Важнейшей гранью художественно-эстетического развития дошкольников является музыкальное воспитание детей. С усложнением и расширением педагогических задач и в связи с необходимостью расширения кругозора детей-дошкольников наряду с традиционными занятиями, которые выстраиваются по принципу многообразия видов музыкальной деятельности, я широко использую в своей практике тематические, комплексные, интегрированные, доминантные (по восприятию музыки, музыкально-ритмическим движениям, музицированию и т.п.), а так же познавательно-тематические (по творчеству какого-либо композитора, о балете, оперетте, опере и т.п.). Приобщение ребёнка к музыкальному искусству совершается самой музыкой. Но музыку надо услышать и понять. Этому способствует умелое использование разнообразных методов и приёмов музыкального воспитания детей, которые помогают нам, педагогам направлять малышей в процессе ознакомления их с музыкой.
Ковалева Т.Г.
МБДОУ Детский сад №36 Золотой колосок город Шахты
“Без музыкального воспитания нет полноценного умственного развития ребёнка. Музыка – могучий источник мысли”.(К.Д. Ушинский)
Важнейшей гранью художественно-эстетического развития дошкольников является музыкальное воспитание детей.С усложнением и расширением педагогических задач и в связи с необходимостью расширения кругозора детей-дошкольников наряду с традиционными занятиями, которые выстраиваются по принципу многообразия видов музыкальной деятельности, я широко использую в своей практике тематические, комплексные, интегрированные, доминантные (по восприятию музыки, музыкально-ритмическим движениям, музицированию и т.п.), а так же познавательно-тематические (по творчеству какого-либо композитора, о балете, оперетте, опере и т.п.).Приобщение ребёнка к музыкальному искусству совершается самой музыкой. Но музыку надо услышать и понять. Этому способствует умелое использование разнообразных методов и приёмов музыкального воспитания детей, которые помогают нам, педагогам направлять малышей в процессе ознакомления их с музыкой.В своей работе я стараюсь использовать новые формы развития эмоциональной сферы ребёнка, оригинальные средства обучения детей которые способствуют формированию гармоничной личности.Инновационная деятельность изменяет традиционную управленческую систему и во главу угла ставит педагога и воспитанников, руководителей образовательных учреждений, их профессиональные запросы и потребности. Движущей силой развития дошкольного учреждения становится творческий потенциал педагогов: их профессиональный рост, отношение к работе, способности выявить потенциальные возможности своих воспитанников.Организация управления инновациями в дошкольном учреждении предполагает четыре взаимосвязанных этапа: 1) Поиск новых идей; 2) Формирование нововведения; 3) Реализация нововведения; 4) Закрепление новшества.На сегодняшний день в практике музыкального воспитания имеют место быть инновационные формы и виды деятельности для развития музыкальности ребёнка.1.Коммуникативные игры и танцы.2.Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые).3.Пальчиковые игры (музыкальные и речевые).4.Речевое музицирование.5. Ритмодекламации под музыку. (Ритмодекламация представляет собой синтез поэзии и музыки – широко применялась композиторами ещё в XX веке. Её называли музыкальной речью, речевым интонированием в ритме. Название же ритмодекламация подчёркивает именно ритмизацию текста при выразительном речевом интонировании.)6.Игры звуками.7.Элементарные формы музыкальной импровизации8.Эвритмия. (Это — уравновешенность (элементов), слаженность, соразмерность, гармоничность) — искусство художественного движения, появившееся в начале ХХ века в Европе. Это сочетание особого гармонизирующего движения, напоминающего танец и пантомиму, с поэтической речью или музыкой. Эвритмическое движение является по характеру художественным и одновременно целительным, потому что основано на глубоком переживании и понимании красоты и законов музыки и речи.) Эвритмия разработана Рудольфом Штейнером и получила широкое распространение в мире9.Логоритмические упражнения10. Элементарный музыкальный театр или детский мюзикл.В зависимости от целей и задач, поставленных педагогом, практически любую модель можно развить до уровня театральной постановки, в которой могут сочетаться в самых разных соотношениях декламация, танец, пение, игра на инструментах, пантомима, театрализация, импровизация и др., а также дополняться художественно-изобразительная деятельность. Такие формы рождаются постепенно, иногда неожиданно, в процессе работы над моделью, очень нравятся детям и помогают им проявить себя в новой ситуации, по-иному взглянуть на уже известные вещи; обогащают художественные впечатления детей, способствуют развитию воображения и способности к импровизации.Элементы системы музыкального воспитания направлены на развитие творческих способностей и навыков ребенка, они гармонично вплетаются в структуру занятий.
Речевые упражнения. Развивают у ребенка чувство ритма, способствуют формированию правильной артикуляции, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов. Эта форма работы подходит для общего музыкального развития.Поэтическое музицирование. Этот элемент помогает детям ощутить гармоничное звучание поэзии и музыки. Дети легко и с удовольствием заучивают стихи, впоследствии читают их выразительно, осознавая связь музыки и слова.Музыкально-двигательные упражнения. Активные упражнения подготавливают детей к спонтанным двигательным выражениям, учат изображать настроения и звуки с помощью элементарных движений – хлопков, щелчков, притопов.У детей вырабатывается скорость реакций, умение ждать и находить момент вступления. Выполняя музыкально-двигательные упражнения, ребенок исполняет и творит одновременно, он начинает воспринимать музыку через движение.Игры с инструментами. Этот вид деятельности совершенствует ранее приобретенные ребенком навыки владения темпом, динамикой, ритмом. Дети учатся взаимодействовать между собой и легко развивают чувство ансамбля.Творческий процесс игры на музыкальных инструментах постепенно учит детей различать тембровое звучание инструментов. Ударные и шумовые музыкальные инструменты можно изготовить самостоятельно.Элементарный музыкальный театр. Этот элемент представляет собой интегративную игровую форму деятельности, предполагающую одновременное воздействие музыки, движения, танца, речи и художественного образа в изобразительной игре.В качестве особых приемов организации театрализованной деятельности используются игротренинги, которые помимо развивающих задач помогают решить проблему полезного и увлекательного досуга.Как же вызвать у детей потребность в движении. Нужно движения преподносить им в интересной игровой форме. Движение и игра – важнейшие компоненты жизнедеятельности детей, они всегда готовы двигаться и играть – это ведущий мотив их существования, а для того чтобы дети могли в движении передавать характер музыки, их необходимо обучить определенным двигательным умениям и ритмическим навыкам.И я использую анимационные танцы и флешмобы.В настоящее время во всем мире стало активно использоваться совершенно новое направление – анимация.Анимационная(от латинского anima – душа; animatus – одушевление) или досуговая, деятельность человека, прежде всего, связана с рекреацией (от англ. recreation – восстановление сил). В Толковом словаре туристских терминов понятие "рекреация" определяется как расширенное воспроизводство сил человека (физических, интеллектуальных и эмоциональных).Что нужно для разучивания анимационных танцев:1. Сначала надо выбрать музыку! Нужен средний темп и очень четкий ритм. Надо чтобы выбранная мелодия ложилась на ровный восмитактный счет.2. Для каждого анимационного танца нужно создавать свой набор движений. Не надо, чтобы их было много! Восемь – десять штук будет достаточно. Надо выучить и самой станцевать весь составленный набор движений. Главное правило: должно быть удобно в танце! Если вы, танцуя, испытываете какой-то дискомфорт, значит, вы танцуете неправильно. Значит и детям будет не удобно.Плюс анимационных танцев в том, что здесь не нужна особая подготовка, дети выполняют все по показу и им это очень нравится.Анимационный танец с постепенным увеличением участников (очень удобно, для выхода всех гостей на танец.) Родители во время праздников с удовольствием танцуют с детьми.А вот в отличии от анимационных танцев, флешмоб требует хорошей подготовки .Флешмо́б- (от англ. flash mob — flash — вспышка; миг, мгновение; mob — толпа; переводится как мгновенная толпа) — это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий) и затем расходится.И я использую такие танцы для праздников. Здесь важно отработать каждое движение. Такие танцы более нацелены на зрелищность, эстетику. В таких танцах можно смешать стиль, классику с хип-хопом, смориться очень эффектно.Подводя итоги своей концепции, мне хочется отметить, что я не остановлюсь на данном этапе своей работы, буду продолжать искать новые пути, формы, методы, приемы, инновационные технологии по развитию музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста.Таким образом, цель управления инновационными процессами в ДОУ заключается в обеспечении реализации инновационных стратегий, функционирования инновационных структурных подразделений и всего педагогического коллектива для достижения высокой эффективности образования и повышения его качества.