Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Адаптация детей раннего возраста в детском саду. Работа №262851

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Одна из самых характерных трудностей в воспитании детей раннего возраста - это проблема адаптации к новым условиям.

Поступление ребенка в дошкольное учреждение - процесс сложный и для самого малыша, и для родителей. Для ребенка это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. 

Работа:

МОУ «Детский сад № 226 Краснооктябрьского района Волгограда»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на конференцию

 

«Адаптация детей раннего возраста в детском саду»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила воспитатель:

Адресова Н.Ю.

 

 

 

 

2019г.

 

Одна из самых характерных трудностей в воспитании детей раннего возраста - это проблема адаптации к новым условиям.

Поступление ребенка в дошкольное учреждение - процесс сложный и для самого малыша, и для родителей. Для ребенка это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Малышу предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, контакт со сверстниками, новое помещение - все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Все это может вызвать у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими.

Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Основы биологической адаптации закладываются еще во внутриутробном периоде, а социальная адаптация начинается с рождения ребенка. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания и сна, гигиенические навыки – чистота, свежий прохладный воздух в помещении, спокойные взаимоотношения членов семьи – все это и многое другое не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.

У одних детей, этот процесс протекает достаточно быстро и легко, у других длительно и трудно, что зависит от типа нервной системы, возраста, состояния здоровья, условия развития, условий воспитания в семье.

В период адаптации отмечается высокая заболеваемость ОРВИ. Этому способствует не только увеличение количества контактов с новой микрофлорой, но и напряженное психоэмоциональное состояние детей. Доказано, что стресс значительно снижает иммунитет, а переход из привычного семейного быта в новые условия и разлука с родными является для малыша стрессом.

Для профилактики острых респираторных заболеваний, наряду с хорошим уходом, работой по оптимизации санитарно – гигиенических условий и полноценным питанием ребенка, родителям предлагаем, включать в рацион больше свежих овощей и фруктов, большое значение имеет применение витаминных и витаминно – минеральных комплексов. Доказано положительное влияние препаратов, улучшающих клеточный обмен, на снижение заболеваемости ОРВИ в период адаптации.

Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка.

Адаптация у детей проходит по-разному. Часть детей адаптируется относительно легко и негативные моменты у них уходят в течение 1-3 недель. Другим несколько сложнее и адаптация может длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревожность значительно снижается. Если же ребёнок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжёлой и требует помощи специалиста-психолога. Из наблюдения мною замечено, что легче адаптироваться: 

- детям, чьи родители готовят их к посещению детского сада заранее;

- детям физически здоровым;

- детям, имеющим навыки самообслуживания;

- детям, чей режим близок к режиму сада;

- детям, чей рацион питания приближен к садовскому рациону.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире.

Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным результатам (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики), или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации:

внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).

С приходом в ясли у ребенка начинается новый этап в его жизни. Мы, воспитатели и родители, должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь. «Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие», отмечает Валерия Сергеевна Мухина. Работа по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада направлена на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей дошкольного возраста. И одно из главных направлений этой работы - помочь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Очень хочется, чтобы ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием.

Чтобы привыкание малыша к детскому саду было максимально безболезненным, мы составили комплексный подход к решению проблемы адаптации и целью своей поставили:

1. Создание благоприятных условий адаптации к социальному миру детей раннего возраста, облегчить вхождение в коллектив сверстников;

2. Оказание педагогической и психологической помощи родителям, воспитывающих детей в домашних условиях. Это достигается за счет комплекса психолого-педагогических методов взаимодействия с детьми и их родителями, а также целенаправленной просветительской и практической работы с семьей, создания определенных условий.

Необходимым условием успешной адаптации также является согласованность действий родителей и воспитателя, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и в детском саду. Все привычки и особенности малыша сразу выяснить, конечно, сложно, но в беседе с родителями и в процессе анкетирования стараемся узнать, каковы характерные черты поведения, интересы и склонности малыша. А также составить прогноз карты готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение. Поэтому при поступлении ребёнка в детский сад мы предлагаем родителям: 

- сообщить все сведения о ребёнке;

- заполнить анкету для родителей;

- заполнить карту готовности ребенка к поступлению в ДОУ;

- памятка для родителей, которая помогает выработать единые требования к воспитанию и развитию ребёнка.

В работе с родителями проявляем участие, понимание к проблемам воспитания и обучения детей, осуществляю и помогаю развить положительное взаимодействие между родителем и малышом. Предлагаем родителям в помощь консультации и памятки.

Перед поступлением в детский сад, предлагаем, по – возможности, предварительное знакомство с ребенком. Мама приводит малыша на участок детского сада в то время, когда дети гуляют на прогулке или в группу, на недолгое время, где он знакомится с игрушками, обстановкой, детьми, рассказываем родителям, чем будет заниматься малыш в течение дня. Наша задача – заинтересовать малыша новой для него ситуацией, вызвать у него желание еще раз прийти в ясли, предупредить возникновение страха перед сверстниками, взрослыми и новой, незнакомой обстановкой.

Обсуждаем с родителями следующие проблемы:

* Какой распорядок дня ребенка? Как в семье проводятся режимные процедуры? Интересуемся у родителей, как ребенок кушает, умеет ли самостоятельно есть, какую пищу предпочитает, есть ли в семье ритуалы по поводу режимных моментов (например, поют ли малышу колыбельную песенку перед сном, качают ли при убаюкивании), как пользуется малыш туалетом. Знакомлю родителей с распорядком дня нашей группы, предлагаем плавный переход домашнего режима на распорядок дня детского сада.

* Какой тип общения предпочитает малыш?

Если ребенок предпочитает только эмоциональное общение с взрослыми, советую родителям больше играть с ребенком в игры с предметами, с сюжетными игрушками, стимулируя его инициативу в общении, поддерживая любознательность.

* Стремится ли ребенок к самостоятельности в игре? Если ребенок не умеет сам себя занять, предлагаю родителям больше организовывать совместные игры, стимулируя малыша к самостоятельности. Например, собирая вместе с малышом пирамидку, предложите ему самому закончить сборку пирамидки. Или, играя с ребенком в кормление куклы, можно попросить его от имени куклы причесать или искупать ее в ванночке. Периоды совместной игры должны чередоваться с периодами самостоятельных занятий ребенка.

* Стремится ли ребенок к самостоятельности в самообслуживании и в ходе режимных процедур?

Если малыш привык к тому, что все за него делают взрослые, обращаю внимание на то, чтобы родители поощряли любое стремление малыша сделать что – то самостоятельно, поддерживали его желание, самому есть, одеваться, раздеваться и т.д.

Общая пассивность ребенка, постоянное ожидание того, что взрослые его накормят, оденут, приласкают его, поиграют с ним, не должна оставаться вне поля внимания родителей.

* Как ребенок относится к посторонним взрослым? Если малыш пугается чужих взрослых, плачет, пытается спрятаться за маму, отказывается от общения с ними, предлагаю родителям попробовать расширить круг общения. Лучше заранее готовить малыша к встрече с новыми людьми, приглашать в гости к себе знакомых, самим ходить ненадолго к своим друзьям. Расширение круга общения в домашней обстановке будет воспитывать в ребенке доверчивость к людям, открытость, умение ладить сними. Избавление от чрезмерной привязанности к родным поможет малышу быстрее и лучше привыкнуть к новому окружению в детском учреждении.

* Умеет ли ребенок общаться с другими детьми, какие чувства он испытывает в обществе сверстников? Если малыш испытывает трудности в этой сфере, предлагаю родителям чаще водить малыша на прогулки, где гуляют другие дети, приглашать в гости его сверстников, играть с ними в игры – забавы. Поощрять положительные эмоциональные проявления по отношению друг к другу, организовывать несложные игры, помогая налаживать совместную игру и улаживая конфликты. Первые признаки того, что ребенок адаптировался:

- хороший аппетит,

- охотное общение с другими детьми,

- адекватная реакция на любое предложение воспитателя,

- нормальное эмоциональное состояние.

Для определения готовности ребенка к поступлению в ДОУ мы составили прогноз адаптации детей и отметили, что из 10 малышей – 3 готовы к поступлению, 6 малышей условно готовы и 1 малыш не готов к поступлению в ДОУ.

По входной карте готовности я определила уровень социальной адаптации детей. Трое детей, которые готовы к поступлению в ДОУ имеют средний уровень адаптации. По моим наблюдениям эти малыши физически здоровы, они меньше предрасположены к частым простудным заболеваниям, некоторые родители заранее рассказывали своим малышам о детском саде, о других детях посещающих д/сад, эти малыши имеют первоначальные навыки самообслуживания и их домашний режим приближен к режиму дня д/сада.

Шесть малышей – условно готовы, у них сложный уровень адаптации. Некоторые родители не подготавливали малыша заранее, не знакомили с д/садом и поэтому каждое посещение для малыша стресс, неожиданность. Есть родители с низкой самоорганизацией (часто опаздывают, просыпают, не сдерживают своих обещаний).

Один малыш не готов к посещению ДОУ, у него усложненный уровень адаптации, т.к. он не владеет навыками самообслуживания, он тревожен, безразличен, не уверен в себе, родители за него все делают сами, с детьми он не играет, постоянная плаксивость. Сглаживать адаптационный период помогают игры, направленные на эмоциональное взаимодействие малыша с воспитателем. Основной задачей игр с детьми в этот период, ставим перед собой - наладить доверительные отношения с каждым малышом. Стараемся, создать атмосферу тепла, уюта и любви в группе, действия свои сопровождаю улыбкой, ласковой интонацией, стараюсь уделить внимание, проявить заботу к каждому малышу, доставить минуты радости в момент общения, вызвать положительное отношение к детскому саду. Для родителей предлагаем перечень игр, в которые можно поиграть с детьми дома.

Первые контакты с малышом - это помощь и забота.

При организации образовательной деятельности с детьми осуществляем дифференцированный и индивидуальный подход к ребенку, наблюдаем за эмоциональным состоянием детей, не допуская переутомляемости.

В период адаптации предпочтительнее заниматься с малышами в индивидуальной форме или небольшими подгруппами детей (3 - 4 малыша). Но даже в таких малочисленных подгруппах дети не играют вместе, они играют рядом и в качестве партнера по игре выбирают не сверстника, а взрослого. Планируя игровое взаимодействие с малышами, подбираем разнообразные виды игр:

- сюжетные, игры с водой, игры с песком, пальчиковые игры, игры с дидактическими игрушками, игры

-забавы. Для формирования эмоциональной отзывчивости:

- чтение стихотворений, рассказывание сказок, пение песенок, слушание музыки, рассматривание картинок, иллюстраций, наблюдение за объектами природы, рисование картинок для детей. Для развития движений:

- игровые упражнения, подвижные и музыкальные игры.

Жизнь детей в детском саду проходит насыщенной в эмоциональной, познавательной и социальной сферах. Когда малышу интересно в детском саду, ему некогда скучать и вспоминать о доме, о маме. Только спланированная работа помогает переключать внимание плачущего малыша на интересное занятие, увлеченную игру. Для этого мы составили примерный план работы с детьми на период адаптации.

Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров группы и спальни – они кажутся для него слишком большие, не такие как у него дома. Чтобы ребенку хотелось с удовольствием идти в детский сад, вносим в свою группу элементы семейного быта, как бы «одомашниваем» ее. Родителям предлагаю для своего малыша принести в группу его любимую игрушку, с которой он привык играть и засыпать дома. Создавая ощущение психологического комфорта, защищенности, предлагаю принести малышу для сна любимую пижаму, в которой он спит дома.

Так же мы создали в группе настенное панно «Семья». Где дети с удовольствием находят, узнают в персонажах и называют своих мам, пап, бабушек, дедушек, сестричек и братьев. Все эти атрибуты становятся для малыша символом и частичкой дома своего. Еще у нас в группе создан уголок «тишины», где есть мягкая мебель: кресла, диванчик. Здесь малыш может побыть один, поиграть с любимой игрушкой, просто отдохнуть или со своими сверстниками рассмотреть настенные, развивающие коврики. Малыши показывают, рассказывают, кто изображен на ковре, что делает каждый герой, учатся звукоподражать, имитировать движения. На ковре «Поезд с вагончиками», дети, в игровой обстановке учатся застегивать и расстегивать пуговицы на вагончиках, цветочках, листочках развивая мелкую моторику рук.

Первые признаки того, что ребенок адаптировался:

- хороший аппетит,

- охотное общение с другими детьми,

- адекватная реакция на любое предложение воспитателя,

- нормальное эмоциональное состояние.

В заключительной диагностике прослеживается положительная динамика адаптационного периода: 5 детей со среднего уровня поднялись на высокий уровень адаптации, малыши со сложного уровня и один ребенок с усложненного уровня поднялись на средний.

К концу адаптационного периода у детей преобладает хорошее самочувствие, перестали плакать, почти все засыпают и просыпаются в бодром настроении, больше стали играть игрушками по одному и со сверстниками.

Важной задачей воспитания детей первой младшей группы ставлю - формирование нравственных качеств, нравственных чувств и привычек; способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками; в игровых ситуациях обращаю внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего сочувствие ему; умение сопереживать сверстникам, сопереживать героям из литературных произведений, стремление оказать помощь.

В игровой форме воспитываем доброжелательное отношение к окружающему, эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей. Во время игр мы знакомим детей с окружающим миром, развиваем их речь, развиваем общую и мелкую моторику. Частая смена деятельности помогает сохранять внимание детей на протяжении всего дня и снимает утомляемость детей. Возрастные особенности детей раннего возраста (ситуативность, интерес к предметам, повышенная двигательная активность и т.д.) диктуют нам особые требования к организации предметной среды, которая способствует развитию малыша. А среда для маленького ребенка является носителем информации. Организуя действия с отдельными предметами, дидактическими пособиями, играми и игрушками мы даем возможность познать свойства и отношения предметов и вещей.

Развивающая среда в нашей группе соответствует возрасту детей и созданы все условия для обучения и развития детей в процессе их самостоятельной деятельности. Каждый вид игрушек стимулирует развитие физических, умственных, эстетических способностей детей. Куклы и кукольное хозяйство служат основой для формирования и развития сюжетно – ролевой игры. Книги с иллюстрациями, альбомы способствуют расширению представлений о животном, растительном и предметном мире. Жизненное пространство в группе поделено на зоны, что дает возможность детям одновременно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Для успешного обогащения представлений детей об окружающих детей предметах, требуется постепенность и систематичность, поэтому многие дидактические игры и упражнения я повторяю неоднократно и последовательным усложнением. Усвоение новых слов происходит успешнее, когда дети имеют возможность сравнить объекты не только зрительно, но и потрогать по указанным выделенным признакам (бумага мнется – она мягкая, а деревянный шарик не мнется – он твердый и т.п.) С детьми своей группы любим устраивать «прогулки – путешествия» по группе. Детям очень нравится, такое «путешествие» и они с удовольствием принимают деятельное участие в обследовании предметов, игрушек, повстречавшихся на нашем пути следования. Путешествуя, мы находим, например, зверят, которым надо помочь построить домики или мебель; мишутку – игрушку, который собирается покинуть нашу группу, потому что дети бросают его на пол; собачку, которая хочет поиграть с детьми в прятки; можем найти и сковороду, выясняя для чего же она нужна, потом предложить испечь оладушки; или найти «Чудесный мешочек» и достать из него что – то и т. п.

В процессе таких игр – путешествий в непринужденной, игровой обстановке закрепляются и уточняются знания детей, полученные на занятиях, развивается речь детей, приучаются действовать сообща.

В своей работе использую разнообразные методы и приемы такие как:

создание проблемной

ситуации;

внесение игрушки;

использование разных видов оценок (приз, сюрпризный момент, словесная положительная оценка, поощрения)

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×