Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

" Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста" ". Работа №303723

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Сегодня особенно чрезвычайно актуальна, стала проблема патриотического воспитания детей. Россия переживает один из не простых исторических периодов. За последние годы в стране произошли большие перемены. Но как бы, не менялось общество, мы не должны переставать любить свою родину, как мать любит своего ребенка. И самая большая опасность, подстерегающее наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. В данный момент материальные ценности, стали все больше доминировать над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В период нестабильности в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, малая родина.

Работа:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Создание условий для воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством знакомства с родным городом»

 

Шологон С.А.

воспитатель

МБДОУ «Детский сад «Лучик»

город Гагарин, Смоленская область

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Любовь к родному краю, родной культуре,

родной речи начинается с малого –  любви

к  своей семье, к своему жилищу, к своему

детскому саду. Постоянно расширяясь,

эта любовь переходит к родной стране,

к её истории, прошлому и настоящему

ко всему человечеству»

Л.С. Лихачев.

Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду духовно - патриотическое воспитание - является одной из важных сторон воспитания детей, большое место отводится формированию любви к родному городу.

У каждого человека в душе есть свой любимый город. Любимым городом является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим и в то же время являться самым любимым городом.

Сегодня особенно чрезвычайно актуальна, стала проблема патриотического воспитания детей. Россия переживает один из не простых исторических периодов. За последние годы в стране произошли большие перемены. Но как бы, не менялось общество, мы не должны переставать любить свою родину, как мать любит своего ребенка. И самая большая опасность, подстерегающее наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. В данный момент материальные ценности, стали все больше доминировать над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В период нестабильности в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, малая родина.

Мной был проведен мониторинг по выявлению уровня знаний о родном городе. 

Как выяснилось, дети недостаточно хорошо знают город, в котором живут,

были выявлены круг проблем:

- незнание детьми истории, символики, достопримечательностей родного города;

- отсутствие гордости за свой город, осознания своей гражданской принадлежности;

- недостаточное знание о людях разных национальностей населяющий наш город;

- родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания  дошкольников.

Наличие этих проблем позволило мне взяться за последовательную поэтапную работу с детьми и родителями, по формированию их нравственно – патриотических чувств через ознакомление с родным городом.

Многими учеными, педагогами и психологами, такими как Н.Ф. Виноградова, Н.А. Добролюбов, С.А. Козлова, Н.Г. Комратова, Н.Г. Чернышевский, Л.Е. Никонова, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский были исследованы разнообразные вопросы патриотического воспитания.

Козлова С.А. в своих трудах говорит о патриотическом воспитании как о целенаправленном процессе педагогического воздействия, цель которого – обогащение знаний детей дошкольного возраста о Родине, формирование патриотических чувств, привитие эталонов нравственного поведения, становление чувства долга, развитие потребности приносить пользу народу и Отечеству.

Никонова Л.Е. определяет патриотическое воспитание как процесс усвоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек. Целью патриотического воспитания является формирование основ патриотизма, как нравственной стороны личности, развитие личности как социально активного члена общества, становление человека, как личности, воспитание в нем духовности и гражданской ответственности, формирование патриота, готового защищать интересы страны и трудиться на его благо.

В своих знаменитых педагогических трудах еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что детство это каждодневное открытие мира и поэтому воспитание должно быть построено так, чтобы в этом было познание человека и Родины, величия, красоты и глубины окружающего. Основополагающим этапом при данной работе необходимо считать накопление социального опыта дошкольниками о жизни в своем крае, поведенческих норм и правил, знакомство с культурой. В первую очередь любовь к Родине начинается с любви к малой родине. Чувство патриотизма не зарождается само по себе. Его становлению способствует целенаправленное длительное воспитательное воздействие на личность с ранних лет жизни, где также имеют влияние такие условия, как образ жизни, семья, работа в дошкольной образовательной организации, школе, коллективе.

Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов, рассматривая вопросы воспитания подрастающего поколения, определяли в качестве его главной цели подготовку гражданина, любящего свою Родину, принимающего активное участие в общественных делах. Для этого необходимо предоставить молодому человеку право нормально и свободно развиваться, внушить ему правильные взгляды на жизнь, твердые представления о добре, правде, долге, воспитать твердость воли, самостоятельность в суждениях, трудолюбие, патриотизм.

Используя  в  работе    учебно-методические  пособия: Н.В.Алёшиной «Патриотическое воспитание дошкольников», Л.В. Коломийченко, Г.И. Чугаева «Занятия для детей 5 -7 лет по социально – коммуникативному развитию». Данные пособия представляют собой не только конспекты занятий по знакомству дошкольников с родным городом, а также систему работы с детьми вне занятий, включающие различные виды деятельности: наблюдения, беседы, дидактические игры, изобразительную деятельность.

Работаю по комплекснотематическому планированию части программы, формируемой участниками образовательных отношений

«Мой город мне дорог»

  Цель моей работы  создание условий для воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством знакомства с родным городом.

Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:

- формировать у детей представления о символике родного города;

- расширять знания детей о достопримечательностях города;

-пополнить развивающую предметно- пространственную среду, направленную на обогащение представлений детей о родном городе;

- содействовать проявлению гражданственности, чувства гордости за людей труда, участников войны;

- воспитывать любовь и бережное отношение к родному городу;

-обеспечить  единство  работы ДОУ и семьи  по патриотическому  воспитанию дошкольников.

1 блок – Семья. Цель: развивать взаимодействия детей, педагогов и родителей.

Семья и детский сад лежит в основе формирования у детей социального опыта, воспитания привязанности к близким людям. В процессе работы у детей начинается постепенно складываться образ собственного дома, с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство «родного дома» ложится в основу любви к Родине. Если в семье есть свои привычки, традиции, правила (готовить друг другу подарки, сюрпризы), то это все постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка. Ребенок надолго запомнит минуты радости и счастья, которые он испытал в своей семье и ему хочется вновь и вновь это пережить.

Поэтому очень важной является работа по ознакомлению с традициями семей воспитанников. Например, на занятиях: «Я и моя семья, «Портрет семьи», «Наша дружная семья», «Традиции семьи». Воспитанники рассказывали, какие традиции есть в их семьях. «Мы каждую весну участвуем в Дне Земли.Осенью кормушки делаем. Зимой в эти кормушки кладем угощение». «Мы с папой на Новый год всегда наряжаем живую елку, а потом я помогаю маме печь «рождественское» печенье. Так что наша елка украшена не только игрушками, но и печеньем, и конфетами. Эта традиция пришла к нам из семьи моей бабушки». «Дети любят вместе с мамой, папой и сестренкой в выходные дни гулять на свежем воздухе, летом кататься на велосипеде, зимой на лыжах, кататься с горы на санках».

 Оформила совместно с родителями и детьми выставку «Семейные традиции». В ней были собраны рассказы родителей, бабушек, дедушек и других членов их семей о пришедших в их семью традициях, которые накапливались и передавались с любовью из поколения в поколение. Рисовали рисунки на тему: «Мой дом», «Семейные игры и праздники», «Портрет моей мамы», «Моя любимая бабушка»; готовили подарки для мам и бабушек на 8 марта, папам и дедушкам на 23 февраля.
     Воспитывая любовь и привязанность к своей семье, родному дому, своим близким, был собран фотоматериал к альбому «Моя семья», который оформлялся совместно с родителями и детьми. Проводили совместные праздники: «Папа, мама, я – спортивная семья»,  «Когда семья вместе – тогда и душа на месте». Все это способствовало тому, что у детей воспитывалась любовь и уважительное отношение к членам семьи, формировались представления о семейных ценностях и традициях.

     А организованная совместно с родителями фотовыставка «Папа мама на

работе» помогла закрепить значение труда взрослых в родном городе:

учитель, врачстроитель, водитель.  Воспитанники

увидели важность и значимость труда их родителей, и это явилось

продолжением заложенных основ уважительного отношения к труду

взрослых, направленного на благо родного города.

 

2 блок – Детский сад. Цель: воспитывать уважение к людям, работающим в детском саду, их профессиям, формировать умение ориентироваться в здании, выявить степень комфортности в детском саду.

Детский сад должен быть местом, где дети должны чувствовать себя комфортно и уверенно. Одной из эффективных форм являются экскурсии по детскому саду, во время которых дети знакомились с профессиями сотрудников, с условиями и особенностями их труда, с расположением помещений детского сада, они с удовольствием посещали кабинеты и служебные помещения. После проведённых экскурсий на основе полученных знаний и впечатлений дети отражали своё отношение в разных видах детской деятельности. Например, в сюжетно-ролевых играх «Семья», «Детский сад», дидактических играх «Кому, что нужно для труда?», «Так бывает или нет? в художественно творческой деятельности:(рисовали детский сад, медицинский кабинет, музыкальный зал).

 Совместно с родителями были организованы субботники по благоустройству участка детского сада. Многие родители, ранее ссылавшиеся на занятость и другие причины, нашли возможность оказать помощь детскому саду в свободное время.

Очень удачной являлась идея о создании традиций группы:

«Дни рождения». Все дети любят дни рождения и с нетерпением ждут этого дня. В нашей группе существует традиция празднования дня рождения. В честь именинника проводятся игры «Каравай», «Фанты». Ребята дарили заранее подготовленные открытки, медальки с поздравлением, а также памятное фото со всей группой. Но чтобы праздник стал ещё приятнее для ребёнка, готовила небольшую развлекательную программу в виде спортивного или просто весёлого праздника, небольшой дискотеки под весёлую детскую музыку. День рождения — это праздник, который должен остаться в памяти ребёнка до следующего года, а ещё он должен нести развивающую и воспитательную функции. Ребёнок не только должен развлечься, но и приобрести необходимые умения в общении с другими детьми, в выполнении заданий. Таким образом, он социализируется и пополняет свой жизненный опыт.

Создание фотоальбома «Наша дружная семья», куда помещаются фотографии нашей группы, фото с праздника и развлечения. Создание этой традиции начинала с младшей группы.. Это помогало увидеть, как растут и меняются дети, это всё сплачивает и объединяет детей и взрослых, воспитывают дружеские, теплые взаимоотношения.

 

3 блок- Малая Родина. Цель: дать понятие о том, что такое улицы города, познакомить с близлежащими улицами их названиями, микрорайоном, историей малой родины.
С детьми старшей группы проводились целевые прогулки по близлежащим улицам, предлагала вспомнить и назвать их домашний адрес.

Познакомила дошкольников с названием улиц, которые названы в честь героев и известных людей. Например, немало улиц Гагарина носят фамилии известных полководцев, многие из которых связаны с нашим городом. Многое связано с первым космонавтом планеты Юрием Гагариным. Многие улицы названы в честь и других известных людей: Ленина, Кутузова, Матросова. Революция и гражданская война, внесла свои перемены, о чем свидетельствуют многие переименования мирных названий улиц, несущие революционную идею.

При ознакомлении с историей малой родиной была организована поисковая деятельность. Детям было предложено расспросить своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия улицы, на которой они живут    и далее воспитанники обменялись полученной информацией, предлагали свои версии об истории некоторых названий улиц.

В результате, данной работы вырос познавательный интерес к истории города. Попросила родителей пройтись по улицам, обратить внимание детей на труд взрослых по благоустройству родного города: сажали кусты и деревья, обрезали деревья, разбивали газоны, асфальтировали дорожки.   Вызывала у ребят желание поддерживать чистоту возле своего дома, в микрорайоне, чтобы он был всегда чистым и красивым. Ухоженные, чистые, яркие скверы, улицы и дворы поднимают настроение и пробуждают чувство гордости за город.  

Проводила с детьми беседы на темы «Дом, в котором я живу», «Любимый мой дворик». Закрепление знаний проходило на занятиях по изобразительной деятельности, воспитанники рисовали рисунки: «Мой любимый город», «Микрорайон, в котором я живу»; коллективная аппликация: «Улицы нашего города» строили из строительного материала и лего: «Город будущего», «Город мечты».

4 блок- История родного города. Цель: познакомить с историей возникновения города, его историческим прошлым и настоящим, достопримечательностями, символикой, воспитывать уважение к далёким предкам, бережное отношение к истории родного края.
Знакомить детей с историей возникновения города, с его достопримечательностями, начала со старшей группы. Рассказала, что раньше город был маленьким, было всего три улицы с небольшими домами, кто были первыми жителями города, что находилось в центре, кто такие купцы, какие особняки были в нашем городе. Итогом работы явилось, занятие «История возникновения родного города».

Совместно с родителями посетить экспозиционные залы музеев города. Воспитанники делились своими впечатлениями о том, как возник город, как жили в прошлом, какую одежду носили, какой посудой пользовались.

Дети рассказали, что они в выходной день вместе с родителями посетили Выставочный зал, где проходила выставка живописи и графики художников, познакомились с художниками города, с репродукциями их картин.

Рассказала воспитанникам, что такое герб, когда и где впервые возникли гербы, обратила внимание ребят что у каждого города свой герб. Рассмотрев герб нашего города, дети с помощью наводящих вопросов смогли разобраться в значении символов, изображённых на гербах. С целью закрепления знаний детей о гербе, провела дидактические игры: «Найди герб своего города», «Сложи герб».

Накануне праздника Победы провела беседу – рассказ на тему: «Герои нашего города и Отечества». Подвела детей к пониманию того, что мы победили в Великой Отечественной войне, потому что любим свою Родину, Отчизну. Родители оформили выставку «Бессмертный полк». Воспитанники приняли участие в акции «Георгиевская ленточка». Они сами делали такие ленточки, а потом раздали их родным и близким, а также на площади в День Победы ветеранам ВОВ. Все это способствовало воспитанию у дошкольников духа патриотизма, уважения к памяти боевых подвигов их прадедов в сражениях за освобождение нашей Родины от нашествия немецко - фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны.

    Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установки тесной связи с семьёй. Особенностью взаимодействия с семьями воспитанников являются формы работы с родителями.

«Семейная творческая мастерская», основной целью которой являлась - вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения, привлечение их к совместной творческой деятельности с детьми.

Клуб выходного дня «Увлекательные субботы» - родители с детьми в рамках тематической недели «Мой родной город»: посетили музеи, достопримечательные места города.

Разработанный и предложенный родителям экскурсионный маршрут

«Отдыхаем всей  семьёй»,   помог  многим  семьям  провести  выходные  дни вместе, гуляя по знакомым и любимым местам, уточняя и закрепляя знания детей о родном городе.

Организация совместных творческих домашних заданий: родители совместно с детьми принимали активное участие в подборке материала о родном городе, придумывали изображение семейного герба, создавали альбом «Мой родной город». Объединение родителей и детей обогатило общение между ними и доставило радость.

Проведенные для родителей консультации: «Познакомьте детей с родным городом», «Что должен знать дошкольник о родном городе», «Лучше нет родного края»; родительские собрания «Учим детей любить и беречь свой город», «Знатоки родного города», помогли родителям стать для своих детей примером отношения к своему городу, к месту, где живёшь.


Работа в данном направление вызвала интерес у родителей, что побудило их лучше узнать историю родного города и вызвало чувство гордости за него. Это положительный отклик послужил примером для их детей.

Считаю, что основным результатом моей работы по  данной теме является, то, что воспитанники моей группы стали духовно богаче. Они многое узнали о своем городе, увидев его красоту и богатство своими глазами, с уважением стали относиться к основателям, защитникам и людям, прославившим город, бережнее относится к окружающему, чувствовать красоту природы. Так же, у ребят, изменилось взаимоотношения друг с другом, появилось чувства коллективизма, сопереживания к людям, доброжелательные отношения к окружающему.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×