Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Батик в работе с дошкольниками . Работа №298374

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 Существует разные виды нетрадиционного рисования. К ним относится и батик, в отличии от других он нечасто используется в детских садах. С искусством батика я была знакома немного. Веду кружок по изобразительному искусству в своем детском саду. Ребята знакомятся с разными нетрадиционными техниками, в том числе и с батиком, с детьми выполняли работы в технике узелкового батика и свободной росписи.  Роспись по ткани рекомендуется для старших групп дошкольников. Пусть эта техника сложна, поскольку в ее основе лежит принцип резервирования, что для дошкольников, конечно, недоступно, однако батик вполне может быть упрощен. Особая методика обучению техники батик в детском саду позволит сделать ее увлекательной и доступной. 

Работа:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 24

муниципального образования Тимашевский район

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Завораживающий мир батика: основные техники, материалы, инструменты»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решетило Н. Н.

Апрель 2022 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сейчас роспись по ткани стала популярным видом хобби. Это настоящее искусство, благодаря которому можно придать одежде и прочим изделиям оригинальность, и красоту. Лучше всего делать рисунки акриловыми красками – они самые качественные и позволяют получить идеальный результат.

БАТИК – batik – это технология окрашивания и украшения ткани.

Batik — индонезийское слово. В переводе с индонезийского слово «ba» — означает хлопчатобумажная ткань, а «-tik» — «точка» или «капля». Ambatik — рисовать, покрывать каплями, штриховать.

Батик насчитывает несколько сотен лет. Со временем техника усложнялась, совершенствовалась и в разных странах имела свои особенности. Родиной батика считается Индонезия, но впервые описание метода было сделано в Голландии в 17 веке. Батик в древности был распространен в Японии, Китае и других странах Азии, а в средние века стал невероятно популярен у художников Европы. Батик — это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. В основе всех этих приемов лежит принцип резервирования, то есть покрывания не пропускающим краску составом тех мест ткани, которые должны остаться не закрашенными и образовать узор.

В отличие от большинства других художественных ремесел, здесь нет прочно сложившихся традиций и прямых преемственных связей с крестьянским бытовым искусством или с каким-либо определенным художественным промыслом России. Современные техники росписи ткани очень разнообразны. Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств — акварели, пастели, графики, витража, мозаики. Значительное упрощение приемов росписи по сравнению с традиционными техниками и многообразие специальных средств позволяет расписывать различные детали одежды, предметы интерьера, картины на шелке даже тем, кто никогда раньше не занимался оформлением ткани.

Для росписи используют акриловые краски. Последнее время, те которые можно закрепить с помощью проглаживания утюга. И после стирки краски не смываются.

Для ручной росписи применяются ткани из натуральных шелковых и хлопчатобумажных волокон.

Существуют разные техники росписи красками, такие как:

 

Горячий батик

Для горячего батика применяется расплавленный воск. Смысл техники в том, что под воском после его снятия остается более светлый или темный рисунок либо и вовсе – белая картинка. Удалять воск нужно при помощи бумаги и утюга.

К горячему батику также относится техника «Кракле». Заключается она в следующем, ткань расписанная красочным слоем или чистая, покрывается воском в несколько слоев, затем она снимается с рамы и ломается, создавая на восковой поверхности разнообразные трещины. Затем любым темным цветом краски заливаются образовавшиеся трещины. После высыхания горячим утюгом с множеством газет или бумаги снимаем воск с поверхности ткани. На стыке поверхности цветных и белых пятен образуются причудливая фактура.

Техника «Штамп»

Композиция создаётся рисунком из несложных форм, чаще геометрических. Вырезается резаком или ножом штамп из губки. Нагревается воск и штампом из губки или поролона наносится воск на ткань. Затем окрашивается ткань.

 

Холодный батик

Самая распространенная техника и техника, с которой обычно начинается обучение батику — «Холодный батик». Еще можно встретить название «Европейский батик». Основа техники состоит в том, что с помощью стеклянной трубочки (или тубы) наносится специальный резервирующий состав, чтобы создать замкнутый контур рисунка. Далее, внутри этого замкнутого контура, идет роспись элементов красителями.

Для росписи по шелку наиболее характерны белые и цветные линии, которые отделяют одно цветовое пространство от другого, все детали рисунка имеют четкую границу. В результате рисунок приобретает графическую четкость. В отличие от горячего батика, данный метод не требует удаления резерва после окрашивания, более прост и безопасен и поэтому относится к числу наиболее популярных приемов росписи ткани.

Узелковый батик

На куске ткани сформировать узелок и туго перевязать его крепкой ниткой или проволочкой. От натяжения нитей узелка зависит растекание краски в узле. На узелок капнуть краской. Количество узелков зависит от темы работы. Можно сделать от одного и больше. Расположение узелков зависит от композиции рисунка и творчества художника. Затем прорисовать фон.

 

Свободная роспись.

Производится без применения резервирующего состава. Для получения контуров рисунка ткань подвергается очень слабому резервированию растворами крахмала или соли, в результате ограничивается растекаемость краски по ткани. Техника напоминает обычное разрисовывание ткани акварелью или гуашью. На материи в результате может получиться настоящая картина или отдельные рисунки, детали. 

Способы свободной росписи.

«По-сырому». Чистыми кистями ткань покрывается водой, а затем окрашивается. Краски растекаются свободными формами.

«Сухая кисть». Выполняется щетинными кистями, мазок производится полусухой кистью.

Применение «соли для эффектов». На отдельные участки влажной ткани насыпается крупная соль, высыхая, она вбирает в себя краску вместе с влагой, образуя причудливые разводы.

«Набрызг». Нарисовать на ткани узоры. Налить в тарелку краску, обмакнуть в неё щётку. Держа щётку над тканью, провести по ней расчёской, чтобы получились брызги.

«Печать по трафарету». Приготовить трафареты, можно использовать фабричные. Налить в форму немного краски. Окунуть чистый тампон из поролона в краску, чтобы он равномерно пропитался. Сделать на бумаге пробный отпечаток, затем печатать на ткани. Стараться, чтобы краска не размазывалась за пределы трафарета.

 

Батик стал внедряться и в дошкольные учреждения, пусть и в адаптированном согласно возрасту воспитанников виде. В росписи по ткани есть несомненная польза для развития творческого начала у дошкольников. У детей формируется правильное восприятие цвета, им прививается чувство вкуса и умение выполнять работу как можно аккуратнее. Помимо этого техника батик вызывает бурю положительных эмоций, тем самым ребенок выплескивает весь негатив и становится морально устойчивым.

Роспись по ткани рекомендуется для старших групп дошкольников. В этом возрасте дети наиболее усидчивы. Они уже достаточно рисовали на обычной бумаге, поэтому нанесение краски на ткань их очень привлекает. Благодаря тому, что ткань имеет очень гладкую поверхность, нанесенная краска буквально движется по ней. После проведения уже нескольких занятий по батику, технология может несколько усложниться: вначале делается контур одним цветом, а затем заполняется сам рисунок уже другим. Это не просто эстетическое воспитание, дети учатся терпеливо выполнять задание, доводя до конца начатое дело, не бросая его на полпути. Помимо этого довольно непростая техника способствует развитию мелкой моторики пальцев.

Пусть эта техника сложна, поскольку в ее основе лежит принцип резервирования, что для дошкольников, конечно, недоступно, однако батик вполне может быть упрощен. Особая методика обучению техники батик в детском саду позволит сделать ее увлекательной и доступной.

При работе с детьми не обязательно покупать дорогие акриловые краски. В этом случае нам на помощь приходит гуашь и клей ПВА.

Существует несколько методов нанесения рисунка на ткань. Можно предварительно нанести на бумагу композицию, сверху положить ткань. Контур рисунка обводится по ткани клеем ПВА. Когда клей полностью высохнет, можно приступить к раскрашиванию. Внутри контура рисунок заполняется краской с помощью кисти. Фон можно хаотично раскрасить ватными тампонами, погруженными в краску.

Еще одна технология, когда делается эскиз сразу на ткани, а потом производится резервирование. Ткань в данном случае необходимо обработать крахмалом, разведенным в воде или солевым раствором. Как только все подготовительные работы будут окончены, ткань высохнет, ее можно начинать расписывать.

Безусловно, все серьезные подготовительные работы должны выполняться воспитателем, по крайне мере, на начальных этапах обучения.

Не каждый ребёнок, станет художником, но дети знакомятся с новым для них видом декоративно-прикладного искусства, с нетрадиционными материалами, учатся видеть красоту и добро в окружающем мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×