Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Зрительная гимнастики в жизнедеятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ | Зорина Ирина Борисовна, Ермакова Елена Евгеньевна. Работа №350963

Дата публикации:
Автор:
Описание:

«Зрительная гимнастики  в жизнедеятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ»

МБУ детский сад №5 «Филиппок»

учителя – дефектологи

Ермакова Елена Евгеньевна,

Зорина Ирина Борисовна,

г.о. Тольятти

 

           Большое количество информации дети получают с  помощью глаз.  В современном мире  невозможно прожить без гаджетов, и это отразилось на состоянии здоровья глаз многих дошкольников.  Но так же большое значение имеют условия, в которых  находится ребенок, а именно: неправильное чередование отдыха  для глаз и труда, недостаточное освещение во время занятий,  несоответствие  рабочего места санитарным показателям.   Поэтому в каждом ДОУ нужно проводить профилактические мероприятия, обращенные  на улучшение  зрения детей. 

           Гимнастика для глаз  необходима   в целях поддержания и улучшения зрения.

Целью  гимнастики для глаз  является включение в активную  работу глазодвигательных мышц,  не  принимающих участия  во время зрительного напряжения, и наоборот –  расслабление глазодвигательных мышц, участвовавших в нагрузке.

          Эффективность зрительной гимнастики  состоит:

- в снятии  зрительной нагрузки, 

- в повышении  зрительной  работоспособности, 

- в улучшении  кровообращения, 

-  в предупреждении заболевания глаз. 

         К основным  требованиям   выполнения  гимнастики  для глаз относятся:

1. Голова находится в статичном   положении  (дети  стоят,  выполняют движения глаз, голова не поворачивается; дети  сидят за столом, голову кладут на ладони; дети лежат, руки располагают за головой)  - эти требования нужны, для того чтобы  работали  глазные мышцы, а не шея.

2.   Младшие дошкольники выполняют  гимнастику  для глаз  2-3 минуты, а старшие дошкольники  - 4-5 минут. Комплексы зрительных упражнений  проводятся не менее  двух раз в день.

3.   При выборе зрительных упражнений необходимо учитывать умственное напряжение:  двигательную активность детей, зрительную нагрузку на занятиях   и сами виды занятий.

Основными видами движения глаз являются:

✓ Глаза двигаются вертикально: вверх –вниз;

✓ Глаза двигаются горизонтально: направо – налево;

✓ Глаза двигаются по диагонали: из одного угла в другой.  

✓ Глаза двигаются по кругу. 

           Существуют следующие виды зрительной гимнастики:

- если гимнастика проводится в начале занятия, перед зрительной нагрузкой, то она является  активизирующей, 

- если гимнастика выполняется после зрительной нагрузки или в конце занятия, то она будет расслабляющей.

 Существует норма проведения по времени гимнастики для глаз:

- если детям предлагаются упражнения по обводке, рисованию в тетради и т.п, то гимнастика проводится на  10-11-й минуте в течение 2-3 минут,

- если нет зрительной нагрузки , то на 11-13 минуте проводится физкультминутка  для мышечного расслабления, а на 17-18-й минуте занятия – упражнения для глаз.

Предъявляемые требования к проведению  гимнастики для глаз: 

-  выполняется  в совместной деятельности, во время непосредственно – организованной  деятельности, на прогулке (ее длительность составляет  от 3до  5 минут).

- зрительный ориентир должен быть чётким,  цветным, контрастировать  с окружающей обстановкой и одеждой педагога; 

-  демонстрация  зрительного ориентира проводится   очень медленно, для того чтобы дети могли  просмотреть всю траекторию  перемещения предмета; 

-  ориентир для глаз располагается так, чтобы  дети, находящиеся сзади, могли хорошо видеть ориентир;

           Существуют  разновидности гимнастик для  глаз:

➢ С применением стихотворной художественной формы;

➢ упражнения со зрительными стимулами;

➢ с сигнальными метками;

➢ с индивидуальными офтальмотренажерами;

➢ с настенными и потолочными офтальмотренажерами;

➢ электронные зрительные гимнастики. 

              Зрительная гимнастика с  использованием  стихотворной формы

 Детям читаются стихи, во время которых они выполняют движения глазами и головой, выполняют имитационные действия глазами, головой  по тексту стихов. Такие упражнения положительно влияют на  эмоциональное состояние, на глазные функции ,  на работоспособность  ребенка в целом.  Такой вид гимнастики для глаз разучивается целую неделю. 

 Так же в работе с детьми применяются таблицы – тренажеры, которые могут быть статичными, мобильными и располагаться  на стене.  Таблицы- тренажеры являют собой линии - траектории   для  прослеживания глаз детьми.   Во время работы с данным тренажером дети должны стоять. Все линии – траектории разные по   цвету и форме. Они завлекают детей, так как очень яркие.

Наиболее результативным тренажером для глаз является тренажер В. Ф. Базарного. Этот тренажер представляет собой  разноцветные  полоски, расположенные в виде восьмерки.  Находится он может на потолке или высоко на стене.  Дети  прослеживают  глазами по цветным полоскам вертикально и горизонтально.. 

Индивидуальные  офтальмотренажеры  представляют собой  разные схемы, которые  размещаются на вертикальной плоскости   напротив лица ребенка.  Дети прослеживают  по траектории и следят глазами одновременно. Прослеживать траекторию    указкой необходимо только с детьми в младшем возрасте,  в старшем возрасте дети  прослеживают  траекторию только глазами. 

               Пальминг — упражнение, которое служит для  изоляции  глаз   от внешних зрительных впечатлений.   При  выполнении его  дети не только закрывают глаза, а еще и прикрывают их ладошками.  Сначала дети снимают очки, растирают ладошки,  потирая одну о другую, чтобы они стали тёплыми и мягкими.  Данное упражнение педагоги могут  проводить во всех видах деятельности и  в различных положениях: в вертикальном положении, горизонтальном положении, сидя. 

              Метка на стекле» по Э. С. Аветисову  тренирует глазные мышцы, стимулирует сокращение мышц хрусталика, способствует профилактике близорукости.   На окошко  приклеивается крупный красный круг диаметром 3 - 5 миллиметров на уровне глаз ребенка.  Дети смотрят на точку 1 - 2 секунды, затем переводят взгляд вдаль и называют предметы, которые  видят.

             Большой популярностью в детских садах пользуются  электронные зрительные гимнастики.  Они сопровождаются музыкой и передвижением предметов. Дети  прослеживают путь передвижения предметов глазами.

             Достоинства гимнастики для глаз заключается в том, что затраты времени на упражнения измеряются минутами, а польза  для здоровья ребенка неоценима.

 

Список используемой литературы: 

1. Григорьева Л.П. Развитие восприятия у детей. Пособие для коррекционных занятий с детьми с нарушением зрения. – М., «Пресс».

2. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. – М.: «Экзамен», 2006.

3. Ермаков В.П., Якунин Г.А. «Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения» - М., 1990

4. Нагаева Т.И.Нарушение зрения у дошкольников.- Ростов на Дону: «Феникс», 2008.

5. «Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения» (из опыта работы) под ред. Земцовой М.И. – М.,1978.

6. Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. М., 1985

 

 

«Зрительная гимнастики в жизнедеятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ»

МБУ детский сад №5 «Филиппок»

учителя – дефектологи

Ермакова Елена Евгеньевна,

Зорина Ирина Борисовна,

г.о. Тольятти

 

Большое количество информации дети получают с помощью глаз. В современном мире невозможно прожить без гаджетов, и это отразилось на состоянии здоровья глаз многих дошкольников. Но так же большое значение имеют условия, в которых находится ребенок, а именно: неправильное чередование отдыха для глаз и труда, недостаточное освещение во время занятий, несоответствие рабочего места санитарным показателям. Поэтому в каждом ДОУ нужно проводить профилактические мероприятия, обращенные на улучшение зрения детей.

Гимнастика для глаз необходима в целях поддержания и улучшения зрения.

Целью гимнастики для глаз является включение в активную работу глазодвигательных мышц, не принимающих участия во время зрительного напряжения, и наоборот – расслабление глазодвигательных мышц, участвовавших в нагрузке.

Эффективность зрительной гимнастики состоит:

- в снятии зрительной нагрузки,

- в повышении зрительной работоспособности,

- в улучшении кровообращения,

- в предупреждении заболевания глаз.

К основным требованиям выполнения гимнастики для глаз относятся:

1. Голова находится в статичном положении (дети стоят, выполняют движения глаз, голова не поворачивается; дети сидят за столом, голову кладут на ладони; дети лежат, руки располагают за головой)  - эти требования нужны, для того чтобы работали глазные мышцы, а не шея.

2. Младшие дошкольники выполняют гимнастику для глаз 2-3 минуты, а старшие дошкольники - 4-5 минут. Комплексы зрительных упражнений проводятся не менее двух раз в день.

3. При выборе зрительных упражнений необходимо учитывать умственное напряжение: двигательную активность детей, зрительную нагрузку на занятиях и сами виды занятий.

Основными видами движения глаз являются:

Глаза двигаются вертикально:

вверх

–в

низ;

Глаза двигаются горизонтально

: направо – налево;

Глаза двигаются по

диаго

нали

: из одного угла в другой.

Глаза двигаются по кругу.

Существуют следующие виды зрительной гимнастики:

- если гимнастика проводится в начале занятия, перед зрительной нагрузкой, то она является активизирующей,

- если гимнастика выполняется после зрительной нагрузки или в конце занятия, то она будет расслабляющей.

Существует норма проведения по времени гимнастики для глаз:

- если детям предлагаются упражнения по обводке, рисованию в тетради и т.п, то гимнастика проводится на 10-11-й минуте в течение 2-3 минут,

- если нет зрительной нагрузки , то на 11-13 минуте проводится физкультминутка  для мышечного расслабления, а на 17-18-й минуте занятия – упражнения для глаз.

Предъявляемые требования к проведению гимнастики для глаз:

- выполняется в совместной деятельности, во время непосредственно – организованной деятельности, на прогулке (ее длительность составляет от 3до 5 минут).

- зрительный ориентир должен быть чётким, цветным, контрастировать с окружающей обстановкой и одеждой педагога;

- демонстрация зрительного ориентира проводится очень медленно, для того чтобы дети могли просмотреть всю траекторию перемещения предмета;

- ориентир для глаз располагается так, чтобы дети, находящиеся сзади, могли хорошо видеть ориентир;

Существуют разновидности гимнастик для глаз:

С применением

стихотворной

художественной

формы;

упражнения со зрительными стимулами;

с сигнальными метками;

с индивидуальными

офтальмотренажерами

;

с настенными и потолочными

офтальмотренажерами

;

электронные

 

зрительные гимнастики

.

Зрительная гимнастика с использованием стихотворной формы

Детям читаются стихи, во время которых они выполняют движения глазами и головой, выполняют имитационные действия глазами, головой по тексту стихов. Такие упражнения положительно влияют на эмоциональное состояние, на глазные функции , на работоспособность ребенка в целом. Такой вид гимнастики для глаз разучивается целую неделю.

Так же в работе с детьми применяются таблицы – тренажеры, которые могут быть статичными, мобильными и располагаться на стене. Таблицы- тренажеры являют собой линии - траектории   для прослеживания глаз детьми. Во время работы с данным тренажером дети должны стоять. Все линии траектории разные по цвету и форме. Они завлекают детей, так как очень яркие.

Наиболее результативным тренажером для глаз является тренажер В. Ф. Базарного. Этот тренажер представляет собой разноцветные полоски, расположенные в виде восьмерки. Находится он может на потолке или высоко на стене. Дети прослеживают глазами по цветным полоскам вертикально и горизонтально.. 

Индивидуальные офтальмотренажеры  представляют собой разные схемы, которые размещаются на вертикальной плоскости напротив лица ребенка. Дети прослеживают по траектории и следят глазами одновременно. Прослеживать траекторию указкой необходимо только с детьми в младшем возрасте, в старшем возрасте дети прослеживают траекторию только глазами.

Пальминг упражнение, которое служит для изоляции глаз   от внешних зрительных впечатлений. При выполнении его дети не только закрывают глаза, а еще и прикрывают их ладошками. Сначала дети снимают очки, растирают ладошки, потирая одну о другую, чтобы они стали тёплыми и мягкими. Данное упражнение педагоги могут проводить во всех видах деятельности и в различных положениях: в вертикальном положении, горизонтальном положении, сидя.

Метка на стекле» по Э. С. Аветисову тренирует глазные мышцы, стимулирует сокращение мышц хрусталика, способствует профилактике близорукости. На окошко приклеивается крупный красный круг диаметром 3 - 5 миллиметров на уровне глаз ребенка. Дети смотрят на точку 1 - 2 секунды, затем переводят взгляд вдаль и называют предметы, которые видят.

Большой популярностью в детских садах пользуются электронные зрительные гимнастики. Они сопровождаются музыкой и передвижением предметов. Дети прослеживают путь передвижения предметов глазами.

Достоинства гимнастики для глаз заключается в том, что затраты времени на упражнения измеряются минутами, а польза для здоровья ребенка неоценима.

 

Список используемой литературы:

1. Григорьева Л.П. Развитие восприятия у детей. Пособие для коррекционных занятий с детьми с нарушением зрения. – М., «Пресс».

2. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. – М.: «Экзамен», 2006.

3. Ермаков В.П., Якунин Г.А. «Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения» - М., 1990

4. Нагаева Т.И.Нарушение зрения у дошкольников.- Ростов на Дону: «Феникс», 2008.

5. «Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения» (из опыта работы) под ред. Земцовой М.И. – М.,1978.

6. Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. М., 1985

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×