Знакомство со словами, обозначающими предметы | Кузькина Наталья Николаевна. Работа №338300
Конспект урока по русскому языку в 1 классе знакомит учеников со словами, обозначающими предметы, учит находить такие слова в речи, подготавливает детей к изучению имён существительных.
Тип урока: Открытие новых знаний
Тема: Слова, обозначающие предметы.
Цель урока: создание условий для формирования представления о словах, обозначающих предметы и их лексическом значении;
формирование у учащихся умения распознавать слова, обозначающие предметы, аргументировать свой выбор.
Планируемые результаты:
1. Умение писать правильно словарные слова, устно составлять предложения со словарными словами.
2. Умение определять лексическое значение слов, обозначающих предметы, объяснять значения слов с помощью учители или самостоятельно.
3. Умение задавать вопросы КТО? ЧТО? к словам, обозначающим предметы
4. Умение подбирать к правилу примеры.
5. Умение обозначать изученную орфограмму под руководством учителя или самостоятельно.
6. Умение составлять предложение из данных слов.
7. Умение объяснять смысл пословицы самостоятельно или с помощью учителя.
УМК: «Школа России»
Класс: 1
Тип урока: Открытие новых знаний
Тема: Знакомство со словами, обозначающими предметы
Цель урока: создание условий для формирования представления о словах, обозначающих предметы и их лексическом значении;
формирование у учащихся умения распознавать слова, обозначающие предметы, аргументировать свой выбор.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Закреплять умение писать грамотно словарные слова.
2. Формировать умение определять лексическое значение слов, обозначающих предметы..
3. Формировать умение задавать вопросы КТО? ЧТО?
4. Формировать умение иллюстрировать правило примерами.
5. Формировать умение обозначать изученную орфограмму.
6. Развивать умение составлять предложение из данных слов.
7. Развивать умение объяснять смысл пословицы.
Развивающие:
1. Развивать умение работать с информацией под руководством учителя
и самостоятельно.
2. Формировать умение делать вывод в совместной работе.
3. Формировать умение определять цель урока и задачи.
4. Развивать умение высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи.
5. Формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; адекватно воспринимать оценку своей.
6. Формировать умение слушать , слышать и понимать речь других.
7. Развивать умение принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения).
8. Формировать умение задавать вопросы, связанные с речевой ситуацией, отвечать на вопросы других.
9. Формировать умение работать в парах, учитывать мнение собеседника, высказывать свое мнение, договариваться и приходить к общему
решению в совместной деятельности; проявлять уважительное отношение к собеседнику.
Воспитывающие:
1.Формирование положительного отношения к языковой деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Умение писать правильно словарные слова.
2. Умение определять лексическое значение имени существительного.
3. Умение задавать вопросы КТО? ЧТО?
4. Умение иллюстрировать правило примерами.
5. Умение обозначать изученную орфограмму.
6. Умение составлять предложение из данных слов.
7. Умение объяснять смысл пословицы.
Личностные:
1. Положительное отношение к языковой деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные:
1. Умение формулировать цель урока и учебные задачи.
2. Умение высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи.
3. Умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
адекватно воспринимать оценку своей работы.
Познавательные:
1. Умение работать с информацией, представленной в разных формах , под руководством учителя и
самостоятельно.
2. Умение делать вывод в коллективной работе.
Коммуникативные:
1. Умение слушать собеседника и понимать речь других.
2. Умение принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.).
3. Умение задавать вопросы, соответствующие речевой ситуации, отвечать на вопросы других.
4. Умение работать в парах, учитывать мнение собеседника, высказывать свое предположение, приходить к единому решению в
совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к собеседнику.
Оборудование: учебник, интерактивная доска.
Образовательный ресурс: В. П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – (Школа России). – 1 класс.
План урока:
1.Этап мотивации
1.1. Приветствие
1.2. Проверка готовности к уроку
1.3. Развитие речи. Работа с пословицей.
2.Этап актуализации и пробного учебного действия
2.1. Игра «Найди ошибку»
2.2. Дидактическая игра «Лишнее слово»
3. Этап выявления места и причины затруднения
3.1. Наблюдение над языковым материалом.
3.2. Постановка проблемы урока.
4. Этап построения плана выхода из затруднения
4.1. Формулирование темы урока
4.2. Формулирование цели урока
4.3. Планирование своей деятельности
5. Этап реализации построенного плана
5.1. Работа с картинками
5.2. Самостоятельное формулирование правила учащимися
5.3. Применение правила
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
6.1. Запись слов, обозначающих предметы, отвечающих на вопрос КТО? ЧТО? Выделение орфограмм в словах.
6.2. Работа над лексическим значением слов, обозначающих предметы.
7. Этап самостоятельной работы с последующей проверкой в классе
7.1. Запись слов с заданным лексических значением
7.2. Составление предложения с данными словами
8. Этап включения в систему знаний и повторения
8.1. Работа с пословицами
8.2. Запись предложения, нахождение слов, обозначающих предметы.
9. Этап рефлексии учебной деятельности
Ход урока
Этапы урока, их задачи
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Этап мотивации
Задача: создание условий для
возникновения у обучающихся учебной мотивации.
1.1. Проверка готовности к уроку
-Проверьте, пожалуйста, дети, всё ли у вас готово к уроку: на столах у вас должен лежать учебник, тетрадь, пенал.
-Все готовы, давайте начнём.
1.3. Развитие речи. Работа с пословицей.
-Ребята, посмотрите на слайд. СЛАЙД
- Прочтите пословицу про себя.
НА СЛАЙДЕ: Дорог не подарок - дорого внимание.
- … прочти вслух.
-Как вы понимаете смысл пословицы?
-Я вам желаю сегодня на уроке быть наблюдательными и внимательными.
Дети
читают.
Объясняют смысл пословицы: важна не стоимость подарка, а чувства, которые он призван вызвать.
2. Этап
Актуализации учебного действия
Задача: повторение изученного
материала, необходимого для
«открытия нового знания», и
выявление
затруднений
индивидуальной
деятельности
каждого учащегося
2.1. Игра «Найди ошибку»
- Я буду читать вам фразы, если вы считаете, что всё правильно – вы хлопаете, а если есть ошибка – топаете.
1. В нашей речи есть группы слов, которые называют предметы, признаки, действия.
2. Слова-названия предметов отвечают на вопросы: что делать? Что сделать?
3. Слова названия действий предметов отвечают на вопросы: что делает? что сделает?
4. Слово «рисовать» отвечает на вопрос: что?
2.2. Игра «Лишнее слово»
-Ребята, сумеете ли вы распознать, что обозначают названные мною слова? Я приготовила ещё одно задание. Посмотрите на слайд, здесь три слова. СЛАЙД
НА СЛАЙДЕ: солнечный, весенний, день
- Прочитайте их про себя. Вслух прочитает… Какое из этих слов лишнее и почему? (день)
-На какой вопрос отвечают остальные слова?
-Посмотрите следующие 3 слова. СЛАЙД
На слайде: кататься, девочка, зайчик.
- Какое здесь слово лишнее?
- Почему?
-А остальные слова?
- Какой вывод вы можете сделать?
-Слова-названия предметов отвечают на вопросы кто?, что?
-Нет, слово «рисовать» отвечает на вопрос что делать?
-Лишнее слово день, потому что отвечает на вопрос что? Обозначает предмет.
-Отвечают на вопрос какой?
- Обозначают признак предмета.
-Лишнее кататься, отвечает на вопрос что делать?, это действие предмета.
-Отвечают на вопрос кто, обозначают предмет.
-Чтобы определить , что обозначает слово, нужно задать вопрос.
3. Этап выявления места и причины затруднения
Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выя-вление места и причины затруднения. Умение осознать то, в чем именно состоит
затруднение.
3.1. Наблюдение над языковым материалом.
-Молодцы, ребята, проверим, как вы умеете определять, что обозначает слово
-Посмотрите на слайд. СЛАЙД
НА СЛАЙДЕ: белый, белизна, белеть
- Прочитайте слова. Что общего у этих слов?
-Чем отличаются?
-Задайте вопрос к каждому слову, сделайте вывод.
3.2. Формулирование проблемы урока.
-Найдите слово «белизна», что оно обозначает: предмет, признак или действие?
-Что вы знаете о словах, обозначающих предмет?
-Всё ли мы знаем о словах, обозначающих предмет?
-Итак, какова проблема урока?
-Общая часть слова, это родственные слова
-Вопросами.
-Какой? Белый – признак предмета. Что? белизна - предмет. Что делать? белеть – действие предмета
-Предмет.
-Отвечают на вопросы «кто?», «что».
-Нет, не всё
4. Этап построения плана выхода из затруднения
Задача: постанов-ка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств
их реализации.
4.1. Формулирование темы урока
- Какова же тема нашего урока? (СЛАЙД)
4.2. Формулирование цели урока
-Ребята, откройте, пожалуйста, учебник, прочитайте тему.
-Какова же будет цель нашего урока? СЛАЙД
4.3. Планирование деятельности
-Что мы для этого должны сделать?
(-Посмотрите на страницу учебника.)
-Да, ребята, сегодня мы с вами познакомимся со словами, обозначающими предметы, научимся находить их в предложении.
- Имя существительное
-Слова, обозначающие предметы.
-Познакомится с правилом, выполнить упр., вставить слова
5.
Этап
реализации
построенного плана
Задача: построение учащимися ново-го способа действий и
формирование
умений его
применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение,
так и при решении задач такого класса или типа вообще.
Физминутка
5.1. Работа с картинками
-Ребята, начнём изучать слова, обозначающие предметы с рассматривания картинок.
-Рассмотрите рисунки.
-Назовите предметы.
-Поставьте вопрос к каждому слову-названию предмета.
5.2. Самостоятельное формулирование правила учащимися
-На какие вопросы отвечают слова, обозначающие предметы?
-Молодцы, ребята, вы сами сформулировали новое правило.
5.3. Работа с правилом
- Давайте сверим наши выводы с правилом в учебнике. Прочитайте правило про себя. Прочти вслух…
-Составьте вопросы к правилу. Ответьте на эти вопросы, поработав в парах.
(Что?) яблоко, (что?) машина, (кто?) девочка, (что?) ролики, (кто?) сорока, (что?) чашка. (что?) карандаш, (что?) пенал, (кто?) заяц, (кто?) обезьяна, (что?) молоток, (кто?) снегирь, (что?) капуста
-Это слова обозначают предметы.
- На какие вопросы отвечат слова, обозначающие предметы?
6. Этап первичного закрепления
с проговариванием во внешней
речи
Задача:
усвоение учащимися
нового способа действия при
решении
типовых
задач.
6.1. Запись слов, отвечающих на вопрос КТО? ЧТО? Выделение орфограмм в словах
-Молодцы, ребята.
-А теперь, давайте запишем слова с комментированием так: сначала запишем слова, отвечающие на вопрос кто?, затем слова, отвечающие на вопрос что? по образцу, подчёркивая изученные орфограммы.
-Назови первое слово (по цепочке, сверяясь со слайдом)
-Какой вывод вы можете сделать?
-Молодцы, ребята.
6.2. Работа с лексическим значением слов, обозначающих предметы.
-Ребята, что обозначают слова, отвечающие на вопросы кто? что?
-Что мы подразумеваем под словом предмет?
- Давайте проверим ваши предположения.
Посмотрите на записанные слова. Найдите слово, которое обозначает людей,
-животных,
-птиц,
-овощи,
-посуда,
-фрукты…
(кто?) девочка, (кто?) сорока, (кто?) заяц, (кто?) обезьяна, (кто?) снегирь,
(Что?) яблоко, (что?) машина, (что?) ролики, (что?) чашка. (что?) карандаш, (что?) пенал, (что?) молоток, (что?) капуста
-Предмет
-Это всё что можно потрогать, увидеть, представить.
- девочка;
- заяц, обезьяна;
-сорока, снегирь;
- капуста;
-чашка;
-яблоко.
7. Этап самостоятельной работы
с самопроверкой по эталону
Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия
и исполнитель-ская рефлексия
(коллективная
и индивидуаль-ная) достижения
цели пробного учебного дейст-вия, применение нового знания в
типовых заданиях.
7.1. Запись слов с лексических значением
-Молодцы, ребята.
-Посмотрите на записи на доске. Прочтите слова про себя.
-Прочти вслух.
-Давайте попробуем разделить слова на группы по их лексическому значению. Нужно быть очень внимательным и правильно задавать вопрос к словам.
-Первое слово «люди», какие слова мы запишем в эту группу? Почему?
-Итак, ребята, 1 вариант запишет в тетрадь слова, которые относятся к группе «животные»; 2 – к группе «растения».
К доске выйдет … и выпишет слова, относящиеся к группе под названием «одежда».
- Вижу, все справились. Внимание на слайд, ребята, давайте проверим, правильно ли вы выполнили упражнение. Если есть ошибки, исправьте их. СЛАЙД
-Поднимите руку, если у вас не было ошибок.
-Молодцы, ребята.
-Поднимите руку те, у кого они были. (Не расстраивайтесь, в следующий раз у вас всё получится)
7.2. Составление предложения с данными словами
-Ребята, составьте предложение со словом, которое вам понравилось из этого упр. и запишите его себе в тетрадь.
- … прочти своё предложение вслух.
-Молодцы, ребята.
-Люди: (кто?) учитель, школьник, ребята, врач
Животные (кто?) верблюд, пчела, окунь
Растения (что?) земляника, ромашка, осина
Одежда (что?) платье, пальто, костюм, шляпа
-Врач лечит болезни.
8. Этап включения в систему
знаний и повторения
Задача:
повторение
и закрепление ранее изученного и подготовка
к изучению
следующих
разделов курса,
выявление
границы
применимости нового знания и
использование его в системе изученных ранее
знаний, повторение учебного содержания,
необходимого для обеспечения
содержательной непрерывности,
включение
нового способа
действий в систему знаний.
8.1. Работа с пословицами .
- Назовите группы слов, на которые вы поделили все слова.
- Прочитайте пословицы в упражнении , почему так говорят?
- Прочитайте выделенные слова. Давайте определим значение этих слов: Что такое зима и весна? А что такое январи и февраль?
- На какие вопросы отвечают?
- Измените эти слова так, что бы они отвечали на вопрос «чему?». (Например, зима – (чему?) зиме)
- Сделайте выводы: На какие ещё вопросы могут отвечать имена существительные?
-Молодцы, ребята.
8.2. Запись предложения, нахождение имен существительных
- Спишите понравившуюся вам пословицу. Подчеркните все слова, обозначающие предметы, одной чертой.
- Какие слова вы подчеркнули в первой пословице?
- А во второй? В третьей?
-Какой вывод можете сделать?
-Молодцы, ребята.
- Мы работали с лексическими значениями люди, одежда, животные, растения.
-Месяц январь - зимы государь. Январь - начало нового года, потому его называют государем.
-Январь − весне дедушка. Февраль − отец, январь − дедушка.
-Январю - морозы, февралю - метели. Для января характерны морозы, а в феврале постоянно бушуют метели.
-Время года, месяц
- Чего, чему…
-Зима, весна, январь, февраль (что?)
- Слова, обозначающие предметы, могут отвечать на вопросы чего, чему и т.д.
- Мы подчеркнули все слова
-Все слова в этих пословицах обозначают предметы.
9. Этап рефлексии учебной
деятельности
Задача:самооценка учащимися
результатов
своей учебной
деятельности, осознание метода
построения и границ применения
нового способа действия.
- С какими словами мы познакомились?
- Какова была цель нашего урока?
- Как найти в речи слова, обозначающие предметы? На какие вопросы они отвечают? (Кто, что и другие) Что обозначает?)
- Поднимите руку, если вы активно работали на уроке, у вас всё получалась, вам было всё понятно.
-Поднимите руку те, у кого были трудности, было что-то не понятно, было скучно.
-Спасибо за работу! До свидания.
- Сегодня мы познакомились со словами, обозначающими предметы.
- Целью урока было узнать, как найти в речи слова, обозначающие предметы.
- Слова, обозначающие предметы отвечает на вопросы кто?, что?, кому?, чему? и т.д.