Адаптивная физическая культура для слепых и слабовидящих детей младшего школьного возраста в общеобразовательной школе.
Адаптивная физическая культура (сокр. АФК) — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде инвалидов.
Адаптивное физическое воспитание – это физическое воспитание, в основе которого лежит обучение двигательным действиям, развития физических способностей и формирование связанных с ними умений и знаний специфической коррекционной направленности у людей с отклонениями в состоянии здоровья и нарушениями в развитии.
Адаптивная физическая культура для слепых и слабовидящих детей младшего школьного возраста в общеобразовательной школе.
Адаптивная физическая культура (сокр. АФК) — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде инвалидов.
Адаптивное физическое воспитание – это физическое воспитание, в основе которого лежит обучение двигательным действиям, развития физических способностей и формирование связанных с ними умений и знаний специфической коррекционной направленности у людей с отклонениями в состоянии здоровья и нарушениями в развитии.
Нарушения зрения могут быть врожденными и приобретенными.
Врожденная слепота обусловлена повреждениями или заболеваниями плода в период внутриутробного развития либо является следствием наследственной передачи некоторых дефектов зрения.
Приобретенная слепота обычно бывает следствием заболевания органов зрения — сетчатки, роговицы и заболеваний центральной нервной системы , осложнений после общих заболеваний организма , травматических повреждений мозга или глаз.
Различают прогрессирующие и не прогрессирующие нарушения зрительного анализатора. При прогрессирующих зрительных дефектах происходит постепенное ухудшение зрительных функций под влиянием патологического процесса. Например, при глаукоме повышается внутриглазное давление и происходят изменения в тканях глаза. Зрение снижается при появлении мозговых опухолей. При несоблюдении санитарно-гигиенических условий письма и чтения прогрессирует близорукость и дальнозоркость.
К не прогрессирующим дефектам зрительного анализатора относят некоторые врожденные его пороки, такие, как астигматизм, катаракта. Причинами этих дефектов могут стать также последствия некоторых заболеваний и глазных операций.
Нарушения функций зрительного анализатора могут возникнуть у детей как во время внутриутробного развития, так и после рождения. Поэтому существуют такие категории детей с нарушениями зрения, как слепорожденные, рано ослепшие, лишившихся зрения после трех лет жизни. Такая дифференциация основывается на том, что время утраты зрения имеет очень большое значение для последующего развития ребенка. Например, слепорожденные не имеют зрительных образов в памяти, которыми в различной мере и объеме располагают ослепшие.
Время наступления зрительного дефекта имеет существенное значение для психического и физического развития ребенка. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны вторичные отклонения, психофизические особенности и своеобразие психофизического развития. Психическое развитие слепорожденных имеет такие же закономерности, как и у зрячих детей, но отсутствие визуальной ориентировки сказывается наиболее заметно на двигательной сфере, на содержании социального опыта. Своеобразным ориентиром для слепого является реакция на звук, как и для нормально видящего в раннем возрасте реакции на звуковые раздражители, но для незрячего звук становится основным фактором ориентировки.
Методы и принципы, используемые при обучении слепых и слабовидящих детей.
При организации и осуществлении педагогической деятельности для детей со зрительной патологией учитываются специфические особенности психического и физического развития; соблюдаются принципы, используемые в специальной педагогике — коррекционной и компенсаторной направленности педагогических воздействий; усиленного педагогического руководства, предусматривающего связь учебной деятельности с активной позицией ребенка и учителя (Солнцева Л И , 2000) . В работе с данной категорией детей используется метод практических упражнений, основанный на двигательной деятельности обучающегося через многократное повторение изучаемых движений. Учитывая трудности восприятия учебного материала, ребенок с нарушением зрения, нуждается в особом подходе и в подборе упражнений, которые вызывают доверие у обучающихся; ощущение безопасности, комфортности и надежной страховки. Выполнение упражнений по частям, изучая каждую фазу движения отдельно, а затем объединяя их в целое. Выполнение движения в облегченных условиях (например, бег под уклон; кувырок вперед с небольшой горки и т.д.) Выполнение движения в усложненных условиях (например, использование дополнительных отягощений — гантели 0,5 кг; сужение площади опоры при передвижении. Использование ориентиров при передвижении (звуковые, осязательные, обонятельные). Использование имитационных упражнений (например, «велосипед» в положение лежа; метание без снаряда). Подражательные упражнения («как ходит медведь, лиса», «стойка аиста», «лягушка»). Использование при ходьбе, беге лидера (дети ориентируются на звук шагов бегущего рядом или на один шаг впереди ребенка с остаточным зрением). Использование страховки, помощи и сопровождения, которые дают уверенность ребенку при выполнении движения, использование изученного движения в сочетании с другими действиями (например, ведение мяча в движении с последующим броском в цель. Изменение в процессе выполнения упражнений таких характеристик, как темп, ритм, скорость, ускорение, направление движения, амплитуда, траектория движения. Использование разученных двигательных умений в повседневной жизни. Использование упражнений, которые требуют согласованных и синхронных действий партнеров (бег парами с передачей мяча друг другу с постепенным увеличением расстояния между партнерами
Методы и принципы, используемые при обучении слабовидящих детей.
При организации и осуществлении педагогической деятельности для детей со зрительной патологией учитываются специфические особенности психического и физического развития; соблюдаются принципы, используемые в специальной педагогике — коррекционной и компенсаторной направленности педагогических воздействий; усиленного педагогического руководства, предусматривающего связь учебной деятельности с активной позицией ребенка и учителя (Солнцева Л И , 2000) . В работе с данной категорией детей используется метод практических упражнений, основанный на двигательной деятельности обучающегося через многократное повторение изучаемых движений (больше, чем нормально видящим). Учитывая трудности восприятия учебного материала, ребенок с нарушением зрения, нуждается в особом подходе и в подборе упражнений, которые вызывают доверие у обучающихся; ощущение безопасности, комфортности и надежной страховки. Выполнение упражнений по частям, изучая каждую фазу движения отдельно, а затем объединяя их в целое. Выполнение движения в облегченных условиях (например, бег под уклон; кувырок вперед с небольшой горки и т.д.) Выполнение движения в усложненных условиях. Использование сопротивлений (упражнения в парах; с резиновыми амортизаторами). Использование ориентиров при передвижении (звуковые, осязательные, обонятельные). Использование имитационных упражнений (например, «велосипед» в положение лежа; метание без снаряда). Подражательные упражнения («как ходит медведь, лиса», «стойка аиста», «лягушка»).
Использование при ходьбе, беге лидера (дети ориентируются на звук шагов бегущего рядом или на один шаг впереди ребенка с остаточным зрением). Использование страховки, помощи и сопровождения, которые дают уверенность ребенку при выполнении движения, использование изученного движения в сочетании с другими действиями (например, ведение мяча в движении с последующим броском в цель. Изменение в процессе выполнения упражнений таких характеристик, как темп, ритм, скорость, ускорение, направление движения, амплитуда, траектория движения. Изменение исходных положений для выполнения упражнения (например, сгибание и разгибание рук в упоре лежа от гимнастической скамейки или от пола). Использование мелкого спортивного инвентаря для манипуляции пальцами и развития мелкой моторики руки (мяч «ежик», массажное кольцо, мяч ручной эспандер). Для дифференцировки тактильных ощущений — отделение риса от гороха. Изменение внешних условий выполнения упражнений на повышенной опоре, бег в зале и по траве, передвижение на лыжах по рыхлому снегу и по накатанной лыжне. Варьирование состояния учащихся при выполнении физических упражнений в условиях проверки (самоконтроль, взаимоконтроль, зачетный урок). В соревновательных условиях (внутри класса, школьные, районные соревнования). Использование разученных двигательных умений в повседневной жизни. Использование упражнений, которые требуют согласованных и синхронных действий партнеров (бег парами с передачей мяча друг другу с постепенным увеличением расстояния между партнерами).
Для решения специальных (коррекционных) задач больше уделяется внимания на следующие физические упражнения.
1. Передвижения: ходьба, бег, подскоки.
2. Общеразвивающие упражнения: без предметов; с предметами (гимнастические палки, обручи, мешочки с песком, гантели 0,5 кг и др.)
3. Упражнения на формирование навыка правильной осанки.
4. Упражнения для укрепления сводов стопы.
5. Упражнения для развития и укрепления мышечно-связочного аппарата (укрепления мышц спины, живота, плечевого пояса, нижних и верхних конечностей).
6. Упражнения на развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
7. Упражнения на развитие равновесия, координационных способностей (согласованность движений рук и ног, тренировка вестибулярного аппарата и пр.). Для совершенствования координации движений используются необычные или сложные комбинации различных движений, упражнения на тренажерах.
8. Упражнения на развитие точности движений и дифференцировки усилий.
9. Лазанье и перелезание (преодоление различных препятствий).
10. Упражнения на расслабление (физическое и психическое), расслабление мышц (релаксация мышц), сознательное снижение тонуса различных групп мышц. Они могут иметь как общий, так и локальный характер.
11. Специальные упражнения по обучению приемам пространственной ориентировки на основе использования и развития сохранных анализаторов (остаточное зрение, слух, обоняние).
12. Упражнения на развитие и использование сохранных анализаторов.
13. Упражнения для развития мелкой моторики руки.
14. Специальные упражнения для зрительного тренинга: на улучшение функционирования мышц глаза; на улучшение кровообращения тканей глаза; на развитие аккомодационной способности глаза; на развитие кожно-оптического ощущения; на развитие зрительного восприятия окружающей обстановки.
Дополнительные требования к спортивному инвентарю и спортивной площадке.
Инвентарь для детей с ослабленным зрением должен быть ярким и красочным, использовать цвета (зеленый, красный, оранжевый, желтый), наиболее благоприятно действующие на зрительное восприятие. При использовании мяча можно руководствоваться следующими рекомендациями.
1. Мяч для игры необходимо подбирать очень ровный (круглый), обеспечивающий угол падения, равный углу отражения, чтобы он отскакивал прямо в руки играющему.
2. Мяч должен быть несколько тяжелее волейбольного. Тяжёлый мяч лучше ощущается незрячими, и они скорее овладевают игрой с ним, чем с легким. Можно пользоваться и волейбольным мячом, предварительно положив между камерой и покрышкой утяжеляющий материал. Выбор цвета мяча зависит от освещения. При недостаточной освещенности необходимо пользоваться мячом светлого цвета, при ярком освещении — темного. Желательно использовать озвученный мяч, дающий возможность ребенку с ограничением зрения не только свободно играть с ним, точно бросать, легко ловить, но и самостоятельно находить его.
3. Используемый инвентарь должен быть безопасен.
Кроме того, необходимо предусмотреть безопасность игровой площадки, определить ее размеры, соорудить ограничительные ориентиры: канавки, засыпанные песком чуть выше уровня всей площадки; линия из гравия, травяного покрова; асфальтированная дорожка, резиновые коврики и другие рельефные (осязательные) обозначения, шнур; натянутый по периметру площадки. Такая разнохарактерность игрового пространства дает возможность играющим определять границы площадки, ориентироваться на ней, что помогает им избавиться от страха препятствий. На площадке не должно быть пней, ям, кустарника, препятствий — ее поверхность должна быть однородной. Ориентировочные линии можно обозначить цветными мелками или полоской цветной ткани.
Играющих необходимо предварительно ознакомить с размерами игровой площадки и со всеми возможными ориентирами (зрительными, слуховыми, обонятельными и др.), дать им самостоятельно походить, побегать, посмотреть все предметы и инвентарь, которые будут использованы в игре. Все это позволит детям безбоязненно передвигаться во время игры. Руководитель с помощью сигнала (например, два длинных свистка означают прекращение игры) ориентирует играющих, дает правильное направление и предупреждает об опасности. Звуки используются как условные сигналы, заменяющие зрительные восприятия. Ребенок с нарушением зрения ощущает всю игру преимущественно посредством слухового анализатора, у него может возникнуть перенапряжение органов слуха, нервной системы, переутомление, поэтому следует регулировать физическую нагрузку при играх. Указанные меры безопасности дают возможность свободного передвижения ребенка в игре, избавиться от комплекса «неполноценности» обеспечивают самореализацию и раскрытие творческого потенциала, создают положительный эмоциональный фон.
Кроме основных задач на уроках адаптивного физического воспитания добавляются специальные коррекционные задачи.
К специальным (коррекционным) задачам относятся:
охрана и развитие остаточного зрения;
развитие навыков пространственной ориентировки;
развитие и использование сохранных анализаторов;
развитие зрительного восприятия: цвета, формы, движения (удаление, приближение), сравнение, обобщение, выделение;
коррекция скованности и ограниченности движений;
активизация функций сердечно-сосудистой системы;
улучшение и укрепление опорно-двигательного аппарата;
коррекция и совершенствование координационных способностей, согласованности движений;
коррекция и профилактика сопутствующих заболеваний.
Конспект урока по АФВ со слепыми и слабовидящими,
младший школьный возраст (раздел программы: подвижные игры).
Инвентарь: озвученный мяч
Задачи урока:
1.Обучение техники игры в игру «Золотая рыбка»
2.Совершенствованире техники игры в «Догоняй мяч»
3.Развитие координационных способностей
Коррекция нарушений осанки
Часть урока
Содержание
Дозировка
ОМУ
П о д г о т о в и т е л ь н а я ч а с т ь
1.Построение. Приветствие. Сообщение задач урока.
1 мин
Обратить внимание на готовность класса к уроку. Узнать настроение занимающихся.
2.Дыхательные упражнения:
И.п. - стойка, руки на пояс.
1- вдох, 2-3 - выдох.
2-3 раза
Вдох глубокий продолжительный. Вдох через нос выдох, через рот.
И.п. - стойка ноги врозь, руки к плечам.
1 - вдох, 2- выдох, руки вперед.
3-4 тоже.
2*4
Спина прямая, руки не опускать, смотреть вперед.
И.п. – о.с.
1.Поднять левое плечо вверх.
2.Поднять правое плечо вверх
3.Левое плечо вниз.4.И.п.
4*4
Спина прямая; смотреть вперед; плечом коснуться ухо.
3. Ходьба и её разновидности:
* ходьба на носках;
* ходьба на пятках;
* ходьба в полуприседе;
3-4 мин
Занимающиеся стоят в колонне по одному, левую руку на плечо впередистоящему, правая рука в сторону. Темп медленный, спина прямая.
4. ОРУ на месте с речитативом:
И.п. – о.с.
1.Помахать руками на лица.
2.Покачаться из стороны в сторону, руки вверх.
3.Присесть, помахать руками вверх-вниз
4.Потянуться вверх.
2 раза
«Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо,
Ветерок все тише, тише, тише Деревцо всё выше, выше».
И.п. – о.с.
1.Присесть.
2.Обнять колени руками.
3.Встать.
4.Поднять руки вверх, встать на носочки.
2 раза
«Сначала буду маленьким
К коленочкам прижмусь. Потом я вырасту большим
До неба дотянусь»
И.п. – о.с.
1. Пальцы обеих рук прижаты друг к другу. Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.
2.На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.
3.Пальчики сильно растопыриваются в стороны.
4. Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.
2 раза
«Рыбки плавали, ныряли, в чистой тепленькой воде.
То сожмутся
Разожмутся,
То зароются в песке»
И.п. – о.с.
1.Приседают.
2.Трут бока.
3.Встают
4.Трут щечки и шейку.
5.Наклон вниз.
6.Маршируют.
7.Руки согнуты в локтях.
8.Сгибают и разгибают руки.
9.Хлопают руками.
10.Топают ногами.
11.Трут бока.
12.Маршируют.
1 раз
Хомка, хомка, хомячок, Полосатенький бочок, Хомка раненько встает, Щечки моет, шейку трет. Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять Хочет Хомка сильным стать
Ручками похлопает, Ножками потопает Крепко свой бочок потрет,
И опять гулять пойдет
Основная часть
5. Подвижные игры:
«Узнай по голосу»
Мы немножко порезвились, По местам все разместились. Ты загадку отгадай, Кто назвал тебя, узнай.
2-3
Игроки образуют круг, водящий стоит в центре. Игроки по сигналу водящего начинают двигаться по кругу вправо (влево), произнося:
С последними словами все останавливаются, и игрок, до которого во время движения по кругу водящий дотронулся рукой, называет его по имени измененным голосом, так, чтобы тот его не узнал. Если водящий узнает игрока, они меняются ролями, если же он ошибся, то продолжает водить.
«Догоняй мяч»
5 мин
Все играющие образуют круг. Двум играющим, стоящим в кругу через 3-4 игрока друг от друга, выдается по мячу. По сигналу водящего играющие стараются как можно быстрее передавать мячи игроку справа, с тем чтобы один мяч догнал другой. Когда это произойдет, игра начинается снова.
*Мячи можно только передавать, но не бросать.
*Передача мяча осуществляется на уровне пояса или груди.
«Золотая рыбка»
10 мин
Назначается водящий -«рыбак» (он надевает на руку браслет). «Рыбак» начинает ловить «рыб». Первая пойманная «рыбка» присоединяется к «рыбаку», взяв его за руку. Образуется «невод», и они продолжают ловить «рыб» уже вдвоем. Если «рыбакам» удается догнать «рыбку» и схватить ее свободными руками так, чтобы она оказалась в неводе, «рыбка» считается пойманной. Каждый пойманный игрок присоединяется к «неводу». Последний пойманный игрок «золотая рыбка».
Заключительная часть
«На ощупь»
Построение. Подведение итогов
8 мин
В темный мешок из ткани складывается 8—10 небольших предметов: ножницы, авторучка, пробка от бутылки, наперсток, катушка ниток, ложка, теннисный шарик и т.п. Игрок должен на ощупь через ткань мешка отгадать, что в нем лежит. Выигрывает тот, кто за 20—30 секунд определит больше предметов.
Заключение
Для формирования социально-психологической готовности к общению необходимо научить незрячего ребенка пользоваться помощью нормально видящих сверстников, а последних обучить способам общения с незрячими. Одним из способов в установлении контактов в общении и является включение ребенка в совместную практическую деятельность (учебную, творческую, игровую, соревновательную и пр.). Во избежание негатива необходимо создавать умышленные ситуации успеха, поощрения. Улыбка или кивок головы как способ поощрения недоступны незрячему ребенку. Поэтому лучше использовать словесную похвалу, так как ее услышат и другие занимающиеся. Однако нельзя не замечать и их недостатки, например неправильное выполнение физических упражнений, — это будет стимулировать детей к исправлению ошибок.
Для детей с нарушенным зрением важен строго установленный порядок в спортивном зале, на спортивной площадке. Спортивный инвентарь, которым пользуются дети на уроках физкультуры, всегда должен находиться в определенном месте. Не рекомендуется оставлять по периметру зала предметы, препятствующие ориентировке и передвижению учащихся. Для этого перед уроком спортивную площадку следует проверить, чтобы на ней не оказалось каких-либо лишних предметов. Основным принципом общения должно быть уважение, доброжелательность и гуманное отношение к личности ребенка.