Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 05.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

«Алалия. Работа через движение . Работа №324577

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Алалия. Работа через движение как средство оптимизации коррекционного воздействия

Занятия за столом – неестественный и малоэффективный путь развития коммуникации и стимуляции языка. Правильное сочетание подвижных и статичных форм работы с ребенком может творить чудеса!

 

 

Содержание: - Обоснование подхода - Упражнения для уравновешивания функций возбуждения-торможения, владения телом, развития баланса и ритма, зрительно-моторной координации - Стимуляция коммуникации, общего и речевого подражания в играх «через тело» - Двигательная коррекция и оптимизация грамматической работы - Модификация поведения, формирование эмоционально-волевой сферы в играх - Развитие ВПФ

 

Работа:

Тема: «Алалия. Работа через движение как средство 

оптимизации коррекционного воздействия» 

 

Ирина Александровна Бондарь 

 

Исследователи детской речи задаются вопросом, почему дети рано не 

начинают разговаривают, не начинают говорить?  

Обоснование подхода 

Овладение речью – это не процесс соотнесения слов с предметами или 

понятиями. 

Уиллард  ван  Орман  Куайн:  «Язык  –  это  социальное  искусство.  В 

процессе  его  освоения  мы  вынуждены  полностью  зависеть  от  доступных  в 

процессе взаимодействия подсказок (указывающих, что говорить и когда)». 

Дети  осваивают  первые  условные  языковые  средства  не  из-за 

связывания  звуков  и  впечатлений,  но  чтобы  научиться  с  помощью  звуков 

направлять чужое и свое внимание в пространстве совместной деятельности. 

Ребенок  учится  использовать  речевые  конвенции,  применяя  обратимое 

ролевое подражание. 

 «Горячие точки» наиболее активного усвоения языка: 

До 12 месяцев  - повседневное участие в деятельности с совместными 

целями  (кормление,  гигиена,  игра).  Но  это  быстро  проходит.  Само  участие 

предполагает наличие «слов, речи».  

До 1, 5 лет ребенок усваивает слова, используя эмоциональную память 

(здесь работают миндалины, подкорка).  

До 36 месяцев – разделение фокуса внимания с другими. 

С  12  месяцев    -  изменение  модальности  совместного  внимания.  Оно 

создается теперь только с помощью речевых средств: «Дай мне моди, которого 

принесли». Понимание слова из контекста. 

Например, читая книгу на иностранном языке, мы можем догадаться о 

значении слова, которого не знаем из контекста. 

Почему заниматься с ребенком бывает трудно? 

В  кабинетах  в  основном  «сидячий»  вид  деятельности,  поэтому 

дополняем  его  сенсорно-интегративным  способом  работы.  Сенсорная 

интеграция – активный процесс. ОФП. Занятия Монтессори.  

 

 

Упражнения 

для 

уравновешивания 

процессов 

возбуждения – торможения и развития двигательной сферы

 

Начинаем занятия с детьми с алалией и другими  детьми с изменениями 

речевой  функции  с  общего  плана  движений.  Внимание  уделяется  на 

формирование умения доводить начатое до конца. Т.к. дети, как правило, не 

умеют доводить начатое до конца, у детей проблемы с поведением, короткий 

период активности (даже в невербально).  

Уравновешивание процессов возбуждения – торможения: 

 

Мозговые процессы запуска и остановки деятельности. 

 

Переключение с действия на действие. 

 

Отсроченное реагирование на стимул. 

 

Противостояние отвлекающим факторам. 

 

Организация рабочей памяти. 

 

Выработка минимального самоконтроля. 

Каким  участкам  мозга  я  оперирую,  когда  работаю  по  этому 

направлению

? База - энергетический блок мозга. 

Но

! Кратковременная память, 

самоконтроль  -  роль  префронтальной  коры  при  активирующей  функции 

подкорковых отделов. 

На уровне тела – это значит на начальном этапе: 

 

Своевременно начинать движение и останавливать его. 

 

Уметь менять действия в рамках одной игры. 

 

Замирать и недолго ждать. 

 

Концентрироваться на теме игры (функция внимания). 

 

Помнить рабочие движения и их несложный порядок. 

 

Отличать одно движение от нескольких таких же. 

 

Минимально чувствовать и контролировать тело. 

 

 

 

Примерный алгоритм стимулов: 

1.

 

Подаю сигнал «Внимание/имя ребенка/ пауза (2-3 

сек). 

2.

 

Пауза 2-3 сек (убедиться во включенности 

ребенка, создать ситуацию ожидания). 

3.

 

Стимул («Прыгай!). 

4.

 

Ожидание выполнения 2-3 сек. 

5.

 

Дать выполнить и остановить («Стоп!), либо 

оказать помощь в выполнении  и остановить. 

6.

 

Пауза 2-3 сек (для мозгового оттормаживания 

предыдущего стимула). 

7.

 

Все сначала, со сменой стимула («Ползи!). 

 

Паузы в дальнейшем должны превратиться в ответы ребенка. 

Как результат координации возбуждения – торможения моторного 

отдела в ходе работы формируется упорядоченность: 

 

Поведения 

 

Внутренней речи 

 

Внешней организации высказывания. 

Развитие двигательной сферы – основной этап: 

 

Координация движений. 

 

Баланс. 

 

Быстрота реакции. 

 

Зрительно-моторная координация. 

 

Схема тела и пространственная ориентация. 

 

Проприорецепция. 

 

Умение работать в паре («передай флажок», 

«перенос мяча спиной к спине»). 

 

Усвоение и удержание заданной программы. 

 

Соблюдение установленного ритма. 

Игра на быстроту реакции и ЗМК : «Шар через обруч». 

Схема тела: Диктант «правой –левой», «ухо-нос». 

Координация движений. Баланс. Проприорецепция. «Мельница». 

 

Виды упражнений (сгруппированы по положению тела или 

оборудованию) 

 

На ленте (например, «на узкой дорожке»). 

 

На полу: сидя, лежа, на четвереньках. 

 

Стоя перед большим зеркалом. 

 

С использованием шара, мяча, фитбола. 

 

На ручную и зрительно-моторную координацию. 

Формировать коммуникацию нужно на невербальных вещах.  

 

 

Стимуляция коммуникации, общего и речевого 

подражания в играх «через  тело» 

«Речь и мышление, а также эмоциональные и социальные навыки 

осваиваются в процессе отношений, которые включают в себя 

эмоциоанльно значимое взаимодействие». 

Стенли Гринспен 

 

Фундаментальные характеристики человеческой коммуникации: 

 

Обучение 

 

Гибкость  

 

Внимание к партнеру. 

У ребенка с алалией и др.речевым нарушениями у ребенка нет «ничего». 

Лучше, когда педагог сидит напротив.  

 

Речевая эволюционная последовательность: 

 

Совместные действия без коммуникации. 

 

«естественная»  кооперативная  коммуникация  в 

контексте совместных действий (позы, мимика, жесты привлечения внимания 

(тычок, хлопки) и интенциональные жесты = повтор первого этапа свернутого 

бытового действия). 

 

«естественная»  кооперативная  коммуникация  вне 

контекста совместной деятельности (игра «ку-ку») 

 

Конвенциональная  коммуникация  (иконические 

жесты, затем вокализация). 

Цель  начального  этапа  работы  –  вызвать  ребёнка  из  мира  его 

индивидуальных интересов (материально-бытовых, манипулятивно-игровых) 

и поведенческих шаблонов в совместные, через игру в движении. 

Идеи: 

 

Работа  на  выгоду  ребенка  (выгода  ребенка 

удовольствие, а выгода взрослого речь). 

 

Формировать неречевой диалог (общение – всегда 

диалог. Но диалог – не всегда речь). 

 

Путь  –  ежедневные  минимальные  замены  (место 

занятия, герои игры, порядок привычных действий). (преодоление ригидности 

(негативизма, стереотипных установок). 

 

Много  прямых  поощрений!  («целенаправленное 

общение  –  это  поведение,  направленное  на  другого  человека,  который 

обеспечивает  связанное  с  этим  поведением  прямое  или  социальное 

поощрение» (Л.Фрост)).  

 

Примеры игры. 

Игра  на  формирование  контактности.  Приобретение  навыка 

очередности. Стимуляция голосовых реакций: «Купание малышей».  

Что происходит? 

 

Завораживающий  процесс  с  водой  (иметь  в 

кабинете  бутылку  с  водой  и  небольшую  миску,  чтобы  выводить  ребенка  из 

своего мира).

 

 

Саногенные ритмы и темп. Паузы.

 

 

В силу заинтересованности «соглашается» немного 

подождать своей очереди.

 

 

Легко наблюдать за образцом взрослого.

 

 

Прислушивается  к  речевым  комментариям  и 

реагирует на них (корректировка своей деятельности).

 

 

Запоминает однотипный речевой комментарий.

 

 

Неосознанно  подключается  доступным  речевым 

способом.

 

 

Не  замечает  своей  речевой  включенности  за  счёт 

естественного поведения взрослого.

 

 

Игра  «Сбиваем  солдатиков»  (кегли).  Формирование  очерёдности  в 

деятельности. Стимуляция элементарных речевых реакций. 

 

Игры на подражание 

 

Действия  руками  с  предметами:  например,  

«уборка в комнате» (монодействия и серии из 2 действий). 

 

Действия  руками  без  предметов:  «сюрпризы  для 

мамочки» 

 

Корпоральное  подражание  (симметричные  и 

ассиметричные позы тела, серии поз): «гимнастика Буратино» 

 

Ручные динамические программы: «Дом, ребенок в 

кроватке и мамочка». 

 

Позы кистями у лица. 

 

Изменение выражений лица за взрослым. 

 

Оральные позы. 

 

Звуки с эмоциональной окраской. 

 

4. Подвижная деятельность и оптимизация грамматической работы 

 

Анализ предложений – 1: «Рыба плывет», «Лягушка прыгает». 

Это один вагон, это второй. 

 

 

 

 

Усвоение информации происходит в паузе через отвлечение. 

 

Двухсловное предложение. Закрепление порядка слов. 

Например, классик. 

Слово предмет 

Черная карточка-глагол 

звонок 

Звенеть 

жук 

ползти 

дерево 

Расти. 

 

Трехсложные слова («подлежащее+сказуемое+дополнение»). 

Герои «Том» и «Гав». 

 

Работа над грамматическими категориями. 

 

Ключевые идеи подохода-1: 

Положительное поведение подкрепляется. 

Нежелательное поведение игнорируется с трансформацией среды. 

Мощные поощрения, вначале очень частые. Естественные поощрения. 

Время поощрения. 

Однотипность рутинных действий как рамка коммуникации: оргмомент, 

предсказуемость  реакций  взрослого  на  определенное  поведение,  внешние 

опоры и конспекты ответов. 

Сенсорно  дефицитарная  среда  (все  спрятано  под  платком,  ничего  не 

видно, пространство взрослое, чтобы ребенку не за что  было уцепиться). 

 

Ключевые идеи подохода-2: 

Использование кондуктивной помощи вместо повтора инструкции или 

подсказки ответа. Кондуктивная помощь физическая и вербальная. 

Рабочий  принцип  «зашагивания»:  крошечный  выход  за  границу 

сегодняшней психоэмоциональной возможности – расслабление.  

Работа с родителями – точечный разбор жизненной ситуации прямо во 

время ее возникновения. 

 

Развитие высших психических функций 

Проявление  потери  внимания  (неуместная  речевая  активность, 

зрительная и слуховая отвлекаемость, двигательное беспокойство). 

 

 

Выбрать  игровую  ситуацию  с  доступным  или 

известным материалом (проверка ДЗ). 

 

Выбрать  момент,  когда  ребенок  начинает  стойко 

проигрывать по одной из трёх указанных причин. 

 

Зафиксировать  реакцию  ученика:  он  не  понимает 

причин проигрышей, реванш взрослого его обижает, огорчает или злит. 

Зрительная модальность: 

 

Молча накрыть отвлекающие предметы платками. 

 

Молча 

закрыть 

нерабочие 

изображения 

картонными прямоугольниками. 

 

Инициировать показ/прослеживание пальцем. 

 

Перейти на более тихий голос. 

 

Двигательная модальность:  

 

Использовать  деловой  вопрос  типа:  «стул  тебе 

подходит?», «Ты устал сидеть?» 

 

При  повторном  проявлении  попросить  положить 

руки на стол/поставить ноги на скамеечку. 

 

Сразу  дать  ребенку  доступный  вопрос  для 

выигрыша. 

 

Речевая модальность 

 

Эпизод повышенной речевой активности не нужно 

никак комментировать. 

 

Вместо  этого  нужно  подчеркнуть  четкий  ритм 

игры (вопрос-пауза-ответ ребенка). 

 

Первое, что скажет ребенок, нужно начать считать 

ответом. 

 

Вопросы  с  неверными  ответами  ребенка  должны 

всплывать в игре «по кругу», чтобы собрать внимание. 

 

 

Литература6 

1.

 

С.Е.  Большакова 

Алалия.  Работа  на  начальном 

этапе.

 

2.

 

С.Е.  Большакова  Формируем  слоговую  структуру 

слова. – м.: ТЦ  Сфера, 2006. – 32 с. 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×