизнь кто людям подарил?
Ну конечно… (бог)
- Как господь людей всех любит,
Так и мы должны любить.
Помните об этом люди
И давайте в мире…(жить)
- У кого она в достатке,
С тем дружить легко и гладко.
Для души приобрету, я у бога…. (доброту)
Воспитатель: молодцы ребята, отгадали все загадки.
На этом наше занятие подошло к концу. А сейчас я хочу узнать, что нового вы узнали.
(вопросы к детям)
- как называется праздник, который мы отмечаем сегодня.
- когда отмечают праздник Святой Троицы.
- какое дерево является символом Святой Троицы.
Воспитатель: Праздник Троица –Злат венец. А вам, мри дорогие – здоровья и радости! А теперь давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Мы будем по очереди передавать теплоту своих сердец через рукопожатие. Для этого нужно крепко пожать руку соседа.
А заканчивается наше занятие, по доброй традиции, сладким угощением: чайком, да крендельком!.