В СТАТЬЕ Представлен опыт работы учителя физики по активизации творческой деятельности учащихся при обучении физике, а также формы, методы, средства обучения обеспечивающие творческое отношение к изучаемому материалу, направляющие учащихся на поиск новых знаний, исследование явлений, процессов и вооружение учащихся методами учебного познания.
Решению этих поставленных задач способствует использование современных образовательных технологий, таких как технология развития критического мышления.
Работа:
Активизация творческой деятельности учащихся
как одно из необходимых условий
повышения качества образования
Не секрет, что в настоящее время интерес к учебе у детей падает. Развивать стремление к познанию становится довольно сложно.
Не секрет, что физика в рейтинге предметов физика занимает отнюдь не первое место.
Важнейший фактор успешного формирования прочных знаний по физике – активизация творческой деятельности учащихся, которая должна достигаться интеллектуальной и эмоциональной подготовкой школьников к восприятию нового учебного материала.
Важной проблемой, определяющей сущность формирования личности, является деятельность, ее место в общественной жизни, ее влияние на развитие новых поколений. Проблема деятельности – это предмет изучения всех наук о человеческом обществе. Это – важнейшая основа развития человека, становление его как личности. “Деятельность – важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности…”
Творческая деятельность предполагает обширные знания, высоко развитое логическое мышление, гибкость ума, а также способность предвидеть результат исследования до проведения обоснованных доказательств. Для развития творческих способностей необходимо в ходе обучения ставить учащихся в такие ситуации, которых они вынуждены высказывать предположения, строить догадки, проявлять и развивать свою интуицию.
Активизация творческой деятельности школьника требует от учителя умелого методического руководства процессом познания, глубокого понимания педагогической целесообразности применения форм, методов, приемов и средств обучения.
За творческую активность в учебном процессе боролся Л.Н. Толстой: Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать.
Именно творческая деятельность делает ребенка существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. Л.С.Выготский
Творчество – это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности , это возможность выразить свое особое, неповторимое отношение к миру.
Активность личности в том или ином виде деятельности рассматривается как важнейшая черта человека, способность изменять окружающую действительность, проявление усилия, напряжения умственных сил, как стремление к энергичной деятельности, как преобразование окружающих явлений, процессов, предметов.
Педагогическая модель активизации творческой активности учащихся и повышения качества образования включает в себя Цель Задачи Доминирующие принципы Этапы активизации творческого потенциала Содержание Условия Результат – Активизация творческого потенциала учащихся Урочная и внеурочная деятельность.
Цель моей работы вижу в создании совокупных психолого-педагогических и методических условий для активизации творческой деятельности учащихся и повышения качества образования. Мы не учим их, мы создаем условия, в которых они учатся. С. Паперт
Задачи, которые я ставлю, чтобы достичь своей цели в педагогической деятельности
1. Формирование устойчивого интереса учащихся к физике.
2. Активизация творческого потенциала учащихся
3. Создание условий для творчества и самореализации с помощью инновационных средств обучения.
4. Разработка и внедрение модели активизации творческого потенциала учащихся и повышения качества образования
При организации учебной деятельности учащихся важно учитывать следующее:
изучение материала по каждой теме, кроме специфики предмета, нуждается в освещении и раскрытии особенностей данного материала;
нельзя универсализировать ту или иную форму, тот или иной метод обучения; отдельно взятый метод не может привести к полноценному усвоению знаний, формированию умений и навыков;
смена видов, способов деятельности на занятиях и их разнообразие снимают преждевременную утомляемость учащихся и обеспечивает более продуктивную деятельность;
важна дифференциация обучения в соответствии со способностями и интересами учащихся
Принципы деятельности: креативность обучения; опора на субъективный опыт учащихся; актуализация результатов обучения; индивидуализация и дифференциация обучения; системность обучения; творческое взаимодействие учащихся и учителя.
Развитие творческой активности учащихся, обеспечение прочного усвоения знаний невозможны без создания определенных педагогических условий:
- обеспечение эмоциональности обучения и создание благоприятной, доброжелательной атмосферы на уроках;
- динамичность, разнообразие форм, методов, приемов и средств обучения, их направленность на развитие активной познавательной деятельности учащихся.
Творческая деятельность развивает память, мышление, воображение, восприятие.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию.
В основе системы моей работы лежат педагогические приемы. Система приемов образует метод, а система методов образует технологию. И высшим результатом работы является - творчество. На основе системы, по которой я работаю, была разработаны своеобразная модель активизации творческого потенциала учащихся и повышения качества образования.
Среди известных педагогических технологий предпочтение отдаю технологии развивающего обучения.
Развивая память + внимание + логическое мышление + внутреннюю мотивацию, я формирую творческую личность. Для развития творческой личности по этой технологии я предлагаю внедрение определенных приемов
На развитие самостоятельной когнитивной деятельности учащихся (реферат);
На развитие внимания (физический лабиринт, Парадокс, буквенный лабиринт (филворд);
На развитие памяти (проверочные карточки, кроссворд, тест,викторина, приём вспомни силуэт, приём Что это?, физический диктант);
На развитие логического мышления (приём Да-нет, логические задачи, Согласен – не согласен, задания на поиск общего, аналогов);
На развитие мотивации ( Узнай меня, творческие задания, творческие задачи, воображаемое путешествие)
На развитие воображения (аукцион);
На развитие аналитических способностей (кроссворд, тест, ребус);
На развитие речи учащихся (культурологическая игра, семинар с игровыми элементами);
Деятельность можно представить в виде формулы: развитие внимания + развитие памяти + развитие мышления + мотивация = интеллектуальная личность
Остановимся на слагаемых этой формулы.
Развитиевниманиятесно связано с наблюдательностью. Умение наблюдать даёт возможность хорошо ориентироваться в учебном материале, но и в окружающей человека природе, более точно воспринимать предметы и явления, подмечать их внешние и внутренние особенности.
Одним из интересных приёмов развития внимания является Физический лабиринт. Данный приём представляет собой особый вид текста, рассчитанный на последовательное и внимательное прохождение набора истинных и ложных утверждений. От каждого утверждения отходят стрелки с надписью ДА и НЕТ. Если утверждение истинно, то следует идти по стрелке ДА, а если ложно – по стрелке НЕТ.
Опыт использования лабиринтов по разным темам показал, что учащиеся с удовольствием выполняют эти задания. Большинство детей успешно справляются с поставленной задачей. Школьники учатся работать в паре, повышается их самооценка, формируется устойчивая мотивация к изучению предмета, приобретаются и закрепляются необходимые знания.
Филворд- разновидность кроссворда, хорошо развивает зрительную память и учит правильному написанию слов. Слова в филворде читаются в разные стороны, сверху вниз и снизу вверх, могут произвольно "ломаться", но никогда не идут "по диагонали" и не пересекаются.
Можно предложить разгадать буквенный лабиринт или филворд Великие физики. Для выполнения этого задания нужна концентрация внимания. Кроме того, необходимо вспомнить и термины, загаданные в задании, а значит, развивается не только внимание, но и память. После того, как ученики найдут искомые слова, они должны соотнести имена физиков с их портретами.
Приём Парадокс
Суть этого приёма сводится к тому, что перед началом объяснения нового материала учитель приводит детям некий парадоксальный пример или загадку, захватывающую детское воображение. Хорошо известно, что ничто не привлекает так детское внимание, как нечто удивительное. Учителю необходимо отметить, что при всей удивительности этого явления его можно объяснить с точки зрения науки и содержание данного урока в этом поможет. После изложения нового материала учитель просит учеников объяснить парадокс.
Естественно, учащиеся заинтересуются решением данного парадокса и более внимательно будут слушать объяснение нового материала.
Следующее слагаемое формулы развивающего обучения - развитие памяти.
Па́мять— одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и
Если в процессе воспроизведения возникают затруднения, то идёт процесс припоминания. Отбор элементов, нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.
Наиболее интересными заданиями по физике являютсякроссворды.Они вызывают у школьников интерес к изучаемой теме, вносят занимательность, заставляют глубже вникать в предмет, самостоятельно мыслить и работать с картой. Отвечая на вопросы кроссвордов, школьники лучше усваивают научные термины.
В отличие от простой загадки, где основа идет на словесное описание,ребусразвивает еще и логическое образное мышление, учит ребенка нестандартно воспринимать графическое изображение, а также тренирует зрительную память и правописание.
Прежде всего, детей привлекает внешнее оформление ребусов, заставляя включать образное мышление, воображение и фантазию. Ребусы построены как задачки, состоящие из серии рисунков. Решение ребусов способствует развитию зрительного восприятия образов, совершенствованию мыслительных процессов.
Ребусы прекрасно включаются и дополняют любой образовательный материал, привнося в урок оригинальный и интересный элемент.
Доступные и популярные ребусы для учащихся, позволяют не только развивать логическое мышление, но и пробуждают творческую фантазию, в игровой форме расширяют словарный запас, развивают память, образное мышление.
В своей практике я использую кроссворды с вопросами в форме ребусов. Мало того предлагаю самим учащимся составить ребусы- картинки для отдельных понятий, законов.
Использование кроссвордов и ребусов позволяет в игровой форме лучше запоминать сложные понятия и определения. Успешность выполнения данного вида деятельности будет иметь влияние на самооценку и повысит уверенность каждого ученика в своих силах.
Вспомни силуэт
Данный прием заключается он в том, что ученик должен узнать объект по его силуэту.
Что это? Суть приема состоит в том, что называются признаки какого – либо явления, а ученик должен определить, о чем идет речь.
Прием Да-нет
Учитель загадывает какого-либо ученого, а ученики ложны его отгадать. Они могут задавать наводящие вопросы, но учитель имеет право отвечать только да или нет. Здесь задача ученика сводится к нахождению наиболее короткой цепочки вопросов для локализации загаданного объекта, то есть проверяется его способность обобщать и конкретизировать.
Прием Логическая задача Логические задачи хорошо известны любителям головоломок. Они представляют из себя ряд условий (высказываний), из которых необходимо сделать ряд выводов. Например, найди третий лишний
Прием физический диктант или Согласен – не согласен
Творческое задание. Можно придумать множество заданий, с помощью которых учащиеся запомнят и теоретический материал. Например, в любом классе по любой теме составить кроссворд по данной теме, разработать дидактическую карточку, сочинить сказку, придумать тесты к параграфу, самостоятельно разработать опорный конспект заданной темы и т. д. Такое задание делает выполнение домашнего задания более интересным.
Географические крестики-нолики. Крестики – нолики - игровой прием, основанный на интеллектуальном соревновании учащихся. Играть можно индивидуально или командами. Игра идет по правилам обыкновенных крестиков – ноликов, но чтобы поставить крестик или нолик в выбранную клеточку нужно ответить на вопрос учителя или команды-соперника. В принципе, этот прием учитель может использовать при обычном устном опросе, такой опрос по качеству ничем не уступает обыкновенному, но проходит гораздо интереснее.
Использование современных образовательных технологий, таких кактехнология развития критического мышления, посредством чтения и письма также способствует решению поставленных задач.
Технологии развития критического мышления позволяет сформировать школьника, умеющего критически мыслить, который умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.
Приведу некоторые приёмы, которые я использую на уроках для активизации творческой деятельности учащихся. Первый из нихкластер.
Кла́стер(англ.clusterскопление)— объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.
Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление - вот поле для творчества учащихся.
Другим приёмом служитСводная таблица.Основной смысл использования приема "Сводная таблица" в технологии развития критического мышления заключается в том, что "линии сравнения",то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики.
"Таблица: Знаю – хочу узнать - узнал"
Презентации
СИНКВЕЙН– это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлексировать по какому – либо поводу.
Данный приём я использую в конце урока на стадии рефлексии
Достаточно эффективным приёмом для активизации творческой деятельности считаю использование на уроке дополнительной литературы.
Фольклор – загадки, пословицы и поговорки, народные приметы и сказки – обогащает содержательную сторону урока.
Для активизации творческого потенциала необходима исследовательская деятельность, проектная деятельность и моделирование.Это и лабораторные работы, домашний эксперимент и др.
С целью активизации творческой деятельности учащихся необходимо специально отбирать содержание материала, формы, методы, приемы и средства обучения не только для каждого урока, но и для каждой темы.
Организовать творческую поисковую деятельность учащихся можно не только на этапе применения знаний, но и при изучении нового материала.
В практике работы школ накоплен уже немалый опыт по активизации творческой деятельности учащихся при обучении физике. Но нередко случается так, что описанный в литературе метод или отдельный прием не дает ожидаемых результатов. Причина в том, что: во-первых, у каждого конкретного класса свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития, во-вторых, меняются времена, а вместе с ними и нравы, и интересы детей. Поэтому, считаю, что проблема активизации творческой деятельности будет существовать во все времена.
Творчество детей – это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребёнка. В.А.Сухомлинский
Творчество – это родник, несущий все новые воды, но этот родник иссякнет, если им неправильно пользоваться. Людвиг Виттенштейн.
Значит, формы, методы, средства обучения должны обеспечивать творческое отношение к изучаемому материалу, направлять их действия на поиск новых знаний, исследование явлений, процессов и вооружение учащихся методами учебного познания.
Скачать работу
как одно из необходимых условий
повышения качества образования
Не секрет, что в настоящее время интерес к учебе у детей падает. Развивать стремление к познанию становится довольно сложно.
Не секрет, что физика в рейтинге предметов физика занимает отнюдь не первое место.
Важнейший фактор успешного формирования прочных знаний по физике – активизация творческой деятельности учащихся, которая должна достигаться интеллектуальной и эмоциональной подготовкой школьников к восприятию нового учебного материала.
Важной проблемой, определяющей сущность формирования личности, является деятельность, ее место в общественной жизни, ее влияние на развитие новых поколений. Проблема деятельности – это предмет изучения всех наук о человеческом обществе. Это – важнейшая основа развития человека, становление его как личности. “Деятельность – важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности…”
Творческая деятельность предполагает обширные знания, высоко развитое логическое мышление, гибкость ума, а также способность предвидеть результат исследования до проведения обоснованных доказательств. Для развития творческих способностей необходимо в ходе обучения ставить учащихся в такие ситуации, которых они вынуждены высказывать предположения, строить догадки, проявлять и развивать свою интуицию.
Активизация творческой деятельности школьника требует от учителя умелого методического руководства процессом познания, глубокого понимания педагогической целесообразности применения форм, методов, приемов и средств обучения.
За творческую активность в учебном процессе боролся Л.Н. Толстой: Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать.
Именно творческая деятельность делает ребенка существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. Л.С.Выготский
Творчество – это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности , это возможность выразить свое особое, неповторимое отношение к миру.
Активность личности в том или ином виде деятельности рассматривается как важнейшая черта человека, способность изменять окружающую действительность, проявление усилия, напряжения умственных сил, как стремление к энергичной деятельности, как преобразование окружающих явлений, процессов, предметов.
Педагогическая модель активизации творческой активности учащихся и повышения качества образования включает в себя Цель Задачи Доминирующие принципы Этапы активизации творческого потенциала Содержание Условия Результат – Активизация творческого потенциала учащихся Урочная и внеурочная деятельность.
Цель моей работы вижу в создании совокупных психолого-педагогических и методических условий для активизации творческой деятельности учащихся и повышения качества образования. Мы не учим их, мы создаем условия, в которых они учатся. С. Паперт
Задачи, которые я ставлю, чтобы достичь своей цели в педагогической деятельности
1. Формирование устойчивого интереса учащихся к физике.
2. Активизация творческого потенциала учащихся
3. Создание условий для творчества и самореализации с помощью инновационных средств обучения.
4. Разработка и внедрение модели активизации творческого потенциала учащихся и повышения качества образования
При организации учебной деятельности учащихся важно учитывать следующее:
изучение материала по каждой теме, кроме специфики предмета, нуждается в освещении и раскрытии особенностей данного материала;
нельзя универсализировать ту или иную форму, тот или иной метод обучения; отдельно взятый метод не может привести к полноценному усвоению знаний, формированию умений и навыков;
смена видов, способов деятельности на занятиях и их разнообразие снимают преждевременную утомляемость учащихся и обеспечивает более продуктивную деятельность;
важна дифференциация обучения в соответствии со способностями и интересами учащихся
Принципы деятельности: креативность обучения; опора на субъективный опыт учащихся; актуализация результатов обучения; индивидуализация и дифференциация обучения; системность обучения; творческое взаимодействие учащихся и учителя.
Развитие творческой активности учащихся, обеспечение прочного усвоения знаний невозможны без создания определенных педагогических условий:
- обеспечение эмоциональности обучения и создание благоприятной, доброжелательной атмосферы на уроках;
- динамичность, разнообразие форм, методов, приемов и средств обучения, их направленность на развитие активной познавательной деятельности учащихся.
Творческая деятельность развивает память, мышление, воображение, восприятие.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию.
В основе системы моей работы лежат педагогические приемы. Система приемов образует метод, а система методов образует технологию. И высшим результатом работы является - творчество. На основе системы, по которой я работаю, была разработаны своеобразная модель активизации творческого потенциала учащихся и повышения качества образования.
Среди известных педагогических технологий предпочтение отдаю технологии развивающего обучения.
Развивая память + внимание + логическое мышление + внутреннюю мотивацию, я формирую творческую личность. Для развития творческой личности по этой технологии я предлагаю внедрение определенных приемов
На развитие самостоятельной когнитивной деятельности учащихся (реферат);
На развитие внимания (физический лабиринт, Парадокс, буквенный лабиринт (филворд);
На развитие памяти (проверочные карточки, кроссворд, тест,викторина, приём вспомни силуэт, приём Что это?, физический диктант);
На развитие логического мышления (приём Да-нет, логические задачи, Согласен – не согласен, задания на поиск общего, аналогов);
На развитие мотивации ( Узнай меня, творческие задания, творческие задачи, воображаемое путешествие)
На развитие воображения (аукцион);
На развитие аналитических способностей (кроссворд, тест, ребус);
На развитие речи учащихся (культурологическая игра, семинар с игровыми элементами);
Деятельность можно представить в виде формулы: развитие внимания + развитие памяти + развитие мышления + мотивация = интеллектуальная личность
Остановимся на слагаемых этой формулы.
Развитиевниманиятесно связано с наблюдательностью. Умение наблюдать даёт возможность хорошо ориентироваться в учебном материале, но и в окружающей человека природе, более точно воспринимать предметы и явления, подмечать их внешние и внутренние особенности.
Одним из интересных приёмов развития внимания является Физический лабиринт. Данный приём представляет собой особый вид текста, рассчитанный на последовательное и внимательное прохождение набора истинных и ложных утверждений. От каждого утверждения отходят стрелки с надписью ДА и НЕТ. Если утверждение истинно, то следует идти по стрелке ДА, а если ложно – по стрелке НЕТ.
Опыт использования лабиринтов по разным темам показал, что учащиеся с удовольствием выполняют эти задания. Большинство детей успешно справляются с поставленной задачей. Школьники учатся работать в паре, повышается их самооценка, формируется устойчивая мотивация к изучению предмета, приобретаются и закрепляются необходимые знания.
Филворд- разновидность кроссворда, хорошо развивает зрительную память и учит правильному написанию слов. Слова в филворде читаются в разные стороны, сверху вниз и снизу вверх, могут произвольно "ломаться", но никогда не идут "по диагонали" и не пересекаются.
Можно предложить разгадать буквенный лабиринт или филворд Великие физики. Для выполнения этого задания нужна концентрация внимания. Кроме того, необходимо вспомнить и термины, загаданные в задании, а значит, развивается не только внимание, но и память. После того, как ученики найдут искомые слова, они должны соотнести имена физиков с их портретами.
Приём Парадокс
Суть этого приёма сводится к тому, что перед началом объяснения нового материала учитель приводит детям некий парадоксальный пример или загадку, захватывающую детское воображение. Хорошо известно, что ничто не привлекает так детское внимание, как нечто удивительное. Учителю необходимо отметить, что при всей удивительности этого явления его можно объяснить с точки зрения науки и содержание данного урока в этом поможет. После изложения нового материала учитель просит учеников объяснить парадокс.
Естественно, учащиеся заинтересуются решением данного парадокса и более внимательно будут слушать объяснение нового материала.
Следующее слагаемое формулы развивающего обучения - развитие памяти.
Па́мять— одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и
Если в процессе воспроизведения возникают затруднения, то идёт процесс припоминания. Отбор элементов, нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.
Наиболее интересными заданиями по физике являютсякроссворды.Они вызывают у школьников интерес к изучаемой теме, вносят занимательность, заставляют глубже вникать в предмет, самостоятельно мыслить и работать с картой. Отвечая на вопросы кроссвордов, школьники лучше усваивают научные термины.
В отличие от простой загадки, где основа идет на словесное описание,ребусразвивает еще и логическое образное мышление, учит ребенка нестандартно воспринимать графическое изображение, а также тренирует зрительную память и правописание.
Прежде всего, детей привлекает внешнее оформление ребусов, заставляя включать образное мышление, воображение и фантазию. Ребусы построены как задачки, состоящие из серии рисунков. Решение ребусов способствует развитию зрительного восприятия образов, совершенствованию мыслительных процессов.
Ребусы прекрасно включаются и дополняют любой образовательный материал, привнося в урок оригинальный и интересный элемент.
Доступные и популярные ребусы для учащихся, позволяют не только развивать логическое мышление, но и пробуждают творческую фантазию, в игровой форме расширяют словарный запас, развивают память, образное мышление.
В своей практике я использую кроссворды с вопросами в форме ребусов. Мало того предлагаю самим учащимся составить ребусы- картинки для отдельных понятий, законов.
Использование кроссвордов и ребусов позволяет в игровой форме лучше запоминать сложные понятия и определения. Успешность выполнения данного вида деятельности будет иметь влияние на самооценку и повысит уверенность каждого ученика в своих силах.
Вспомни силуэт
Данный прием заключается он в том, что ученик должен узнать объект по его силуэту.
Что это? Суть приема состоит в том, что называются признаки какого – либо явления, а ученик должен определить, о чем идет речь.
Прием Да-нет
Учитель загадывает какого-либо ученого, а ученики ложны его отгадать. Они могут задавать наводящие вопросы, но учитель имеет право отвечать только да или нет. Здесь задача ученика сводится к нахождению наиболее короткой цепочки вопросов для локализации загаданного объекта, то есть проверяется его способность обобщать и конкретизировать.
Прием Логическая задача Логические задачи хорошо известны любителям головоломок. Они представляют из себя ряд условий (высказываний), из которых необходимо сделать ряд выводов. Например, найди третий лишний
Прием физический диктант или Согласен – не согласен
Творческое задание. Можно придумать множество заданий, с помощью которых учащиеся запомнят и теоретический материал. Например, в любом классе по любой теме составить кроссворд по данной теме, разработать дидактическую карточку, сочинить сказку, придумать тесты к параграфу, самостоятельно разработать опорный конспект заданной темы и т. д. Такое задание делает выполнение домашнего задания более интересным.
Географические крестики-нолики. Крестики – нолики - игровой прием, основанный на интеллектуальном соревновании учащихся. Играть можно индивидуально или командами. Игра идет по правилам обыкновенных крестиков – ноликов, но чтобы поставить крестик или нолик в выбранную клеточку нужно ответить на вопрос учителя или команды-соперника. В принципе, этот прием учитель может использовать при обычном устном опросе, такой опрос по качеству ничем не уступает обыкновенному, но проходит гораздо интереснее.
Использование современных образовательных технологий, таких кактехнология развития критического мышления, посредством чтения и письма также способствует решению поставленных задач.
Технологии развития критического мышления позволяет сформировать школьника, умеющего критически мыслить, который умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.
Приведу некоторые приёмы, которые я использую на уроках для активизации творческой деятельности учащихся. Первый из нихкластер.
Кла́стер(англ.clusterскопление)— объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.
Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление - вот поле для творчества учащихся.
Другим приёмом служитСводная таблица.Основной смысл использования приема "Сводная таблица" в технологии развития критического мышления заключается в том, что "линии сравнения",то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики.
"Таблица: Знаю – хочу узнать - узнал"
Презентации
СИНКВЕЙН– это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлексировать по какому – либо поводу.
Данный приём я использую в конце урока на стадии рефлексии
Достаточно эффективным приёмом для активизации творческой деятельности считаю использование на уроке дополнительной литературы.
Фольклор – загадки, пословицы и поговорки, народные приметы и сказки – обогащает содержательную сторону урока.
Для активизации творческого потенциала необходима исследовательская деятельность, проектная деятельность и моделирование.Это и лабораторные работы, домашний эксперимент и др.
С целью активизации творческой деятельности учащихся необходимо специально отбирать содержание материала, формы, методы, приемы и средства обучения не только для каждого урока, но и для каждой темы.
Организовать творческую поисковую деятельность учащихся можно не только на этапе применения знаний, но и при изучении нового материала.
В практике работы школ накоплен уже немалый опыт по активизации творческой деятельности учащихся при обучении физике. Но нередко случается так, что описанный в литературе метод или отдельный прием не дает ожидаемых результатов. Причина в том, что: во-первых, у каждого конкретного класса свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития, во-вторых, меняются времена, а вместе с ними и нравы, и интересы детей. Поэтому, считаю, что проблема активизации творческой деятельности будет существовать во все времена.
Творчество детей – это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребёнка. В.А.Сухомлинский
Творчество – это родник, несущий все новые воды, но этот родник иссякнет, если им неправильно пользоваться. Людвиг Виттенштейн.
Значит, формы, методы, средства обучения должны обеспечивать творческое отношение к изучаемому материалу, направлять их действия на поиск новых знаний, исследование явлений, процессов и вооружение учащихся методами учебного познания.