Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки" ☼

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Анна Сергеевна Алфёрова
Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки. 

Развитие творческих способностей на уроках музыки.

  На современном этапе с учетом требований ФГОС в образовании стало важным творческое развитие детей для их самореализации.      

   Главной целью в контексте требований ФГОС является рассмотрение  в комплексе личностных, метапредметных и предметных результатов обучения школьников музыке .ФГОСы второго поколения ориентируют учителя и учащихся на три вида результатов образования: личностные, предметные и метапредметные.

   Какие же метапредметные умения могут быть сформированы на уроках музыки?  Это - наблюдение за явлениями жизни и искусства, понимание их многообразия; ориентированность в культурном многообразии, участие в жизни социума; овладение способностью к реализации творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера; применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность к логическим действиям; планирование, контроль и оценка учебных действий, умение корректировать свои действия; участие в совместной деятельности на основе сотрудничества; умение воспринимать окружающий мир во всём его многообразии. Важнейшая задача эстетического воспитания в школе - развитие в учащихся творческого начала, в чём бы оно не проявлялось - в математике или в музыке, в физике или в спорте, в общественной работе. Ведь там, где появляется творческая инициатива, там всегда достигается экономия сил и времени и одновременно повышается результат.

     Что мы понимаем под творчеством? Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

      Ценность творчества, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.

           Все это в полной мере относится к музыкальному искусству и школьным урокам музыки. Уроки музыки могут способствовать развитию продуктивной творческой деятельности у учащихся, т.е. развитию творческих умений в восприятии, сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке, а также в умении ритмопластического интонирования.

  Творчество на уроках музыки способствует общему творческому развитию личности, что, в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка.

Какие пути и педагогические приемы для продуктивной творческой деятельности в процессе общения с музыкой мы можем обозначить?  

      Чтобы творческие задания носили развивающий характер, способствовали воспитанию, обучению, они должны применяться в проблемной форме. Важно создать поисковые ситуации, способствующие самостоятельному поиску ответов и способов деятельности. Но и важно, чтобы разговор о музыке не подменял саму музыку.

  К постановке проблемы относится  система вопросов и творческих заданий, помогающих раскрывать детям образное содержание музыкального искусства, умение находить новые решения и варианты индивидуального прочтения того или иного произведения. Эта система представляет собой по сути диалогическое общение. Такое общение учителя и учеников на уроке рождает у детей варианты творческих прочтений музыкальных сочинений. Важно не только задать детям вопрос, но и услышать ответ, часто оригинальный, нестереотипный – так как нет ничего более богатого, чем высказывания ребенка. И пусть в нем будет подчас противоречивость, недосказанность, но зато в нем будет индивидуальность, личностная окрашенность. Это большая сила, способствующая положительной самооценке и обеспечивающая самопродвижение индивидуальности ребёнка  в своем развитии.

     Умение действовать в нестандартных ситуациях проявляется и закрепляется учащимися в творческой деятельности на уроках музыки, подчинённой единой системе творческих заданий, через которую раскрываются специфические связи искусства с окружающим миром в широком смысле и происходит освоение, осмысление конкретных деталей, понятий, формирование навыков – в более узком.

        Творческие задания помогают в формировании музыкального мышления детей. Исследования показали, что уже в младшем школьном возрасте формированию музыкального мышления способствуют движения, которые помогают ощущать характер, смену настроения, динамики, фактуры. Зрительная наглядность в сочетании со слуховой, двигательной и тактильными ощущениями помогают детям получить представление об особенностях музыкального языка. При этом работают и развиваются такие механизмы мышления, как анализ, синтез, развивается образная речь детей. В момент выполнения творческих заданий у ребенка возникают музыкальные и внемузыкальные представления, активно воображение.

       Активизация творческих способностей учеников на уроках музыки применяется в различных вариантах творческих заданий. Система этих заданий проецируется в двух плоскостях: обязательность постоянного обращения к субъектному опыту ребенка, к жизненным примерам, впечатлениям детей, а с другой – к произведениям искусства, в которых запечатлены знакомые им ситуации, образы, явления.

Например, при освоении понятия «лад», можно воспользоваться импровизацией, основанной на принципе «ролевой игры»: предложить взглянуть на одно и то же явление глазами человека, находящегося в разных эмоциональных ситуациях. Дети на примере этого задания раскрывают взаимосвязь между внутренним и внешним миром.

 Существует множество типов творческих заданий:

-Перевод образа из одного художественного ряда в другой.

Здесь будут интересны задания на передачу средствами живописи или словесным рисованием общего настроения произведения, тех или иных черт характера персонажа. Цель таких заданий – обратить внимание детей на связь средств музыкальной выразительности, художественного решения с характером музыкального образа.

Выбор цвета, общая графическая композиция осуществляется соответственно характеру музыкального образа, эмоциональным переживаниям. Особенно показательными моментами являются: особое положение линий, отражающих регистр, направление мелодического движения, динамики, ритмической пульсации. Объектами словесного рисования являются описания природы, внешнего облика персонажа в программных музыкальных произведениях.

- Выработка умений смотреть и видеть, слушать и слышать.

   Применение таких творческих заданий важен для формирования ассоциативного мышления, овладения навыками сравнительного анализа посредством рассуждения. Например: На что это похоже? Интересно описание конкретных явлений окружающего мира (голос зверей, пение птиц, шелест листвы) с тем, чтобы другие дети угадали, о чем идет речь. Здесь уместна и игра «Что на что похоже?». Все эти задания способствуют развитию видения, слышания и умения замечать выразительные свойства предметов и явлений. Знакомясь с произведениями музыкальной классики в среднем звене , можно просить ребят изложить свои впечатления, размышления от прослушанного музыкального фрагмента не только в устной, но и письменной форме.

- Построение заданий от частного к общему.

В круг  этих творческих заданий входят такие задания, которые помогли бы ребенку, отталкиваясь от конкретного аспекта темы, прийти к осмыслению ее художественной целостности. Например, такое задание: осмыслить роль художественной детали на примере эффекта, который возникает от перестановки слов, звуков, красок, приводящих к изменению целостного образа. Или такое задание: представить поведение героя и его музыкальный портрет в измененных обстоятельствах.

      Реализация творческого потенциала учащихся протекает в форме музыкально-художественной  деятельности тогда, когда школьники воспроизводят сам процесс рождения музыки, самостоятельно осуществляют творческий отбор выразительных средств, интонации, которые, по их мнению, лучше и полнее раскрывают художественное содержание произведения, творческий замысел автора (и исполнителя).

      Наиболее близкими оказываются для детей те виды музыкального восприятия, которые связаны с активными формами музицирования – с танцами, игрой и пением, в которых участвуют сами дети. Формирование музыкального опыта опирается на активные виды восприятия, сопровождаемые собственным пением.

           Пластическое интонирование - это один из способов, одна из возможностей “проживания” образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Пластическое интонирование - это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ. Оно связано со всеми видами исполнительского искусства - движения музыканта подчас "договаривают" тайный смысл музыки, который слышит только этот музыкант. Иногда пластическое интонирование возникает спонтанно (от "переизбытка" чувств), но, зная неразрывность музыкальной и пластической выразительности, учитель должен побуждать ребят воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально-ритмического движения. Движения могут быть различными - от гибкого нисходящего движения руки до имитации игры на музыкальных инструментах в характере музыки ("Веселый музыкант" А.Филиппенко); от покачивания корпусом (запев песни "Дружат дети всей земли" Д.Львова-Компанейца) до радостного танца (ее припева); от легкого шага до хоровода (р.н.п. "Во поле береза стояла"). Дети чаще ждут показа готового варианта пластического выражения, чем сами его придумывают. Поэтому лучше ограничиваться только намеками и подсказками, способными помочь ребенку. Важно - свобода творчества. На уроках можно использовать прием исполнения музыки движением, жестом - "пластическим интонированием". Это помогает ребятам ощутить протяженность фразы или несимметричность фразировки, почувствовать в пульсации характер того или иного произведения, показать особенности развития, развертывания музыки, а также проявить себя в творческом поиске. Во втором классе ребята, прослушав фрагмент из "Утра" Грига, прекрасно справятся с заданием показать движением, как развивалась музыка (руки детей плавно поднимаются вверх, показывая как восходит солнце). Нужно обращать внимание насколько выразительны жесты ребят, отвечают ли они характеру музыки. Можно привести в пример дирижера - человека, который, не играя сам на инструменте, в то же время "играет" таким колоссальным инструментом, как оркестр. Значит, есть в жесте дирижера что-то такое, что дает почувствовать интонационно-образный смысл музыки.

А) Упражнение « Воображаемый оркестр»- выбирается дирижёр. Участники выбирают себе любой инструмент из симфонического оркестра. Дирижёр руководит игрой на воображаемых инструментах. В. Моцарт           « Маленькая ночная серенада»).  Движение - это зримая музыка, не случайно сейчас на сцене появились пластические трактовки многих инструментальных и вокальных произведений. Исполнение музыки движением дает учителю увидеть, как слышит музыку каждый ученик. В то же время исполнение музыки движением раскрепощает ребят и заставляет их слушать произведение от начала до конца, не "выключаясь".

Б) Упражнение « Вечное движение»- представьте, что вам подарили большой букет ваших любимых цветов. Теперь сделайте полный вдох закрытыми  глазами, «понюхайте букет». А теперь старайтесь двигаться под музыку, держа перед собой воображаемый букет. Ф. Лист « Грёзы любви». Самостоятельная творческая деятельность детей связана с пластическим интонированием контрастных музыкальных образов.

В)Танцевальное упражнение « Полька сидя»- сидя на стуле напротив друг друга, держась за руки, станцевать польку. С. Рахманинов « Итальянская полька». Цель таких упражнений - активизация тела, снятие напряжения и конфликтов, развитие возможности и чувства телесной свободы.            Инструментальное  музицирование - это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах.

Так, инструментальное музицирование самым тесным образом связано со слушанием музыки, вокально-хоровым исполнением, импровизацией. Приобщая детей к музыке через инструментальное музицирование, содействовать их творчеству, необходимо помнить следующее: ученик действует так, как ему подсказывает его музыкальная интуиция; учитель помогает выбрать музыкальный инструмент, соответствующий стилю и музыкальному образу произведения; учитель помогает ученику найти прием исполнения. Примером использования этого на уроках может служить "Семеро козлят" из оперы М.Коваля "Волк и семеро козлят". Известный и благодатный пример музицированию на детских инструментах песня "Веселый музыкант" А.Филиппенко, р.н.п. "Дон-дон", "Камаринская", б.н.п. "Перепелочка", "Арагонская хота" М.Глинки, "Кузнец" И.Арсеева, "Скворушка прощается" Т.Попатенко. Особенно нравится детям исполнять русские  народные  песни  и мелодии, позволяющие использовать большое количество музыкальных инструментов- и ложки, и трещётки, и колокольчики, и бубны, и  самодельные  погремушки. Играя на музыкальных инструментах, дети не только глубже постигают характер, настроение, жанровые особенности и формы произведения, но и через игру учатся передавать его.В начальных классах обучающиеся музицируют  на инструментах русского народного оркестра в произведениях: р.н.п. "Светит месяц", "Озорные частушки" Р.Щедрина.

В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируется слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность. Инструментальное музицирование вызывает восторг, радость у учеников, желание каждого попробовать свои силы, поэтому эта деятельность используется для общего музыкального и творческого развития.

Среди разнообразных творческих заданий в вокально-хоровом музицировании можно назвать следующие :  выразительное произнесение текста разучиваемой песни, приближающееся к музыкальному интонированию, как бы ее рождение; поиски литературных произведений, родственных по образному строю разучиваемому сочинению и сравнение поэтической интонации с мелодическим строем, как перенос интонационно-речевого опыта детей на различные формы музицирования; сочинение подголосков и т.д.

       Вокальная импровизация - первооснова художественного творчества детей другая сторона творческого развития школьников. Занятия импровизацией могут преследовать две взаимосвязанные цели: первую - выработку интонационного и ладового слуха, вторую - развитие творческой фантазии. Чаще всего при импровизировании от ученика требуется умение продолжить начатую учителем мелодию и завершить ее в тонике заданной тональности. Наряду с этим достаточно широко распространенным приемом не следует отказываться и от другого - импровизирования мелодии с выходом за пределы привычных мажорно-минорных ладовых соотношений, когда мелодия вовсе необязательно должна завершаться тоникой, а может уходить во всевозможные "вопросительные", "незавершенные" интонации. Импровизации могут быть и ритмические, и связанные с исполнением (изменяющие характер, темп, динамику исполнения) и т.д. - такого рода приемы импровизирования также достаточно широко распространены. Многие музыкальные произведения дают возможность проявить себя творчески в движениях, инсценировках песен. Примером является "Кузнец" И.Арсеева. Дети делятся на две группы - кузнецы и всадники, исполняя, каждая поочередно импровизирует образные движения, подчеркивая характерные особенности своего персонажа. Такое же творческое задание они получают при исполнении скороговорки Д.Кабалевского "Барабан". Активизация творческой фантазии и творческой деятельности учащихся зависит, конечно, в первую очередь от подготовленности к этой работе самого учителя, от уровня его собственного творческого развития, музыкального вкуса, теоретической подготовки. Поэтому импровизацию нельзя рассматривать как обязательную часть программы школьных занятий музыкой, и отсутствие ее не может рассматриваться как недостаток в проведении уроков музыки.

    Один из основных видов  деятельности на уроке музыки является пение  и  задача учителя заключается  в формировании и развитии певческих навыков.

В обучении детей пению используют игровую методику. Это различные   упражнения, звукоподражание, речевые зарядки и ритмодекламации.  Игры на развитие речевого и певческого дыхания, развивающие игры с голосом, интонационные игры и упражнения, игровой показ песни.  

  А в среднем звене- это сочинение вокального подголоска, пение по «цепочке» , как бы  передавая «эстафету» другому человеку, вокальная импровизация.

   В учебниках  для  первого класса уже включены тексты народных песенок – попевок,  мелодии к которым ребята должны, по возможности, сочинить сами. Дети  сочиняют свои варианты, лучшие из которых разучиваются всем классом.

   Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства,  отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям,творческому развитию  ребёнка, выступает музыкально - дидактическая игра. Примеры музыкально – дидактических игр, которые  используют  на уроках:

1.Создавать голосом или на инструменте движение звука:вверх, вниз, кружение, прыжки.

2.Выражение своих мыслей и чувств  звуками.Передать с помощью звука заданное учителем  психо-эмоциональное состояние (нежность, страх, удивление…). Другой вариант - в виде игры,  когда ребёнок загадывает эмоциональное состояние, остальные  дети  –  отгадывают.

3.Сочинение мелодии на заданный текст:загадки, потешки, стихи, скороговорки, колыбельные. Задание может быть использовано в  качестве домашней работы.

4.На заданный ритм придумать слова и мелодию.

     Другой вид упражнений, который помогает развить творческие способности не только в области музыки, но и литературы. Детям предлагается в качестве задания на заданный ритм сочинить слова и музыку (объяснить детям, как устроен ритмический рисунок, где можно сделать паузу, взять дыхание). Так же можно использовать любую знакомую песню и выполнить задание.

1.Графическое, цветовое моделирование музыки.

2.Мимически, пластически создать  образ героя данного музыкального произведения. Например, слушая пьесы П.И.Чайковского «Болезнь куклы»,  «Новая кукла», «Баба Яга»; С.С. Прокофьева «Прогулка» и т.д.

3.Создание  литературного «перевода» с языка музыки на язык слов.Пример: в 4 классе, знакомясь с прелюдиями Ф. Шопена, предлагается ребятам представить себе эти небольшие пьесы в виде страниц личного дневника,  в котором человек делится своими душевными переживаниями, и создать литературную интерпретацию музыки.

4.Создание  звуковых картин:«Утро  в деревне», «В зимнем лесу», «Ярмарка».

 Пример 1: звуковая картина «В зимнем лесу» (1,2 класс).

Используемые материалы: целлофан, карандаши или деревянные палочки,  листы бумаги; музыкальные инструменты: треугольник, металлофон. Детей можно разделить на группы, каждая группа выполняет свою зарисовку.

«Идём по снегу» - дети  равномерно хрустят целлофаном.

«Бежим» - хрустят в быстром темпе.

«Остановились, прислушались» - пауза.

«Завыл ветер» - голосом изобразить вой ветра.

«Зашумели ветви деревьев» - дети шуршат листами бумаги.

«Сосульки» - звучит  треугольник или металлофон.

«Дятел стучит»  - карандашами по столу.

5.Можно сочинить мелодию к песенке дятла:

«День за днём стучу, стучу:

Тук-тук-тук-тук-тук.

Все деревья я лечу,

Тук-тук-тук-тук-тук».

Пример 2: звуковая картина «Ярмарка» (3-4 класс).

 Используемые материалы:  целлофан, карандаши или деревянные палочки,  листы бумаги; музыкальные инструменты: треугольник, металлофон, колокольчики, бубны, деревянные ложки, балалайка.

  Сначала создаём звуковую картину «Собирайся, народ, на ярмарку!» : слышен топот лошадей (карандаши, ложки); звенят бубенцы на сбруе (колокольчики, бубны);  народ собирается (гул голосов), снег  хрустит под ногами (целлофан).

Затем – картина «Вот она,  весёлая Ярмарка!»: смех, слышны обрывки песен, где-то звучит  балалайка (дети разделены на микрогруппы, каждая из которых  озвучивает свой элемент). Потом самое интересное: на фоне всего этого веселья начинают звучать голоса ярмарочных зазывал (дети-солисты): «Пирожки горячие, вкусные - налетай, не зевай!»; «А кому пряников медовых?! Подходите – не пропустите!»;  «А сейчас кукольное представление всем на удивление!» и т.д.  После такой яркой картины очень уместно будет слушание вступления к балету И.Стравинского «Петрушка».

6.Музыкальная инсценировка небольших по объёму произведений. Можно сочинить песенки для героев, музыкальные темы, сопровождающие их выход , и т.д.

8.Песня - распевка«Два кота», «Уж как шла лиса по травке», «Кошкин дом»

 (прохлопать ритм песни, придумать инсценированные движения на слова-действия).

    Есть много вокально-хоровых упражнений на внимание с использованием ритмических движений. Они помогают увеличить темп деятельности, переключиться детям с одного вида деятельности на другой, и вновь включиться в работу. Это упражнение влияет на развитие концентрации и устойчивости внимания. Проводится индивидуально, в парах, группой или со всем классом.

1)Песня - попевка«В доме моем»

 ( придумать ритмичные, инсценированные движения на слова-действия).

 В доме моем тишина,

 В доме моем я одна.

 Только пальчики стучат-тук-тук-тук,

 Только шуршики шуршат – шу-шу-шу,

 Только ноги стучат – топ-топ-топ,

 Только руки стучат – хлоп-хлоп-хлоп,

 Только дождик стучит – кап-кап-кап,

 Только ротик кричит – а-а-а,

 Только ротик молчит – (тишина)

 Только листья шуршат – шу-шу-шу,

 Только глазки спят – (дети засыпают).

  2)Упражнение «Уточки»

Наши уточки с утра:

кря-кря-кря (поют дети)

кря-кря-кря (звуки инструмента)

Наши гуси у пруда:

га-га-га (поют дети)

га-га-га (звуки инструмента)

Наши курочки в окно:

ко-ко-ко (поют дети)

ко-ко-ко (звуки инструмента)

В среднем и старшем звене используется  игра «Я — психолог». Почти каждый ребенок считать себя знатоком людских характеров. Поэтому «Психологу» даётся задание нарисовать  словесный портрет героя музыкального произведения.

Или другой вариант- через прослушивание одного или ряда произведений одного из композиторов  рассказать о нём — человеке, которого они никогда не видели , не знали, но который оставил им «звуковое письмо» о себе и о своем времени.

   В соответствии  с концептуальными положениями ФГОС методологической основой организации урока является системно - деятельностный подход, реализация которого возможна через применение инновационных технологий,которые способствуют развитию творческих способностей уроках музыки

1. Технология развивающего обучения

   Методы и приёмы развивающего обучения способствуют тренировке и развитию памяти, мышления, активности наблюдательности, целеустремлённости, логике.

  При знакомстве с жанром марша и его разновидностями можно просто рассмотреть марш как определенный устоявшийся в музыке жанр, различать военные, игрушечные, спортивные, траурные марши, найти  общие для всех маршей черты. Но можно, это сделать по-другому: рассмотреть всеобщее отношение — жизнь-музыка, в их взаимовлиянии. Поставим детей в воображаемую жизненную ситуацию.

   Представим себе: в старинном русском городе в княжеском тереме сидит задумавшись человек. Услышав скрип двери, он оглядывается и видит вошедшего в горницу усталого воина в запылённой одежде.

- Княже, говорит воин, - я прискакал к тебе с недоброй вестью: идёт на наш град несметная сила, уничтожая всё на своём пути. Совсем скоро полчища подойдут к стенам града.

-Что нужно делать князю?

(Собрать войско, народ)

-А как?

(Послать гонцов на конях)

-Долго

-Ударить в колокол, все услышат и сбегутся.

-Да, да! На Руси такое было: в минуту опасности били в набатный колокол.

-Интересно, что дальше будет?

Собрал князь народ на площади и обратился к нему со словами

- Братья воины! Суровое испытание  обрушилось на нашу землю! Лучше быть убитым, чем пленным. Встанем же грудью за землю русскую.

-А как собравшиеся поймут, пора идти или нет? в каком направлении двигаться?

(Нужен боевой сигнал!) Каким инструментом можно подать этот сигнал?- Трубой!!!

Хорошо, сигнал услышан, но теперь следующая задача:

-Как организовать толпу вооружённых людей и превратить эту толпу в войско?

-В каком направлении двигаться?

(Выбрать командира.)

-Но ведь командиры должны договориться между собой, а времени нет. Да в шуме их никто и не услышит.

-А может нам нужен ещё один музыкальный инструмент? Какой же???

-БАРАБАН!

-Люди услышат ритм и смогут слаженно выступать за музыкой в нужном направлении.А что будут делать воины шествуя за барабанной дробью?

Конечно же  маршировать!!!!

Таким образом можно  подвести детей к теме урока.

   Далее следует слушание музыки. Не сообщается  предварительно название, в связи с тем, чтобы дети определили характер самой музыки, а уж потом попытались дать ей своё название, исходя из того, что ими было услышано, почувствовано и осмыслено. Таким образом, развивается творческое воображение. (звучит «Марш деревянных солдатиков»).

       На таком уроке детское творчество представляет собой познавательно-поисковую музыкальную практику, связанную с самостоятельными действиями, с умением оперировать знаниями, навыками, применять их в ранее неизвестных условиях. Творчество учащихся тем и ценно, что они сами открывают что-то новое, ранее неизвестное им в мире музыки.

2.     Игровые технологии;

   Использование игровой технологии является неотъемлемой частью методики преподавания музыки в начальных классах. Игра – это наиболее доступный вид деятельности ребенка младшего школьного возраста, который способствует расширению поведенческого диапазона ученика, развитию коммуникативных способностей, эмоциональной сферы, побуждает к творчеству.

В практике я используются следующие игровые приёмы: инсценирование  (инсценировка детских песен, разыгрывание фрагментов из музыкальных сказок), игры на развитие слухового внимания,  игры на развитие чувства ритма, игры на развитие динамического слуха, импровизацию.  

  Как используется  приём импровизации, для этого вернёмся к теме

« Маршевый порядок». Итак, после того как мы определили тему урока, дали название маршу,  предлагается сочинить свой марш. Но сначала необходимо определить, кем мы будем? Ребята хотят быть и военными, и спортсменами, но учитель подводит их к тому, что музыка – это сказочная страна, а в сказках всё может быть. И предлагается сочинить марш лягушат. Сочиняем слова, мелодию к ним и в результате этой деятельности усилиями детей создаётся творческий продукт. Импровизация находит продолжение в инсценировании. Выбираем командира и инсценируем сочинённый нами марш.

  Фантазия, сиюминутность рождения и воплощения многих идей, атмосфера непринуждённости составляет суть игровой деятельности на уроке.

3.     Технология критического мышления.

    Большим потенциалом для развития творческих способностей обладают методы и приёмы технологии развития критического мышления. На уроках музыки, начиная уже с младшего школьного возраста используют  следующие приёмы:  «Мозговую атаку» с целью активизации имеющихся знаний, «Групповая дискуссия», «Синквейн», «Верите ли вы?», «Дерево шедевров», Музыкальный ринг.

    Обычно на стадии рефлексии можно составить синквейн. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах.

Например:

 Марш.

Спортивный, военный.

Призывает, собирает, вдохновляет.

Он может организовать людей.

Шествие.

Критическое мышление – это способ добывать знания, умение анализировать, оценивать, вырабатывать собственное мнение.

4.     Проектная технология

   Активизировать познавательную деятельность учеников, превратить урок музыки в настоящий творческий процесс, помогает метод проектов. Проект цене тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной, исследовательской деятельности. Ученики  учатся свободно выражать  собственные мнения, чувства, активно включаются в работу и чувствуют личную ответственность за реализацию проекта.

   Использование данных технологий позволяет придать урокам практическую направленность, построить их игровом действе и творческом характере обучения. На таких уроках каждый ребенок проявляет инициативу и самостоятельность, свободно реализует свои способности, у него развивается творческое мышление.

    «В сложных противоречиях нашей жизни искусство не только не исчезает, но, напротив, на него ложится всё большая и большая ответственность за воспитание новых юных поколений. Музыке, самому эмоциональному искусству, неотразимо воздействующему на человека, принадлежит здесь особенно важное место…»

                                                               Д.Б.Кабалевский

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×