Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Зрительные функции» и качество зрительного восприятия | Петриченко Наталья Александровна. Работа №312920

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В процессе восприятия предметов и явлений окружающего мира с помощью зрения мы узнаем о форме, величине, цвете предметов, их пространственном расположении и степени их удаленности. Такую богатую информацию мы получаем с помощью различных функций зрения. К основным (базовым) функциям зрения относятся: острота зрения, цветоразличение, поле зрения, характер зрения и глазодвигательные функции. Снижение любой из перечисленных функций неизбежно влечет за собой нарушения как в ходе самого процесса, так и в результате зрительного восприятия. Так, нарушение функции остроты зрения снижает разрешающую способность глаза, точность, полноту и и скорость восприятия, что затрудняет и замедляет узнавание предметов и изображений.

Нарушение остроты зрения может быть вызвано также функциональными растройствами зрительного аппарата. Нарушение зрения, связанное с ослаблением остроты зрения, происходящим без видимой анатомической причины, называется амблиопией. Если работа  глаза по тем или иным причинам нарушена, значит, и в головной мозг будет поступать искаженная информация или ее поток резко ограничится. Тогда постепенно разучатся «работать» и клетки зрительных центров, то есть разовьется амблиопия, которую образно именуют «ленивым глазом». Коварство амблиопии заключается в том, что зрение снижается постепенно и ребенок замечает, что он плохо видит, когда дисфункция уже сформировалась.

«Зрительные функции» и как их нарушение влияет на качество зрительного восприятия?

 

Учитель-дефектолог ГБУСО «Ставропольский РЦ»

Петриченко Наталья Александровна

 

В процессе восприятия предметов и явлений окружающего мира с помощью зрения мы узнаем о форме, величине, цвете предметов, их пространственном расположении и степени их удаленности. Такую богатую информацию мы получаем с помощью различных функций зрения. К основным (базовым) функциям зрения относятся: острота зрения, цветоразличение, поле зрения, характер зрения и глазодвигательные функции. Снижение любой из перечисленных функций неизбежно влечет за собой нарушения как в ходе самого процесса, так и в результате зрительного восприятия. Так, нарушение функции остроты зрения снижает разрешающую способность глаза, точность, полноту и и скорость восприятия, что затрудняет и замедляет узнавание предметов и изображений.

Нарушение остроты зрения может быть вызвано также функциональными растройствами зрительного аппарата. Нарушение зрения, связанное с ослаблением остроты зрения, происходящим без видимой анатомической причины, называется амблиопией. Если работа глаза по тем или иным причинам нарушена, значит, и в головной мозг будет поступать искаженная информация или ее поток резко ограничится. Тогда постепенно разучатся «работать» и клетки зрительных центров, то есть разовьется амблиопия, которую образно именуют «ленивым глазом». Коварство амблиопии заключается в том, что зрение снижается постепенно и ребенок замечает, что он плохо видит, когда дисфункция уже сформировалась.

Нарушения функции цветоразличения обуславливают возникновения трудностей восприятия, невозможность различения одного из трех цветов (красного, зеленого, синего) или приводит к смешению зеленого и красного цветов.

Наличие нарушений поля зрения затрудняет целостность, одновременность, динамичность восприятия, что приводит к возникновению трудностей в пространственной ориентировке.

Нарушения бинокулярного характера зрения, приводящее к снижению способности видеть двумя глазами одновременно и воспринимать рассматриваемые предмет как единое целое, искажает пространственное, стереоскопическое восприятие окружающего мира.

Нарушение глазодвигательных функций, характеризующееся отклонением одного из глаз от общей точки фиксации, приводит к возникновению косоглазия. У ребенка, страдающего косоглазием, нарушается правильная совместная работа обоих глаз. В результате с косящего глаза зрительные образы в головной мозг не передаются. Это своеобразная защита от «хаоса» в зрительной системе, так как область коры, отвечающая за зрение, не может одновременно воспринимать два различных образа одного предмета. Амблиопия при косоглазии приводит к большему отклонению плохо видящего глаза.

При наличии нарушений глазодвигательных функций в виде нистагма, характеризующегося наличием непроизвольных колебательных движений глазных яблок, даже при достаточно высокой остроте зрения имеет место нечеткость восприятия.

Анализ научных данных и результатов наблюдений за практической деятельностью дошкольников с нарушением зрения позволяет утверждать, что дети данной категории испытывают серьезные трудности в определении цвета, формы, величины предметов и их пространственного расположения, в овладении практическими навыками, в выполнении практических действий, в ориентировке на своем теле, рабочей поверхности, в пространстве.

Кроме того, недостатки зрительного восприятия, обусловливая формирование нечетких недиффиренцированных образов-представлений, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций, что значительно затрудняет развитие познавательной деятельности.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×