ЗОЖ ☼☼ ☼
Автор: Коробанова Елена Петровна
Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно.
Н.М. Амосов.
Проблеме здоровья сейчас уделяют большое внимание. Об этом говорится на всех уровнях, вплоть до Президента. Естественно, что возросло внимание и к здоровью учащихся. В школах продолжают возрастать учебные нагрузки, уменьшается двигательная активность детей, что приводит к нарушениям осанки, гиподинамии. Многие школьники предпочитают проводить свободное время у телевизоров и компьютеров. Тревогу вызывает рост числа юных курильщиков, массовое потребление пива, токсикомания, приобретающая всё более массовый характер.
Педагогическая общественность все больше убеждается в том, что именно учитель может сделать больше для здоровья школьников, чем врач. Охрана здоровья школьников – одна из важнейших задач образования.
Так возникла необходимость создания системы здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении, которая будет направлена на устранение проблем, что в свою очередь может дать положительный эффект и в оздоровлении учащихся, и в реализации основной цели – повышении качества образования и воспитания школьников.
Здоровьесберегающая деятельность школы направлена на выполнение гигиенических рекомендаций, способствующих оптимизации условий обучения и образа жизни детей и подростков.
Основные направления деятельности школы – образование и воспитание. Их необходимо осуществлять вместе с другой важной задачей – оздоровлением.
Основными задачами деятельности педагогического коллектива в рамках данной программы являются:
- пропаганда здорового образа жизни;
- формирование у школьников осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью;
- развитие потребностей заниматься физкультурой и спортом;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- развитие интересов и способностей учащихся в занятиях физической культурой и спортом;
- воспитание бережного отношения к окружающей природе, экологическое воспитание;
- привитие навыков гигиены и соблюдение режима дня;
- организация совместной деятельности педагогов и разновозрастных групп учащихся, родителей.
Спортивно–оздоровительное направление предусматривает совместную деятельность педагогического и ученического коллективов в урочное и внеурочное время.
Проводимые на уроках и переменах физминутки и физпаузы, позволяют учащимся сделать передышку, сменить род деятельности, восстановить физическую активность организма.
Внешкольная спортивно- оздоровительная деятельность более разнообразна. В данном направлении работает школьный Совет физкультуры и спорта, созданный из числа классных физоргов. Его функции - участие в разработке и проведении спортивно- массовых мероприятий, проведение физкультминуток и динамических пауз в закрепленных подшефных классах начальной школы и среднего звена.
На пропаганду здорового образа жизни направлены традиционно проводимые мероприятия, посвященные знаменательным датам: «Добры молодцы», «Девицы-красавицы». В последнем конкурсе традиционно принимает участие и команда учителей, что служит примером подражания для учащихся школы
Конкурс «Здоровье в порядке – спасибо зарядке» - конкурс, который сразу полюбился детям и стал традиционным. В нём участвуют ученики 1 - 6-х классов. Под музыку исполняется композиция из спортивно – танцевальных упражнений. Жюри оценивает внешний вид, участие всех учеников класса, выразительное, одновременное исполнение спортивно- музыкальной композиции
Когда перед педагогическим коллективом школы встал вопрос: «Как объединить детей, привлечь их к проведению мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни?», было решено создать агитбригаду «За здоровый образ жизни». В её состав вошли все желающие ученики 4 – 11-х классов.
Руководителем коллектива был разработан ряд мероприятий, целью которых стала пропаганда и формирование здорового образа жизни. Программа деятельности предусматривала цикл выступлений, посвященных профилактике и искоренению вредных привычек, пропаганде спорта, интересного досуга. После проведения мероприятий было необходимо выявить эффективность проделанной работы. Учащимся школы был задан один вопрос: «Хотел бы ты вести здоровый образ жизни?» и три варианта ответов «да, нет, все равно». Мы увидели, что тенденция в потребности здорового образа жизни намечается уже с первого класса. Вместе с тем, тревожит та часть детского коллектива, которая выбрала ответы «нет» и «всё равно» . Это ещё раз доказало необходимость создания программы, направленной на пропаганду и формирование здорового образа жизни.
В школе особое внимание уделяется проведению «Дней здоровья». Основная ответственность в их проведения возлагается на учителей физкультуры, Совет физкультуры и спорта, агитбригаду «Здоровый образ жизни», Экологический театр. Также организационную помощь оказывают классные руководители, Совет отцов. «Дни здоровья» представляют собой большие мероприятия: это показательные выступления спортивных секций, представление экологического театра, выступление агитбригады. Но основная часть праздника – спортивные соревнования. Завершается День здоровья подведением итогов, вручением Почётных грамот и Благодарственных писем.
Результаты проведённого анкетирования показали, что проведение подобных мероприятий, в которых участвуют ученики, учителя, родители, оказывает на них положительное влияние: они готовятся к этому дню, ждут его, невольно активизируя в памяти полученную ранее информацию о здоровом образе жизни.
Вся спортивно - массовая работа школы состоит в том, чтобы побудить учащихся к формированию потребности в здоровом образе жизни. В перспективе планируется продолжать работу в проведении спортивно-массовых мероприятий в виде игр, соревнований, спортивных состязаний, для чего активнее привлекать родителей учащихся.
В программе предусмотрены курсы «Профилактика вредных привычек», «Правила дорожного движения», «Школа экологической грамотности», которые предусматривают такие виды работ как экскурсии, беседы, классные часы, творческие работы.
Экологическое направление работы играет важную роль в пропаганде и формировании потребности в здоровом образе жизни, в воспитании экологически грамотной личности. С этой целью в школе проводятся тематические недели, зеленые десанты, ведутся кружки «Мир, в котором я живу», «Цветоводство».
Эстетика играет немаловажную роль в формировании здорового образа жизни. Как известно – чистота залог здоровья. Направление предусматривает формирование экологической чистоты и красоты и соответственно направлено на формирование здорового образа жизни.
Актеры «Экологического театра» готовят выступления, раскрывающие проблемы экологии и пути их решения.
Для профилактики дорожно–транспортных происшествий с участием детей разработана программа «Правила дорожного движения». . На её занятиях учащиеся изучают права и обязанности водителей и пешеходов, знакомятся с правилами дорожного движения, узнают о статистике дорожно-транспортных происшествий в Брянской области.
Так, после проведения нескольких рейдов, целью которых было выяснить соблюдение учащимися и родителями правил дорожного движения по пути в школу, была выпущена фотогазета «Жизнь детей в руках родителей». Это привело к положительным результатам: количество нарушителей резко уменьшилось.
Организация досуга учащихся играет большую роль в пропаганде и формировании здорового образа жизни. Коллективом педагогов и учащихся был разработан ряд внеклассных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни.
Для изучения потребностей и интересов своих сверстников был создан Комитет здоровья, в состав которого вошли представители школьного самоуправления, члены агитбригады, Совета физкультуры и спорта, отряда ЮИД и другие учащиеся- активисты.
Созданный Комитет здоровья разрабатывает планы проведения спортивно- массовых и развлекательных мероприятий (соревнований, дискотек, акций), проходящих под девизом «За здоровый образ жизни». Это способствует организации досуга подростков, отвлечению их от употребления спиртных напитков и курения, а так же пропаганде здорового образа жизни.
Педагогический и ученический коллективы находятся в постоянном творческом поиске. Следует отметить, что наиболее эффективно её задачи решаются при тесном сотрудничестве и взаимопонимании всех сторон педагогического процесса: учителей, учащихся и их родителей. Большую помощь в пропаганде здорового образа жизни оказывают внешкольные организации: спортивные школы, экологические и природоохранные организации, медицинские учреждения, правоохранительные органы.