Зрительное восприятие детей с нарушением зрения | Сорокина Галина Семёновна Сидоренко Наталья Петровна. Работа №235503
Автор: Сорокина Галина Семёновна Сидоренко Наталья Петровна
Обучение и воспитание детей с нарушением зрения (амблиопия и косоглазие) направленно на раннюю коррекцию зрения. В связи с этим является важным развитие зрения и зрительного восприятия, так как неполноценность первого обуславливает недостаточное развитие второго, поэтому одной из специальных задач коррекционно – воспитательной работы в группах для детей с нарушением зрения является развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Иркутска детский сад №89 (МБДОУ детский сад № 89)
Сидоренко Наталья Петровна, воспитатель
Сорокина Галина Семёновна, воспитатель
«Зрительное восприятие у детей с нарушением зрения»
Обучение и воспитание детей с нарушением зрения (амблиопия и косоглазие) направленно на раннюю коррекцию зрения. В связи с этим является важным развитие зрения и зрительного восприятия, так как неполноценность первого обуславливает недостаточное развитие второго, поэтому одной из специальных задач коррекционно – воспитательной работы в группах для детей с нарушением зрения является развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций.
При нарушении зрения у дошкольников страдает целостное и одновременное восприятие действительности. Замедленность, неточность, фрагментарность зрительного восприятия обуславливает недостаточность зрительных представлений, наблюдается затруднённость выделения, узнавания формы, цвета, величины и пространственного положения предметов.
Провели диагностическое обследование по методике Осиповой Л.Б.. На основании этого обследования мы выяснили, что у наших детей с нарушением зрения снижен уровень развития зрительных представлений о предметном мире, нарушено восприятие цвета. Дети не могли сосредоточить внимание на объекте. У них снижено острота зрения, нарушены глазодвигательные функции, что осложняют ориентировку при выполнении практических действий.
Целью является развитие и коррекция зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.
На подготовительном этапе мы ознакомились с офтальмологическими диагнозами наших детей. Подобрали и изучили литературу о нарушении зрения у детей по вопросам коррекционной работы в детском саду с детьми, имеющими нарушения зрения; ознакомились с программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида для детей с нарушением зрения и др.
Для родителей были подобраны консультации и рекомендации по улучшению зрительного восприятия, оформлены буклеты. «Перечень рекомендаций при нарушении зрения у ребенка», «Берегите зрение детей», «Игры и упражнения на развитие зрительного восприятия»; оформили папку для родителей «Консультации и советы для родителей»: «Профилактика и охрана зрения». «Воспитываем вместе» консультации для родителей: «Советы врача – офтальмолога», «Основные правила гигиены зрения», «Лечебная гимнастика и упражнения для профилактики нарушения зрения», «Назначение и ношение очков», «Берегите зрения детей», «Косоглазие у детей», «Астигматизм у детей», «Гиперметропия у детей», «Амблиопия», «Миопия». В ходе работы на данном этапе у родителей возникали вопросы по развитию зрительного восприятия их детей, особенностями работы с детьми в зависимости от офтальмологического диагноза. Для улучшения зрительного восприятия детей в группе детского сада и дома подобрали ряд зрительных упражнений и дидактических игр. Для родителей было организовано родительское собрание, на котором ознакомили с развивающей предметно-пространственной средой группы, направленной на формирование зрительного восприятия. Родители познакомились с тренажёрами для проведения зрительных упражнений и коррекции зрения: «Светозвуковая панель» (на развитие световосприятие, глазодвигательной функции и зрительного внимания); настенные панели: «Мышь», «Кот» (на развитие глазодвигательной функции, развитие моторики кисти рук); и тренажёрами собственного изготовления из цветной бумаги: «Геометрический круг», «Дорожки из цветных кругов», «Волна» (изготовленная из объёмных моделей оригами «Звездочки»); «Веселые птички» (над головами детей на потолке, выше вытянутой вверх руки ребёнка висят разноцветные «птицы-оригами»). Во время движений детей от потока воздушных масс они приходят в движение, чем привлекают внимание детей и вызывают у них радостное настроение. Дети очень любят упражнения-задания с «Весёлыми птичками». Например: по заданию воспитателя дети находят взглядом «птицу» названного цвета, подходят и становятся под ней. Далее, выполняют задания (по выбранной воспитателем) образовательной деятельности: «Выбери и принеси фигуры такого же цвета, как сама птичка», «Отгадай загадку», «Назови фигуру», «Расскажи стихотворение» и т. п. У детей повышается мотивация выполнения задания.
Для родителей было проведено «Мастер – класс» по выполнению рекомендаций врача – офтальмолога «Окклюзии», так как не все родители правильно выполняли назначение врача – офтальмолога.
При выполнении коррекционной работы с детьми учитываются рекомендации врача офтальмолога. Специфика нашей работы с детьми начинается с посадки детей на групповых и индивидуальных занятиях проводится коррекционная зрительная гимнастика на улучшение развития зрительных функций и формирования бинокулярного зрения. Ежедневно после выполнения утренней гимнастики обязательно проводим зрительную гимнастику на улучшения кровообращения и способствующие расслаблению мышц глаза упражнения; улучшающие циркуляцию внутриглазной жидкости и способствующие тренировки аккомодации, способствующие улучшению восприятию форм предметов и повышению остроты зрения амблиопичного глаза и т.д.
На заключительном этапе удалось отследить понимание родителей о важности зрительного восприятия: стали четко выполнять рекомендации врача – офтальмолога (в частности: режим окклюзий дома), выполнение рекомендаций педагогов дома (проводить игры и упражнения на развитие зрительного восприятия), родителей стали интересовать вопросы по улучшению зрения детей.
В процессе системной работы взаимодействие педагогов и родителей позволило добиться положительных результатов в улучшении зрения детей: по заключениям от врачей – офтальмологов у некоторых детей улучшились зрительные функции. По результатам заключительной диагностики большинство детей стали выделять, узнавать формы, цвета, величины и пространственное положение предметов сравнивать предметы и их группы по форме и цвету. В самостоятельной изобразительной деятельности используют цвета, соответствующие образу; знакомые формы и цвета находят в окружающих предметах. Дети самостоятельно или с небольшой помощью справляются с заданиями. Улучшились глазодвигательные функции: дети взглядом прослеживают движение руки в процессе рисования, игровой деятельности, при самообслуживании.
Список используемой литературы
Глушкова Е. К. Береги зрение. — М., 1987
Калашникова Е.А. Улучшение зрения. – М., 2006.
Плаксина Л.И.
«Методические рекомендации по развитию зрительн
ого восприятия
»
, Москва-1998 г, 2001 г.;
Плаксина Л.И. «Развитие восприятия у ребёнка». Москва – 2001 г.;