Знакомство со сказками А.С. Пушкина | Суслина Юлия Владимировна. Работа №310507
Цель: Познакомить с биографией и произведениями А.Пушкина; прививать интерес и любовь к поэзии; упражнять в выразительном чтении; развивать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты:
Личностные:
1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;
2.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.
Регулятивные (способность организовать свою деятельность):
1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
2.Адекватно оценивать свои достижения;
3.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
Познавательные (искать, получать и использовать информацию):
1.Осознавать познавательную информацию;
2.Читать и слушать, извлекая нужную информацию;
3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами;
4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;
5. Обращаться к различным словарям, справочникам; находить в них нужные сведения;
6.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;
Коммуникативные:
1.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;
2.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.
Межпредметные связи: ИЗО, русский язык, окружающий мир.
Конспект открытого урока
литературного чтения
в 1-ом классе
Тема: А.С.Пушкин и его сказки.
Цель: Познакомить с биографией и произведениями А.Пушкина; прививать интерес и любовь к поэзии; упражнять в выразительном чтении; развивать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты:
Личностные:
1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;
2.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.
Регулятивные (способность организовать свою деятельность):
1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
2.Адекватно оценивать свои достижения;
3.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
Познавательные (искать, получать и использовать информацию):
1.Осознавать познавательную информацию;
2.Читать и слушать, извлекая нужную информацию;
3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами;
4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;
5. Обращаться к различным словарям, справочникам; находить в них нужные сведения;
6.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;
Коммуникативные:
1.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;
2.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.
Межпредметные связи: ИЗО, русский язык, окружающий мир.
Ресурсы: учебник, предметные картинки, магнитная доска, презентация.
Организация пространства: групповая работа, работа в парах, фронтальная работа.
Ход урока:
1. Организационный момент. (Слайд 1)
-Ребята, к нам сегодня на урок литературного чтения пришли гости. Давайте повернемся и поприветствуем их. Спасибо, садитесь.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости захотели,
Снова в гости к нам прийти!
2. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности
(Слайд 2)
-Кто зовёт нас в гости?
-Кто догадался, чему будет посвящён наш урок?
- Вы любите сказки?
-Кто знает, какие бывают сказки?
Сказки можно разделить на две группы. (Слайд 3)
Сказки народные авторские
-Почему они называются народными?
-Приведите примеры таких сказок.
(«Колобок», «Курочка Ряба», «Репка»…)
-Почему называются авторскими?
-Какие авторские сказки вы читали?
( «Теремок» Е.Чарушин, Гаршин «Лягушка путешественница».
-Сегодня мы отправимся в путешествие по замечательным сказкам Лукоморья. Там познакомимся еще с одним автором сказок, послушайте внимательно.
Читается отрывок (аудио запись) из поэмы А.Пушкина «Руслан и Людмила» («У Лукоморья дуб зеленый…»). (Слайд 4)
-Кто может сказать, что такое Лукоморье?
-Кто может назвать автора этих строк?
-Кот ученый задал вам сложную задачку. Разгадайте слова которые здесь зашифрованы.
ЧWQИUZТQIANVTRDЬ
ДJZУURMQSAJYTIVЬ (Слайд 5)
(читать, думать)
-Вспомните пословицу с этими словами. (Мало уметь читать, надо уметь думать). (Слайд 6)
- Сегодня на уроке мы будем учиться читать, думать, мыслить, рассуждать, учиться красиво говорить.
Ответы детей.
Физ.минутка (Слайд 7)
3. Работа по теме урока Фронтальная работа.
Работа по учебнику, с. 52 – 53
- С произведениями, какого автора мы сегодня познакомимся? (Слайд 8)
-Обратите внимание, у нас оформлена выставка посвященная творчеству великого поэта А.С.Пушкину. Вы можете потом ознакомиться с ней.
Краткое знакомство с жизнью и творчеством А.С.Пушкина (рассказ учителя)
-А.С.Пушкин – один из самых любимых писателей в нашей стране.
Родился он в 1799 году в Москве. (Слайд 9)
Его отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду. (Слайд 10)
Мать, Надежда Осиповна Пушкина была начитана, прекрасно владела французским языком. (Слайд 10)
В детстве воспитанием Александра Сергеевича занималась няня Арина Родионовна. (Слайд 11) Она рассказывала мальчику очень много сказок, он слушал их с удовольствием, запоминал. А позже стал писать и сам. Особенности сказок в том, что они написаны в стихах.
-А кто читал произведения А.С.Пушкина? Какие?
- Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Доскажи словечко», нужно будет вспомнить сказки А.С.Пушкина и досказать словечко хором.
«А сама-то величава,
Выступает, будто…(пава)»
(«Сказка о царе Салтане…»)
«Ой вы, гости-господа,
Долго ль ехали? Куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете…(чудо)»
(«Сказка о царе Салтане…»)
«Кто скорее из нас обежит около моря,
Тот и бери себе полный оброк,
Между тем нам приготовят…(мешок)»
(«Сказка о попе и работнике его Балде»)
«А сидит в нем князь Гвидон,
Он прислал тебе…(поклон)»
(«Сказка о царе Салтане…»)
«Коли красная девица,
Будь нам милая…(сестрица)»
(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
«Нужен мне работник:
Повар, конюх и …(плотник)»
(«Сказка о попе и работнике его Балде»)
Прогнозировать содержание раздела.
-Узнаете ли вы это произведение? («Сказка о царе Салтане. о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» А.С.Пушкин.)
-Теперь давайте мы почитаем отрывки из сказок знаменитого русского писателя А.С.Пушкина.
Но перед тем как начать читать проведем гимнастику для язычка.
Речевая разминка. (Учись отчётливо произносить звуки).
(Слайд 12)
ОЙ – ОЙ – ОЙ – попрощались мы с зимой.
ЕЛЬ – ЕЛЬ – ЕЛЬ – наступил теплый апрель.
АЙ – АЙ – АЙ – приходи скорее май (хором).
(текст с. 52-53 читает учитель, дети следят по учебнику).
Самостоятельная работа. Выразительное чтение.
- Найди в учебнике и прочитай выразительно четверостишие к иллюстрации. Назови название сказки и автора.
(Слайды 13, 14, 15, 16)
Обсуждать прочитанное.
Читать произведение плавно, целыми слова-ми, при повторении — читать выразительно, вос¬принимать на слух художественное произведение.
Физминутка (Слайд 17)
Много дети мы читали
И немножечко устали.
Встанем, детки отдохнём
Физминутку проведём.
Раз поднялись, потянулись,
Два согнулись, разогнулись,
Три в ладоши три хлопка,
На четыре – руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
Семь и восемь – (лень отбросим!)
4. Продолжение работы по теме Работа в парах.
-Произведения А.С.Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка.
-Как вы уже заметили, что сказки А.С.Пушкина написаны в стихах?
-Как вы думаете, трудно ли сочинять стихи?
-А хотите попробовать себя в роли поэта и сочинить стихи?
-Для начала нужно научиться подбирать рифму.
Рифма - это созвучие концов стихотворных строк. (Слайд 18)
Кошка – мошка, плошка, окошко;
Майка – лайка, чайка, гайка;
Ночка – почка, кочка, дочка … (Слайд 19)
-Найдите рифмующие слова в сказке А.С.Пушкина.
-В сказке о Царе Салтане… князь Гвидон три раза принимал облик насекомого, чтобы повидать батюшку. Чей облик он принимал? (комар, муха, шмель)
Работа в парах.
-Перед вами карточки подберите к данным словам рифмующие слова. Попробуйте, используя их составить четверостишие.
1 ряд – комар, кошмар, отвар, шар…
2 ряд – муха, ухо, уха, лопуха…
3 ряд – шмель, ель, апрель, метель …
Работа в группах.
-В сказках всегда происходит волшебство. Сегодня я предлагаю вам побыть в роли волшебников. Дело в том, что злой колдун испортил иллюстрации к сказкам. Нужно помочь сказочным героям, соберите картинку и назовите к какой сказке она, назовите героев этой сказки.
Собери мозаику (в конверте)
5. Итог урока.
-С каким автором мы сегодня познакомились?
-Отрывки, из каких сказок читали?
-Что пробовали сами?
- Что вам понравилось в сегодняшнем уроке?
К2. Отвечать на итоговые вопросы урока.
6. Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке.
-Похлопайте - кто доволен своей работай.
-Потопайте - кто испытывал затруднения при выполнении заданий.
Вот и все. Последней сказки
Закрываем мы страницу!
В путешествии волшебном
Очень быстро время мчится!
Были вы, друзья, отважны,
Не боялись злых героев.
В жизни, верьте, очень важно
За друзей стоять горою!
Ну, а если захотите
В Лукоморье возвратиться,
То чудесные мгновенья
Могут снова повториться.
В этом нам поможет книга!
Стоит в руки ее взять,
И любимые герои
С вами встретятся опять!
-На нашей выставке, посвященной творчеству великого поэта, я приготовила для вас кроссворд по сказкам А.С.Пушкина. Чтобы разгадать его вы можете обратиться к его книгам. Желаю вам чудесных мгновений проведенных со сказками А.С.Пушкина. Р3. Оценивать свои достижения.
Ученики оценивают свою работу.