«Звук [Р]. Автоматизация в слогах, словах» | Мой кабинет. Работа №352825
Конспект занятия по автоматизации звука [Р] в слогах и словах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
· Упражнять в правильном произнесении звука [р].
· Развивать фонематическое восприятие: определение наличия звука [р] и места звука [р] в слове.
· Закреплять умение делить слова на слоги.
· Совершенствовать грамматическое оформление речи.
· Упражнять в образовании формы единственного числа р.п.
Коррекционно-развивающие задачи:
· Развивать дыхание.
· Развивать координацию мелких движений пальцев рук.
· Развивать зрительную память.
· Упражнять в образовании притяжательных прилагательных.
· Развивать связную речь.
Коррекционно-воспитательные задачи:
· Формировать правильную артикуляцию звука [р].
· Развивать внимание ребенка.
· Стимулировать интерес к занятиям.
· Создавать положительную мотивацию для взаимодействия в коллективе.
· Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
«Звук Р. Автоматизация в слогах, словах»
(можно использовать в качестве фронтального занятия по обучению грамоте).
Тема: звук Р.
Цели: автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях и тексте.
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
Упражнять в правильном произнесении звука [р].
Развивать фонематическое восприятие: определение наличия звука [р] и места звука [р] в слове.
Закреплять умение делить слова на слоги.
Совершенствовать грамматическое оформление речи.
Упражнять в образовании формы единственного числа
р.п
.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать дыхание
.
Развивать координацию мелких движений пальцев рук.
Развивать зрительную память.
Упражнять в образовании притяжательных прилагательных.
Развивать связную речь.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Формировать
пра
вильную артикуляцию
звука [р].
Развивать внимание ребенка.
Стимулировать интерес
к занятиям.
Создавать положительную мотивацию
для взаимодействия в коллективе.
Формировать
нав
ыки
самоконтроля и самооценки.
1. Организационный момент, введение в тему занятия.
Логопед: Ребята, сегодня нас пригласил в гости еще один звук – угадайте, какой? Слушаем песню и пробуем угадать этот непростой звук.
Логопед: Какой звук повторялся в песне больше всего?
Ответы детей.
Логопед: Ребята, вы правильно услышали, что в песне «Робот» звук «Р» повторяется чаще всего! Робот, ракета, руль — этот звук присутствует в каждом из этих слов. Давайте попробуем вместе произнести звук «Р». Сначала скажем его тихо, почти шепотом: р-р-р. Теперь скажем его громче: Р-Р-Р! Отлично, молодцы!
Логопед: Этот звук немного трудный, но мы с вами, будем его тренировать, и у нас обязательно всё получится. Звук «Р» часто называют "рычащим" звуком, потому что он напоминает рычание льва — р-р-р. Давайте попробуем порычать как львы в зоопарке! Р-Р-Р! Прекрасно, ребята! Отлично рычим!
Логопед: Сегодня мы будем учиться произносить звук «Р» в различных слогах и словах. Это поможет нам лучше запомнить, как правильно его произносить. Начнем с простых слогов. Повторяйте за мной: ра, ро, ру, ры, рэ. Замечательно! Теперь скажем их немного быстрее: ра-ро-ру-ры-рэ. Супер! А теперь еще быстрее: ра-ро-ру-ры-рэ. Вы все большие умнички!
Логопед: давайте попробуем использовать звук «Р» в словах. Повторяйте за мной: "рак", "рука", "рыба", "рама". Очень хорошо! Почувствовали, как во всех этих словах звучит наш сегодняшний звук? Мы будем продолжать работать с ним, чтобы он всегда получался четким и правильным. Готовы?
Дети: Да, готовы!
2. Основная часть.
Артикуляционная гимнастика:
Логопед: Перед тем как приступить к занятию, мы должны немного размяться. Сегодня мы будем делать несколько упражнений для наших язычков, чтобы подготовить их к работе со звуком [р].
1. Начнем с упражнения «Барабан». Представьте, что ваш язык – это маленький барабанщик. Ударяйте кончиком языка по верхним зубам, как будто это барабанные палочки. Сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее. Старайтесь, чтобы удары были чёткими и ритмичными.
2. Теперь сделаем упражнение «Качели». Представьте, что ваш язык – это качели, которые колеблются по горизонтали. Улыбнитесь и потяните кончик языка к уголкам рта: сначала к одному, потом к другому. Сделайте это несколько раз, плавно и без рывков, представляя, как качели медленно раскачиваются туда-сюда.
3. Далее у нас упражнение «Змея». Высуньте широкий язык вперед, как будто он превращается в змейку. Попробуйте сделать его плоским и гладким, затем поднимите края языка, чтобы сделать змееобразное движение. Дайте змеей покачиваться и волнообразно двигаться.
4. И последнее упражнение – «Парус». Улыбнулись, широко открыв рот. Теперь поднимите широкий язык наверх, как будто он парус на ветру, и удерживайте в этом положении несколько секунд. Воображайте, что ваш язык плывет под парусом, и ветер натягивает его к небу. Эти упражнения помогут нам разогреться и подготовить язычки к следующим заданиям!
Автоматизация звука [р] в слове, развитие фонематического восприятия:
Автоматизация звука [р] изолированно:
Логопед: Дорогие ребята, вы сегодня молодцы, мы хорошо размялись и готовы к новому этапу нашей работы.
Подвижная игра «Самолеты»
Дорогие ребята, сегодня мы будем играть в увлекательную игру «Самолёты», которая поможет нам правильно произносить звук [р]. Начнем с разминки. Давайте все встанем в круг и превратимся в самолеты. Посмотрите на свои руки — это теперь ваши крылья! Разведите их в стороны, как большие крылья самолёта. А теперь поднимитесь на носочки и слегка покачивайтесь из стороны в сторону, словно летите. Замечательно!
Теперь нам нужно запустить «моторы» наших самолётов. Послушайте, как я это делаю: «р-р-р». Попробуйте повторить за мной: «р-р-р». Отлично! Давайте еще несколько раз. Это поможет нам укрепить наши язычки и развить дыхание.
После разминки мы начинаем наш полет. Расправьте крылья и двигаемся по залу, представляя, что мы самолёты. Когда я скажу «аварийная посадка», мы все должны присесть на пол. Готовы? Начали! Летим, летим! «Аварийная посадка!» Приседаем и внимательно слушаем. Повторяйте за мной: логопед то громче, то тише произносит звук [р], дети стараются повторить его интонационно. Отлично! Молодцы, теперь исправляем наши самолёты и продолжаем полет. Если позволяет время, можно повторить игру несколько раз. А теперь наше общее «приземление». Играя в «Самолёты», мы не только тренируем наши речевые и моторные навыки, но и радуемся от совместного творчества и движения. Молодцы!
Автоматизация звука [р] в слогах:
Логопед: А сейчас мы с вами отправимся в путешествие. Наш маршрут проложен через красивые города, и чтобы долететь до них, нам нужно потренироваться произносить слоги. Давайте проговорим их вместе.
Ра-ра-ро, живем мы дружно,
Ро-ри-ро, идем на ужин,
Ар-ор-ар, нам в небе звезды светят,
Ур-ар-ур, мы всех приветствуем на планете!
Мы будем лететь от города к городу, и в каждом из них есть свои слоги. Начнем наш путь с города РА-РА-РО, где жители очень дружелюбны и всегда рады новым гостям. Полетели: РА-РА-РО! Хорошо, замечательно!
А теперь наш самолет отправляется в город РО-РИ-РО, где вечером всех приглашают на вкусный ужин. Повторяем: РО-РИ-РО! Отлично, ребята, вы большие молодцы, летим дальше!
Следующий пункт нашего маршрута – город АР-ОР-АР. Именно здесь мы с вами увидим звездное небо, такое красивое, что оно светит на весь город. Готовы? Полетели: АР-ОР-АР! Замечательно!
Наше путешествие завершится в городе УР-АР-УР, где всех всегда рады видеть и приветствуют теплыми словами. Повторяем: УР-АР-УР! Прекрасно, ребята! Вы все очень постарались и справились на отлично!
Определение наличия звука [р] в слове.
Логопед: Ребята, давайте проверим наш багаж и убедимся, что все вещи на месте. У нас есть проверочные карточки с разными предметами. Посмотрим внимательно на каждую карточку и определим, есть ли в названии этого предмета звук [р]. Если звук [р] есть, мы оставим этот предмет в багажном отсеке. Если звука [р] нет, то уберем карточку на специальное место. Давайте начнем!
Определение места звука [р] в слове.
Логопед: Отлично, мы справились с первой задачей! Сейчас нам нужно рассортировать наш багаж по отсекам в самолете. У нас есть три отсека: первый для предметов, где звук [р] находится в начале слова, второй – где звук [р] находится в середине, и третий – где он находится в конце. Посмотрите на свои карточки. Если на ней, например, роза, отправьте ее в первый отсек, если слово арка, отправьте ее во второй отсек, а если трактор – в третий. Давайте приступим!
Развитие зрительной памяти и умения образовывать форму единственного числа Р.п.
Логопед: Ребята, теперь будем развивать нашу память. Представьте себе, что часть багажа исчезла. Некоторых предметов не стало видно. Послушайте внимательно мои подсказки и назовите, кого или чего не хватает. Я скажу слово, а вы образуете его форму в родительном падеже. Кого не видно? Например, если я скажу "трактор", вы ответите «тракторА». Если я скажу «мастер», вы скажете «мастерА». Готовы? Начнем: Не видно трактора… Не видно мастера… Не видно арки… Отлично, вы молодцы!
Деление слов на слоги.
Логопед: Сегодня мы с вами на пикнике, и у нас есть множество вкусной еды. Давайте разложим нашу еду по корзинкам, но для этого нам нужно разделить слова на слоги. Посмотрите, что мы принесли: картофель, пирог, сыр, морковь. Возьмём первое слово – «картофель». Как мы его разделим на слоги? Кар-то-фель. Правильно! Теперь каждую часть нашего слова мы положим в отдельную корзинку. Продолжим с «пирог». Пирог делится на пи-рог, два слога. Отлично! А теперь «сыр». Этот продукт состоит лишь из одного слога - сыр. Легко, правда? И наконец – «морковь». Сколько слогов в этом слове? Верно, два: мор-ковь. Отличная работа, ребята! Теперь у нас все продукты разложены по корзинкам. При хорошей подготовке и положительном эмоционально-психологическом настрое детей, количество слов – картинок можно добавить.
Звуко-буквенный анализ слова «руль» (для фронтального занятия по обучению грамоте)
Логопед: Ребята, давайте сегодня отправимся в увлекательное путешествие в мир звуков и букв! Наше слово на сегодня – «руль». Произнесём это слово медленно, послушаем каждый звук: р-р-у-ль. Отлично. Какой первый звук вы слышите? Это звук [р]. Молодцы! Теперь посмотрим на другую часть слова - [у] и [ль]. Какие еще звуки вы слышите в этом слове? Верно, после звука [р] идёт звук [у], а затем - звук [ль]. Повторите все вместе: р-р-у-ль. Теперь давайте запишем это слово. Какая первая буква в слове «руль»? Конечно же, буква «Р». Давайте напишем её на доске. Замечательно! Продолжайте, и мы напишем все буквы нашего слова. Если группа очень хорошо подготовлена, то можно и схему слова «руль» нарисовать.
Определение наличия звука [р] в слове.
Логопед: А теперь отправимся в наше секретное место на самолёте. Представьте, что мы нашли тайный отсек, заполненный различными предметами. Ваша задача - назвать каждый предмет и определить, есть ли в его названии звук [р]. Давайте попробуем! Вот у нас на картинке «груша». Можно ли положить её в наш отсек? Да, в слове "груша" есть звук [р]. Теперь посмотрим на следующий предмет – «стол». Есть ли в этом слове звук [р]? Нет, в слове «стол» нет звука [р], значит, этот предмет оставим снаружи. Что насчет слова «фонарик»? Конечно, здесь звук [р] есть, положим его в наш отсек. Прекрасно, ребята, вы отлично справляетесь! Давайте продолжим и убедимся, что наш отсек наполнен только подходящими предметами.
Образование притяжательных прилагательных
Логопед: Ребята, мы оказались в удивительном лесу, в котором живут разные звери. Давайте посмотрим вокруг и выясним, чей дом мы видим. Вот перед нами тигр. Как вы думаете, чей это дом? Это дом тигра - значит, это тигриный дом. А теперь посмотрим на другой дом. Кто же здесь живёт? Правильно, кролик! Это кроличий дом. О, смотрите, там ещё один домик! Кто может быть его владельцем? Верно, комар. Это комариный дом. Отлично, каждый зверь живёт в своём доме, и мы с вами научились образовывать притяжательные прилагательные.
Вы молодцы, ребята! Продолжаем наше занятие, впереди нас ждёт ещё много интересного.
Логопед: Вы отлично справились. Теперь давайте немного отдохнем и проделаем разминку, которую нам предложил робот – штурман нашего самолета. Представьте, что вы роботы, и повторяйте за мной каждое движение!
Физкультминутка Робота.
Роботы шагают, машины заводят – звук «р» раздается, руки на пояс, ноги вместе – маршируем дружно и весело. Поднимите колени высоко, почувствуйте, как вы становитесь выше! Мы все вместе шагаем, наш самолет готовится к полету!
Роботы приседают. Садимся на воображаемые стульчики, держим спину прямо. А теперь встаем и снова приседаем! Отлично, замечательно! Скажите громко «р-р-р» каждый раз, когда поднимаетесь, как заводите мотор!
Роботы поднимают руки. Раз-два, раз-два. Потрясите руками, как будто сбрасываете усталость. Не забывайте про звук «р-р-р». Мы сильные и энергичные роботы! Поднимите руки выше и описывайте круги, это поможет нам разогреться.
Роботы наклоняются. Поставьте ноги на ширине плеч, руки на пояс и начинаем медленные наклоны влево и вправо. Представьте, что мы смещаем наш центр тяжести для управления нашим самолетом. Каждый раз при наклоне произносим звук «р-р-р», как будто это помогает нам сохранять равновесие. Отлично! Почувствуйте, как ваш корпус становится легким и гибким. Мы справляемся отлично!
Роботы вращают корпусом. Становимся ровно, руки на пояс и начинаем повороты корпуса влево и вправо, как будто мы большие механизмы, которые должны смазать все свои винтики и детали. Каждый поворот сопровождаем звуком «р-и-и-и» и представляем, как наши внутренние механизмы работают синхронно. Замечательно! Почувствуйте, как каждый поворот делает наш корпус еще более подвижным и энергичным.
Роботы заканчивают разминку. Мы делаем глубокий вдох и выдох, представляя, как набираем энергией наши внутренние аккумуляторы. В последний раз поднимите руки высоко над головой и потянитесь, словно стремитесь дотянуться до звезд. Теперь опустите руки и расслабьте их, чувствуя, как энергия разливается по всему телу. Молодцы, роботы! Теперь мы полны сил и готовы продолжить наш путь!
Автоматизация звука [р] в предложениях и тексте. Составление предложений.
Логопед: После разминки проверим наше умение строить предложения. Расставьте следующие предложения в правильном порядке:
Ракета реактивная улетела.
Красную мастер ремонтирует машину.
Пирог испекли сладкий ребята.
Картофель сварился вкусный.
Прекрасно, мы все исправили.
3. Заключительная часть, рефлексия.
Логопед: Ребята, как вы себя чувствуете после нашего увлекательного путешествия в страну звука [р]? Я надеюсь, что вам понравились наши игры и упражнения?
Ответы детей.
Логопед: Конечно, самое главное - мы все отлично потрудились и сделали большой шаг к тому, чтобы произносить наш звук [р] правильно и уверенно. Попрошу каждого из вас вспомнить, что именно вам запомнилось больше всего и что помогло лучше освоить правильное произношение звука [р].
Может быть, это были игры с картинками, где мы называли слова со звуком [р]?
Или интересные задания на составление слогов?
Поделитесь своими впечатлениями и полезными находками с друзьями, вместе мы запоминаем лучше!
Логопед: А теперь давайте вернемся в нашу группу. Закройте глаза и представьте, как мы садимся в наши волшебные самолеты. Раз, два, три - вот мы уже снова в знакомой комнате! Наш звук [р] очень рад был встретиться с вами и надеется, что вы будете стараться произносить его правильно не только на занятиях, но и дома, играя и разговаривая с родителями и друзьями. До следующего увлекательного путешествия, ребята! Спасибо вам за активное участие и веселое настроение!