А
Активизация творческого потенциала на уроках русского языка и литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт для среднего (полного) общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, владеющего основами научных методов познания окружающего мира, мотивирован на творчество и современную инновационную деятельность; способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность.
Главной задачей образования становится сегодня не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, самоактуализации, самоутверждения и самореализации творческих способностей.
Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку" в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.
Именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс. Школа нового времени должна раскрывать личность ребенка, воспитывать в детях интерес к учебе, должна быть образовательной системой, адекватной нашей жизни.
Актуальность выбранной темы исходит из следующих проблем:
формирование интеллектуальных, творческих и нравственных качеств личности учащихся, что является основным требованием образовательных стандартов нового поколения;
повышение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к предмету, к чтению.
Поиски решения этих серьезных проблем ведутся по всем направлениям. Одним из путей решения было и остается формирование всесторонне развитой личности школьника: развитие творческого потенциала и способностей ребенка.
Эффективными методами, приемами и условиями, способствующими развитию творческого потенциала обучающихся являются:
метод конструирования вопросов самими учениками;
метод проблемного задания (прием выполнимое - невыполнимое действие);
эвристический метод;
интеграция как метод обучения:
- тематическая интеграция;
-межпредметная интеграция;
методы формирования умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации;
методы
самоактуализации
, самоутверждения и самореализации творческих способностей;
использование игровых и информационно-коммуникационных технологий;
наличие материально-технической базы.
Игровые технологии на современном уроке
Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека.
Большинству игр присущи главные черты:
свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по
желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
творческий, в значительной мере импровизационный, очень
активный характер этой деятельности («поле творчества»);
эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество,
состязательность, конкуренция;
наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание
игры, логическую и временную последовательность ее развития.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностью выбора и элементами соревновательности, удовлетворением потребности в самоутверждении, самореализации.
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
1) в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (например, игра «Переводчик» на уроке русского языка, игра «Отгадай слово» на уроке литературы);
2) как элемент (иногда весьма существенный) более обширной технологии (например, игра «Помогите Пете Ошибкину» на уроке русского языка, викторина «Что такое? Кто такой?» на уроке литературы) ;
3) в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) (например, графический диктант, диктант-шутка, диктант-молчанка на уроке русского языка, игра «Кто хочет стать отличником» на уроке литературы);
4) как технология внеклассной работы (например, творческие вечера, где звучат произведения, созданные учениками; «Посиделки», внеклассное мероприятие «Что в имени тебе моем?» и т.д.)
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве игрового средства;
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Спектр целевых ориентаций
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение учебных навыков в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие
общеучебных
умений и навыков; развитие трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности,
коммуникативности
.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль,
саморегуляция
; обучение общению.
Информационные технологии на современном уроке
Применение информационных технологий на занятиях необходимо, и мотивировано это тем, что они
· позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;
· способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;
· позволяют индивидуализировать процесс обучения (например, создание и защита презентаций»);
· повышают интерес к урокам русского языка и литературы (поиск информации на предложенных сайтах);
· активизируют познавательную деятельность учащихся;
· развивают творческий потенциал учащихся;
· осовременивают урок.
Компьютер может использоваться на всех этапах обучения:
· при объяснении нового материала;
· закреплении;
· повторении;
· контроле знаний, умений и навыков.
При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.
Основные направления использования компьютерных технологий на уроках:
визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал);
интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия);
тренажёр;
контроль за умениями, навыками учащихся;
самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся;
в основном все эти направления основаны на использовании программы MS Power Point. Чего она позволяет достигать на уроках?
стимулирование познавательной деятельности школьников, которое достигается путем участия ребенка в создании презентаций по новому материалу, подготовке докладов, самостоятельному изучению дополнительного материала и составление презентаций — опорных конспектов, при закреплении материала на уроке;
способствование глубокому пониманию изучаемого материала через моделирование основных учебных ситуаций;
визуализация учебного материала;
интеграция со смежными дисциплинами: историей, мировой художественной культурой, музыкой;
повышение мотивации учения школьников и закрепление интереса к изучаемому предмету;
разнообразие форм представления учебного материала, домашнего задания, заданий для самостоятельной работы;
стимулирование воображения школьников;
способствование развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий.
Наличие творческих интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.