Семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребёнка. Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, воспитанниками и родителями. Огромное значение в работе с родителями имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества.
Данная методическая разработка описывает опыт работы педагога-хореографа с родителями участников танцевального коллектива, реализующего образовательную программу по хореографии в рамках дополнительного образования. Разработка может стать источником полезной информации для педагогов дополнительного образования, педагогов хореографов, учителей, ведущих внеурочную деятельность, педагогов-организаторов, а также родителей учащихся.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества «Октябрьский»
Методическая разработка
« Воспитательная работа с родителями участников танцевального коллектива»
Автор-составитель:
Котова Л.В.,
Педагог дополнительного образования.
2022г.
Пояснительная записка
«Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».
А.Н.Макаренко
«Воспитывая детей, мы подчас обязаны одновременно воспитывать и взрослых родителей»
Семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребёнка. Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, воспитанниками и родителями. Огромное значение в работе с родителями имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества.
Данная методическая разработка описывает опыт работы педагога-хореографа с родителями участников танцевального коллектива, реализующего образовательную программу по хореографии в рамках дополнительного образования. Разработка может стать источником полезной информации для педагогов дополнительного образования, педагогов хореографов, учителей, ведущих внеурочную деятельность, педагогов-организаторов, а также родителей учащихся.
Воспитательная работа с родителями участников танцевального коллектива
Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей. Оно приобрело широкое распространение в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, домах творчества, центрах развития ребенка и т. д.
Хореографическое искусство обеспечивает развитие индивидуальных способностей детей, и поэтому обучение в танцевальных коллективах должно быть доступно большому кругу детей и подростков. Они любят искусство танца и посещают занятия в течение достаточно длительного времени, проявляют настойчивость и усердие в приобретении танцевальных знаний и умений. Используя специфические средства искусства танца, заинтересованность детей, преподаватели хореографии имеют возможность проводить большую воспитательную работу.
Занятия хореографическим искусством способствуют физическому развитию детей и обогащают их духовно. Ребенок, владеющий балетной осанкой, восхищает окружающих. Но ее формирование -процесс длительный, требующий многих качеств от детей. Дисциплинированность, трудолюбие и терпение - те свойства характера, которые необходимы не только в хореографическом классе, но и в быту. Эти качества годами воспитываются педагогами-хореографами и определяют успех во многих делах.
Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает детей, занимающихся хореографией, вперед. Нельзя подвести рядом стоящего в танце, нельзя опоздать, потому что от тебя находятся в зависимости другие, нельзя не выучить, не выполнить, не доработать.
Аккуратность в хореографическом исполнительстве, опрятность формы в хореографическом классе переносится и на внешний вид детей в школе. Они выделяются не только своей осанкой, но и прической, чистотой и элегантностью ношения самой обыкновенной одежды.
Воспитательная работа в художественном коллективе - процесс сложный, многогранный. Он связан с реализацией обширной программы организационно-педагогических и художественно-исполнительских мер. Каждое направление в практике педагога-руководителя имеет свою внутреннюю логику, свои закономерности и принципы реализации. Без их познания, критического анализа невозможна достаточно эффективная организация не только художественно-творческой, учебной, образовательно-репетиционной деятельности, но и обеспечение педагогического процесса в целом.
Родители отдают детей в хореографические коллективы для занятий, укрепляющих здоровье, расширяющих общий культурный и художественный кругозор, являющихся формой удовлетворения духовных потребностей, средством развития эстетического вкуса. Поэтому отношение детей к занятиям носит индивидуальный и строго выборочный характер. Ребенок воспринимает, запоминает и выполняет то, что его интересует, привлекает.
Воспитательная работа должна проводиться не только с участниками коллектива но и с их родителями. Сложность воспитательной работы определяется тем, что дети и их родители в коллективе различного уровня культуры и воспитания. Увлечь, понять, разглядеть их интересы порой непросто. При этом педагогу-руководителю приходится проявлять такт, чуткость, применять индивидуальный подход как к детям, так и к родителям.
Все руководители детских коллективов знают основные задачи работы:
- заинтересовать детей, использовать в работе возможности каждого ребенка, его перспективы;
- в общении с детьми проявлять симпатию, интерес к их радостям и огорчениям, к их сложностям в жизни;
- понимать взаимоотношения между детьми, их внутренний мир.
- работу в коллективе строить по принципу интереса, он является основным и определяющим.
Хореографический коллектив в определенном смысле и в определенных условиях способствует разрешению возникающих проблем у детей: снимает отрицательные факторы (закомплексованность в движении, в походке, поведении на дискотеках и т. д.); воспитывает ответственность (необходимая черта в характере маленького человека, так как безответственное отношение одних порой раздражает и расслабляет других); убирает тенденцию «исключительности» некоторых детей (это отрицательно влияет на весь коллектив); бережет ребенка от нездорового соперничества, злорадства, «звездной болезни», что является важной задачей в воспитании детей. Преподаватель должен научить детей способности сопереживать чужой беде, умению защищать, возможно, вопреки всему коллективу. Выразить свою точку зрения, отстоять ее ребенок учится именно здесь. Педагог активно воспитывает в них порядочность, долг и честь в человеческих отношениях, независимо от изменений их суждений и позиций.
Каждый добросовестный педагог направляет все свои силы на воспитание детей в коллективе. Замечает все особенности, наблюдает за их творческим ростом. Для этого он прилагает все старания, не жалея ни времени, ни средств для всестороннего их развития. Опытный педагог, любящий своих воспитанников, всегда найдет возможность оказать содействие талантливому ребенку в его дальнейшем творческом росте.
Однако, даже самый высококлассный специалист, мастер своего дела не сможет добиться положительных результатов самостоятельно, без поддержки и помощи со стороны родителей. Именно поэтому воспитательная работа проводится параллельно и с родителями. Воспитание начинается с самой первой встречи и продолжается до выпуска или выбывания ребенка из коллектива.
Главным содержанием работы с родителями является вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс. Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия коллектива и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
Методы работы с родителями: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы.
Формы работы, традиционные и нетрадиционные:
• Родительские собрания,
• Индивидуальные консультации педагога,
• Родительские тренинги,
• Практикумы,
• Открытые занятия (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности),
• Отчетные концерты.
Рассмотрим воспитательный процесс с самой первой встречи. Суть многих конфликтов с родителями - непонимание, незнание специфики хореографии, отсутствие опыта работы с группой детей. «Мой ребенок, лучше», «Вы не знаете как общаться», «Она талантлива, это вы не можете научить», «Почему она стоит не впервой линии, а сзади» и многие другие высказывания, наверное, приходилось часто слышать всем педагогам. Что же сделать, чтобы избежать таких претензий? Как научить родителей адекватно видеть возможности своего ребенка? Рассмотрим наиболее приемлемые формы работы с родителями на первом этапе при создании группы.
У каждого коллектива существует свой устав, правила, требования. В первую очередь одна из важнейших форм взаимодействия – беседа, когда педагог набирает группу. Но прежде чем ответить на волнующие вопросы родителей, следует ознакомить их с правилами и требованиями коллектива, рассказать о физической нагрузке, предстоящих занятиях и ответственности перед коллективом. Следует конкретно расспросить, для чего они привели своего ребенка: для общего развития или профессиональной подготовки, узнать о возможностях в материальном плане (пошив костюмов, поездки на фестивали и конкурсы), ознакомить с договором. Самое главное чтобы родители усвоили одно неизменное правило: в коллективе с ребенком занимается педагог, а не родитель. Требования на занятиях для всех детей одинаковые без исключения. Ребенок должен знать, что каждое занятие обязательно. Пропуски без уважительных причин невозможны в силу специфики хореографического искусства. Дети просто не смогут выполнять те задачи, с которыми они сталкиваются. Дело даже не в достижении результатов, а в понятии долга, его выработке и развитии. То, чем начал заниматься, должно быть выполнено добросовестно и доведено до конца. Склонность детей бросать начатое дело на полдороге в дальнейшем оборачивается несобранностью уже взрослого человека.
Для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с группой. Консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и педагогом. Педагог должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы ознакомиться в неофициальной обстановке. Главное - выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком: особенности здоровья ребенка, его увлечения, интересы, предпочтения в общении в семье, поведенческие реакции, особенности характера, моральные ценности семьи. Хорошо если вы ознакомите родителей с параметрами и критериями уровня хореографической подготовки изначально, а также уровнем их развития (см. таблицы в конце статьи).
Далее, по прошествии адаптации в коллективе, проводятся групповые родительские собрания. Цель - обсуждение задач учебно-воспитательной работы, планирование воспитательной работы, определение путей сотрудничества, рассмотрение актуальных педагогических проблем.
Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения группы в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. К родительскому собранию необходимо готовить плюсы и минусы детей, и не только в учебной деятельности. Желательно такие собрания совмещать с открытым занятием.
Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед коллективом.
На протяжении всего периода обучения у родителей возникают индивидуальные вопросы по проведению занятий и вопросы о достижениях ребенка. В таком случае дается определенная информация и небольшая консультация.
Примерная тематика консультаций для родителей:
1. Ребенок не хочет заниматься в коллективе. Как ему помочь?
2. Плохая память ребенка. Как ее развить?
3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
4. Наказания детей. Какими им быть?
5. Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.
6. Талантливый ребенок в семье.
Важную роль играет анкетирование, которое позволяет в короткие сроки собрать обширный и разнообразный материал для дальнейшей работы с детьми.
Следующим шагом может быть предложение родителям самим позаниматься с детьми. Педагог объясняет и показывает упражнения родителям, а они - детям. Здесь возможны такие варианты работы:
1) Один родитель работает со своим ребенком.
2) Один родитель и несколько детей.
Предлагаем еще одну форму работы с родителями – почтовый ящик. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, педагогу или методисту. Заданные вопросы рассматриваются педагогическим коллективом или руководителем и освещаются на родительских собраниях. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с группой воспитателей, и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогам встретиться с родителями лично.
Можно завести своеобразный дневник жизни группы. В “Дневнике” отражаются наиболее важные события: дни рождения детей, успехи отдельных детей, помещается информация о конкурсах, открытых занятиях, концертах. Там же размещаются фотографии, сочинения детей и т.д.
И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия педагога с родителями участников коллектива ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.
Эти советы возникли на базе жизненных практических наблюдений, осмысления педагогической практики. Высказанные положения могут использоваться в практической работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними.
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.
Параметры и критерии оценивания уровня хореографической подготовки
Параметры
Критерии
Балетные данные
осанка
выворотность
танцевальный шаг
подъем стопы
гибкость
прыжок
Музыкально-ритмические способности
чувство ритма
координация движений:
нервная
мышечная
двигательная
музыкально-ритмическая координация
Сценическая культура
эмоциональная выразительность
создание сценического образа
Уровни развития параметров, определяющих эффективность хореографической подготовки
Параметр
Уровни
Высокий
Средний
Низкий
Балетные
данные
Хорошая осанка
Отличная
выворотность
(в бедрах, голени и стопах)
Танцевальный шаг от 120
0
Высокий подъем стопы
Очень хорошая гибкость
Легкий высокий прыжок
Не очень хорошая осанка
Выворотность
в 2 из 3 суставов
Танцевальный шаг 90
0
Средний подъем
Не очень хорошая гибкость
Легкий средний
прыжок
Плохая осанка
Выворотность
в 1 из 3 суставов
Танцевальный шаг ниже 90
0
Низкий подъем
Плохая гибкость
Нет прыжка
Музыкально-ритмические способности
Отличное чувство ритма
Координация движений (хорошие показатели в 3 из 3 пунктов) - нервная, мышечная, двигательная
Музыкально-ритмическая координация - четко исполняет танцевальные элементы под музыку
Среднее чувство ритма
Координация движений 2 показателя из 3
Музыкально-ритмическая координация – нечетко исполняет танцевальные элементы под музыку
Нет чувства ритма
Координации движений 1 показатель из 3
Музыкально-ритмическая координация – не может соединить исполнение танцевальных элементов с музыкальным сопровождением
Сценическая культура
Очень яркий, эмоционально выразительный ребенок, легко и непринужденно держится на сцене
создание сценического образа – легко и быстро перевоплощается в нужный образ
Не очень эмоционально выразительный, есть не большой зажим на сцене
Создание сценического образа – не сразу перевоплощается в нужный образ
Нет эмоциональной выразительности, очень
зажат
на сцене
Не может создать сценический образ