Зрительная гимнастики в жизнедеятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ | Зорина Ирина Борисовна, Ермакова Елена Евгеньевна. Работа №350963
«Зрительная гимнастики в жизнедеятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ»
МБУ детский сад №5 «Филиппок»
учителя – дефектологи
Ермакова Елена Евгеньевна,
Зорина Ирина Борисовна,
г.о. Тольятти
Большое количество информации дети получают с помощью глаз. В современном мире невозможно прожить без гаджетов, и это отразилось на состоянии здоровья глаз многих дошкольников. Но так же большое значение имеют условия, в которых находится ребенок, а именно: неправильное чередование отдыха для глаз и труда, недостаточное освещение во время занятий, несоответствие рабочего места санитарным показателям. Поэтому в каждом ДОУ нужно проводить профилактические мероприятия, обращенные на улучшение зрения детей.
Гимнастика для глаз необходима в целях поддержания и улучшения зрения.
Целью гимнастики для глаз является включение в активную работу глазодвигательных мышц, не принимающих участия во время зрительного напряжения, и наоборот – расслабление глазодвигательных мышц, участвовавших в нагрузке.
Эффективность зрительной гимнастики состоит:
- в снятии зрительной нагрузки,
- в повышении зрительной работоспособности,
- в улучшении кровообращения,
- в предупреждении заболевания глаз.
К основным требованиям выполнения гимнастики для глаз относятся:
1. Голова находится в статичном положении (дети стоят, выполняют движения глаз, голова не поворачивается; дети сидят за столом, голову кладут на ладони; дети лежат, руки располагают за головой) - эти требования нужны, для того чтобы работали глазные мышцы, а не шея.
2. Младшие дошкольники выполняют гимнастику для глаз 2-3 минуты, а старшие дошкольники - 4-5 минут. Комплексы зрительных упражнений проводятся не менее двух раз в день.
3. При выборе зрительных упражнений необходимо учитывать умственное напряжение: двигательную активность детей, зрительную нагрузку на занятиях и сами виды занятий.
Основными видами движения глаз являются:
✓ Глаза двигаются вертикально: вверх –вниз;
✓ Глаза двигаются горизонтально: направо – налево;
✓ Глаза двигаются по диагонали: из одного угла в другой.
✓ Глаза двигаются по кругу.
Существуют следующие виды зрительной гимнастики:
- если гимнастика проводится в начале занятия, перед зрительной нагрузкой, то она является активизирующей,
- если гимнастика выполняется после зрительной нагрузки или в конце занятия, то она будет расслабляющей.
Существует норма проведения по времени гимнастики для глаз:
- если детям предлагаются упражнения по обводке, рисованию в тетради и т.п, то гимнастика проводится на 10-11-й минуте в течение 2-3 минут,
- если нет зрительной нагрузки , то на 11-13 минуте проводится физкультминутка для мышечного расслабления, а на 17-18-й минуте занятия – упражнения для глаз.
Предъявляемые требования к проведению гимнастики для глаз:
- выполняется в совместной деятельности, во время непосредственно – организованной деятельности, на прогулке (ее длительность составляет от 3до 5 минут).
- зрительный ориентир должен быть чётким, цветным, контрастировать с окружающей обстановкой и одеждой педагога;
- демонстрация зрительного ориентира проводится очень медленно, для того чтобы дети могли просмотреть всю траекторию перемещения предмета;
- ориентир для глаз располагается так, чтобы дети, находящиеся сзади, могли хорошо видеть ориентир;
Существуют разновидности гимнастик для глаз:
➢ С применением стихотворной художественной формы;
➢ упражнения со зрительными стимулами;
➢ с сигнальными метками;
➢ с индивидуальными офтальмотренажерами;
➢ с настенными и потолочными офтальмотренажерами;
➢ электронные зрительные гимнастики.
Зрительная гимнастика с использованием стихотворной формы
Детям читаются стихи, во время которых они выполняют движения глазами и головой, выполняют имитационные действия глазами, головой по тексту стихов. Такие упражнения положительно влияют на эмоциональное состояние, на глазные функции , на работоспособность ребенка в целом. Такой вид гимнастики для глаз разучивается целую неделю.
Так же в работе с детьми применяются таблицы – тренажеры, которые могут быть статичными, мобильными и располагаться на стене. Таблицы- тренажеры являют собой линии - траектории для прослеживания глаз детьми. Во время работы с данным тренажером дети должны стоять. Все линии – траектории разные по цвету и форме. Они завлекают детей, так как очень яркие.
Наиболее результативным тренажером для глаз является тренажер В. Ф. Базарного. Этот тренажер представляет собой разноцветные полоски, расположенные в виде восьмерки. Находится он может на потолке или высоко на стене. Дети прослеживают глазами по цветным полоскам вертикально и горизонтально..
Индивидуальные офтальмотренажеры представляют собой разные схемы, которые размещаются на вертикальной плоскости напротив лица ребенка. Дети прослеживают по траектории и следят глазами одновременно. Прослеживать траекторию указкой необходимо только с детьми в младшем возрасте, в старшем возрасте дети прослеживают траекторию только глазами.
Пальминг — упражнение, которое служит для изоляции глаз от внешних зрительных впечатлений. При выполнении его дети не только закрывают глаза, а еще и прикрывают их ладошками. Сначала дети снимают очки, растирают ладошки, потирая одну о другую, чтобы они стали тёплыми и мягкими. Данное упражнение педагоги могут проводить во всех видах деятельности и в различных положениях: в вертикальном положении, горизонтальном положении, сидя.
Метка на стекле» по Э. С. Аветисову тренирует глазные мышцы, стимулирует сокращение мышц хрусталика, способствует профилактике близорукости. На окошко приклеивается крупный красный круг диаметром 3 - 5 миллиметров на уровне глаз ребенка. Дети смотрят на точку 1 - 2 секунды, затем переводят взгляд вдаль и называют предметы, которые видят.
Большой популярностью в детских садах пользуются электронные зрительные гимнастики. Они сопровождаются музыкой и передвижением предметов. Дети прослеживают путь передвижения предметов глазами.
Достоинства гимнастики для глаз заключается в том, что затраты времени на упражнения измеряются минутами, а польза для здоровья ребенка неоценима.
Список используемой литературы:
1. Григорьева Л.П. Развитие восприятия у детей. Пособие для коррекционных занятий с детьми с нарушением зрения. – М., «Пресс».
2. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. – М.: «Экзамен», 2006.
3. Ермаков В.П., Якунин Г.А. «Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения» - М., 1990
4. Нагаева Т.И.Нарушение зрения у дошкольников.- Ростов на Дону: «Феникс», 2008.
5. «Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения» (из опыта работы) под ред. Земцовой М.И. – М.,1978.
6. Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. М., 1985
«Зрительная гимнастики в жизнедеятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ»
МБУ детский сад №5 «Филиппок»
учителя – дефектологи
Ермакова Елена Евгеньевна,
Зорина Ирина Борисовна,
г.о. Тольятти
Большое количество информации дети получают с помощью глаз. В современном мире невозможно прожить без гаджетов, и это отразилось на состоянии здоровья глаз многих дошкольников. Но так же большое значение имеют условия, в которых находится ребенок, а именно: неправильное чередование отдыха для глаз и труда, недостаточное освещение во время занятий, несоответствие рабочего места санитарным показателям. Поэтому в каждом ДОУ нужно проводить профилактические мероприятия, обращенные на улучшение зрения детей.
Гимнастика для глаз необходима в целях поддержания и улучшения зрения.
Целью гимнастики для глаз является включение в активную работу глазодвигательных мышц, не принимающих участия во время зрительного напряжения, и наоборот – расслабление глазодвигательных мышц, участвовавших в нагрузке.
Эффективность зрительной гимнастики состоит:
- в снятии зрительной нагрузки,
- в повышении зрительной работоспособности,
- в улучшении кровообращения,
- в предупреждении заболевания глаз.
К основным требованиям выполнения гимнастики для глаз относятся:
1. Голова находится в статичном положении (дети стоят, выполняют движения глаз, голова не поворачивается; дети сидят за столом, голову кладут на ладони; дети лежат, руки располагают за головой) - эти требования нужны, для того чтобы работали глазные мышцы, а не шея.
2. Младшие дошкольники выполняют гимнастику для глаз 2-3 минуты, а старшие дошкольники - 4-5 минут. Комплексы зрительных упражнений проводятся не менее двух раз в день.
3. При выборе зрительных упражнений необходимо учитывать умственное напряжение: двигательную активность детей, зрительную нагрузку на занятиях и сами виды занятий.
Основными видами движения глаз являются:
Глаза двигаются вертикально:
вверх
–в
низ;
Глаза двигаются горизонтально
: направо – налево;
Глаза двигаются по
диаго
нали
: из одного угла в другой.
Глаза двигаются по кругу.
Существуют следующие виды зрительной гимнастики:
- если гимнастика проводится в начале занятия, перед зрительной нагрузкой, то она является активизирующей,
- если гимнастика выполняется после зрительной нагрузки или в конце занятия, то она будет расслабляющей.
Существует норма проведения по времени гимнастики для глаз:
- если детям предлагаются упражнения по обводке, рисованию в тетради и т.п, то гимнастика проводится на 10-11-й минуте в течение 2-3 минут,
- если нет зрительной нагрузки , то на 11-13 минуте проводится физкультминутка для мышечного расслабления, а на 17-18-й минуте занятия – упражнения для глаз.
Предъявляемые требования к проведению гимнастики для глаз:
- выполняется в совместной деятельности, во время непосредственно – организованной деятельности, на прогулке (ее длительность составляет от 3до 5 минут).
- зрительный ориентир должен быть чётким, цветным, контрастировать с окружающей обстановкой и одеждой педагога;
- демонстрация зрительного ориентира проводится очень медленно, для того чтобы дети могли просмотреть всю траекторию перемещения предмета;
- ориентир для глаз располагается так, чтобы дети, находящиеся сзади, могли хорошо видеть ориентир;
Существуют разновидности гимнастик для глаз:
С применением
стихотворной
художественной
формы;
упражнения со зрительными стимулами;
с сигнальными метками;
с индивидуальными
офтальмотренажерами
;
с настенными и потолочными
офтальмотренажерами
;
электронные
зрительные гимнастики
.
Зрительная гимнастика с использованием стихотворной формы
Детям читаются стихи, во время которых они выполняют движения глазами и головой, выполняют имитационные действия глазами, головой по тексту стихов. Такие упражнения положительно влияют на эмоциональное состояние, на глазные функции , на работоспособность ребенка в целом. Такой вид гимнастики для глаз разучивается целую неделю.
Так же в работе с детьми применяются таблицы – тренажеры, которые могут быть статичными, мобильными и располагаться на стене. Таблицы- тренажеры являют собой линии - траектории для прослеживания глаз детьми. Во время работы с данным тренажером дети должны стоять. Все линии – траектории разные по цвету и форме. Они завлекают детей, так как очень яркие.
Наиболее результативным тренажером для глаз является тренажер В. Ф. Базарного. Этот тренажер представляет собой разноцветные полоски, расположенные в виде восьмерки. Находится он может на потолке или высоко на стене. Дети прослеживают глазами по цветным полоскам вертикально и горизонтально..
Индивидуальные офтальмотренажеры представляют собой разные схемы, которые размещаются на вертикальной плоскости напротив лица ребенка. Дети прослеживают по траектории и следят глазами одновременно. Прослеживать траекторию указкой необходимо только с детьми в младшем возрасте, в старшем возрасте дети прослеживают траекторию только глазами.
Пальминг — упражнение, которое служит для изоляции глаз от внешних зрительных впечатлений. При выполнении его дети не только закрывают глаза, а еще и прикрывают их ладошками. Сначала дети снимают очки, растирают ладошки, потирая одну о другую, чтобы они стали тёплыми и мягкими. Данное упражнение педагоги могут проводить во всех видах деятельности и в различных положениях: в вертикальном положении, горизонтальном положении, сидя.
Метка на стекле» по Э. С. Аветисову тренирует глазные мышцы, стимулирует сокращение мышц хрусталика, способствует профилактике близорукости. На окошко приклеивается крупный красный круг диаметром 3 - 5 миллиметров на уровне глаз ребенка. Дети смотрят на точку 1 - 2 секунды, затем переводят взгляд вдаль и называют предметы, которые видят.
Большой популярностью в детских садах пользуются электронные зрительные гимнастики. Они сопровождаются музыкой и передвижением предметов. Дети прослеживают путь передвижения предметов глазами.
Достоинства гимнастики для глаз заключается в том, что затраты времени на упражнения измеряются минутами, а польза для здоровья ребенка неоценима.
Список используемой литературы:
1. Григорьева Л.П. Развитие восприятия у детей. Пособие для коррекционных занятий с детьми с нарушением зрения. – М., «Пресс».
2. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. – М.: «Экзамен», 2006.
3. Ермаков В.П., Якунин Г.А. «Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения» - М., 1990
4. Нагаева Т.И.Нарушение зрения у дошкольников.- Ростов на Дону: «Феникс», 2008.
5. «Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения» (из опыта работы) под ред. Земцовой М.И. – М.,1978.
6. Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. М., 1985