Беляков А.В., участник ВОВ, летчик
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад 128»
Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему:
«Богатыри и герои земли Рязанской»
Беляков Александр Васильевич - участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1936), генерал-лейтенант авиации.
Автор проекта: воспитатель Сатурова Елена Алексеевна
Паспорт проекта.
Вид проекта: информационно-познавательный
Срок реализации проекта: краткосрочный
Участники проекта: педагоги, воспитанники, родители
Цель проекта – воспитание гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.
Задачи проекта
Образовательные:
- Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о ВОВ, ее участниках и защитниках.
- Расширять знания детей об истории Великой Отечественной войны
- Дать знания о герое войны, штурмане Белякове Александре Васильевиче
Развивающие:
- Развивать свободное общение
- Развивать творческие, художественные способности в рамках реализации проекта.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство патриотизма, уважение к истории нашего народа, любовь и уважение к ветеранам ВОВ.
Актуальность. Патриотическое воспитание – одно из важнейших направлений в работе с дошкольниками на сегодняшний день. Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашей стране были чертой национального характера.
К сожалению, в последнее время в обществе утрачены традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы на сегодняшний день очевидна. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. В преддверии празднования Дня Победы провели опрос среди детей старших групп по выявлению знаний и представлений о земляках-героях, который показал что, дети имеют очень скудные знания. Не имеют представлений о том, кто это и какой вклад они внесли в историю страны, города. Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект «Богатыри и герои земли Рязанской» (Беляков Александр Васильевич - участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации).
Формы реализации проекта: беседы, чтение произведений художественной литературы, продуктивная деятельность, демонстрация презентаций, разучивание стихотворений.
Ожидаемые результаты:
1. Дошкольники знают о герое Белякове Александре Васильевиче
2. Дети наполнены любовью и уважением к своему Отечеству, к своей малой родине, к городу, школе, дому.
Описание проекта.
Проект «Богатыри и герои земли Рязанской» направлен на создание материалов о Герое Советского Союза Белякове Александре Васильевиче. Героизм народа при защите Родины, самопожертвование, сострадание, нравственная чистота – хотелось, чтобы эти идеи были актуальны в современной жизни.
Изучение периода Великой Отечественной войны является одним из главных в процессе патриотического воспитания. Подвиг советского народа в этой войне еще не оценен до конца. Подрастающее поколение, несмотря на особенности современной жизни, неравнодушно к подвигам своих дедов и прадедов и хорошо понимает, что земля предков священна. В дни подготовки к празднованию дню Победы, нужно объяснять детям об угрозе возрождения фашизма, о бережном отношении к людям, к жизни, к миру. И говорить это надо не только в дни праздников, а помнить об этом постоянно.
Как педагог, я обнаружила, что у детей сегодня малоразвито чувство патриотизма. Для современных дошкольников эпоха Великой Отечественной войны – далёкое прошлое. Привлекая рассказы о личном участии, в тех исторических событиях дедушек, бабушек наших дошкольников, мы даём возможность им эмоционально прочувствовать то время, и оно становится для них ближе.
Так на занятиях, на примере жизни и деятельности героев пытаюсь воспитать желание подражать им, это очень важно. Именно с любви к своей малой родине, к городу, школе, дому и начинается любовь к своей огромной стране, к своему Отечеству.
Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность по формированию у детей высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Беляков Александр Васильевич - это человек, который внес значительный вклад в создание и развитие советской авиации. Именно на этом примере можно развивать чувство патриотизма среди дошкольников. Поэтому возникла необходимость описать жизнь и подвиг героя. С точки зрения воспитания нравственности это позволяет сформировать сплоченность, коллективизм, ответственность.
Этапы проекта.
1. Подготовительный
1.1. Определение темы и актуальности проекта.
1.2. Составление плана реализации проекта.
1.3. Изучение методической литературы по теме.
1.4. Подбор демонстрационного материала, художественной литературы, музыкальных произведений.
1.5 Беседа-презентация «Что ты знаешь о людях -героях?»
2. Основной
2.1. Создать презентацию о подвиге Героя Советского Союза Белякове А.В..
2.2. Провести занятие о штурмане с показом презентации.
2.3. Разучивание стихов, пословиц о войне.
3. Заключительный
3.1. 2.3. Выставка рисунков, поделок: «Богатыри и герои земли Рязанской». Беляков Александр Васильевич - участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации.
План работы с детьми
1. Беседа-презентация «Что ты знаешь о людях-героях?»
-Пополнение словарного запаса словами: фронт, ветераны войны, Герои Советского союза, ордена, медали, увековечена память, обелиск, и т. д.
-Показ презентации «О Герое Советского Союза - Беляков Александр Васильевич»
2. Восприятие художественной литературы и фольклора (чтение художественной литературы); Разучивание стихов, чтение книг о войне, пословицы и поговорки.
3. Конкурс рисунков, поделок: «Богатыри и герои земли Рязанской». Беляков Александр Васильевич - участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации.
Используемая литература:
1.Белоусова Л.Е. Навстречу Дню Победы. Цикл тематических бесед, рассказов для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб.: Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.
2.Беспятова Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н.К. Беспятова, Д.Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006.
3. Дмитриенко З.С., Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. - СПб: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
4. Комратова Н.Г. Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие. - М.: ТЦ СФЕРА, 2007.
5.Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Дидактическое пособие. - М.: АРКТИ, 2005.
6.Мое Отечество – Россия! Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Богачева И.В. и др. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.
Приложение 1
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Ознакомьтесь, пожалуйста, с содержанием анкеты. Отметьте вариант ответа, совпадающий с Вашей точкой зрения. Результаты Ваших ответов помогут нам правильно спланировать работу по подготовке к празднику «День Победы».
1. Считаете ли вы, что с ребенком необходимо говорить о Великой Отечественной войне? А) да; Б) нет; В) возможно.
2. Что важнее рассказать: А) о Победе в Великой отечественной войне; Б) о героизме во время Великой Отечественной войны; В) о трудностях во время Великой Отечественной войны; Г) другое.
3.Можно ли детям смотреть фильмы о Великой Отечественной войне? А) да; Б) нет; В) некоторые.
4. Нужно ли рассказывать детям о празднике День Победы? А) да; Б) нет; В) возможно.
5. Отмечаете ли Вы День Победы, как семейный праздник (рассказы о членах семьи и пр.)? А) да; Б) нет; В) иногда.
6. Читаете ли Вы книги о Великой Отечественной войне? А) да; Б) нет; В) иногда.
7.Сможете ли Вы рассказать ребенку о Великой Отечественной войне? А) да; Б) нет; В) возможно.
8. Нужна ли Вам помощь детского сада в данном вопросе? Если да, то какая? А) индивидуальные беседы; Б) консультации в родительских уголках; В) открытый показ мероприятий; Г) другое.
Благодарим за сотрудничество.
Опрос детей «Что ты знаешь о Дне Победы?»
1.Почему мы помним о празднике День Победы?
2. Почему наш народ отмечает праздник День Победы?
3.Почему День Победы - это праздник со слезами на глазах?
4.Как и какие поделки можно изготовить ко Дню Победы?
5.Что по традиции делают 9 мая?
6.Кого можно назвать ветераном Великой Отечественной войны?
7.Кого можно назвать защитником Отечества?
Приложение 2
Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Что ты знаешь о людях-героях?»
Цель: Формирование у детей чувство патриотизма к своей Родине, уважение к людям, прославившим родную страну.
Задачи:
- воспитывать любовь к Родине, её культуре и истории своего народа;
- познакомить с героями Рязани;
- прививать любовь и бережное отношение к природе.
Ход беседы:
Ребята, кого на ваш взгляд можно назвать героем? (ответы детей) Когда мы слышим слово герой, то оно несет нам чувство уважения. Герои – это люди выдающиеся своей храбростью, доблестью, те которые совершают подвиги во имя светлой цели. Это люди, которые готовы пожертвовать своей жизнью ради спасения жизни других людей.
Быть героем на войне или в мирной жизни – великое достижение. Каждая страна имеет и чтит своих героев, увековечивая их имена в книгах, фильмах и мемориалах, слагая о них песни и идеализируя их образы. Память… Она отражается в граните, мраморе, бронзе и живет в сердцах людей.
Ребята, скажите, какой поступок можно отнести к героизму? (ответы детей)
Поступок совершенный с добрым умыслом и во имя благой цели, можно назвать героическим. А между тем, когда герой совершает подвиг, он не думает о своем героизме и о том, что совершает что-то особенное. Он просто делает то, что в данный момент считает необходимым.
Какими же качествами должен обладать герой? (ответы детей)
А кто же такие герои войны? (ответы детей)
Герои войны – это не супер-герои со сверх способностями, а такие же люди, как остальные, только попавшие в определенные обстоятельства и совершившие подвиг. Героями, определенно, не рождаются, ими становятся. Почему же в обстановке военных действий кто-то становится героем, а кто-то нет? Потому что потенциальные герои воспитывают в себе храбрость, доброту, отзывчивость, самопожертвование. Во всех мировых войнах участвуют обычные солдаты, зачастую молодые ребята, не обладающие навыками военного дела. Но они ценой своей жизни выполняли поставленные задачи, приводя целые государства к победе. Герой войны – спаситель жизней. Тысячи или одной – не важно. Героизм– это готовность жертвовать жизнью ради другого человека. Это бесстрашие и мужество. Это вера в то, что «наше дело правое».
Героям Победы - спасибо!
СПАСИБО ГЕРОЯМ,
СПАСИБО СОЛДАТАМ,
Что МИР подарили,
Тогда - в сорок пятом!
Вы кровью и пОтом
Добыли ПОБЕДУ.
Вы мОлоды были,
Сейчас - уже дЕды.
Мы ЭТУ ПОБЕДУ -
Вовек не забудем!
Пусть МИРНОЕ солнце
Сияет всем людям!
Пусть счастье и радость
Живут на планете!
Ведь мир очень нужен -
И взрослым, и детям!
Старый снимок
(С. Пивоваров)
Фотоснимок на стене –
В доме память о войне.
Димкин дед
На этом фото:
С автоматом возле дота,
Перевязана рука,
Улыбается слегка…
Здесь всего на десять лет
Старше Димки
Димкин дед.
Никто не забыт
(А. Шамарин)
«Никто не забыт и ничто не забыто» -
Горящая надпись на глыбе гранита.
Поблекшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки засыпает.
Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто.
Ребята, в каждой семье были и останутся навсегда в памяти свои герои. Кто-то уходил на войну. Кто-то трудился в тылу во благо своей страны, вместе они смогли одержать победу над противником. Расскажите о героях своих семей. (ответы детей)
У нашего города не мало героев Великой отечественной войны. К ним относится командир стрелковой дивизии, а позже и Маршал Советского Союза Сергей Семенович Бирюзов , артеллерист Федор Андрианович Полетаев, истребители Иван Дмитриевич Завражнов, Николай Васильевич Стройков, капитан диверссионных операций Владимир Александрович Молодцов, штурман Антонина Леонтьевна Зубкова и многие другие.
Заключительная часть.
Ребята, сегодня вы познакомились с людьми, совершившими героические поступки, которые готовы пожертвовать своей жизнью ради спасения другого, отдать свою жизнь во благо Родины. В нашей стране, городе много героев и с такими людьми наша страна всегда будет великим и процветающим государством.
Приложение 3
Стихи о Родине!
Стих о Родине: Лучше нет родного края!
Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
Лучше нет родного края!
(П. Воронько)
Стих о Родине: Что мы Родиной зовем?
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
(В. Степанов)
Стих о Родине: Родина
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
(З. Александрова)
Стихи о войне: Учила жизнь сама меня
Учила жизнь сама меня.
Она сказала мне,-
Когда в огне была броня
И я горел в огне,-
Держись, сказала мне она,
И верь в свою звезду,
Я на земле всего одна,
И я не подведу.
Держись, сказала, за меня.
И, люк откинув, сам
Я вырвался из тьмы огня -
И вновь приполз к друзьям.
Сергей Орлов
Стихи о войне: Братские могилы
На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают.
Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче - гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы -
Все судьбы в единую слиты.
А в Вечном огне виден вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
Горящее сердце солдата.
У братских могил нет заплаканных вдов -
Сюда ходят люди покрепче.
На братских могилах не ставят крестов,
Но разве от этого легче?.
(В. Высоцкий)
Стихи про войну: Песня летчика
Их восемь - нас двое, - расклад перед боем
Не наш, но мы будем играть!
Сережа, держись! Нам не светит с тобою,
Но козыри надо равнять.
Я этот небесный квадрат не покину -
Мне цифры сейчас не важны:
Сегодня мой друг защищает мне спину,
А значит - и шансы равны.
Мне в хвост вышел «мессер», но вот задымил он,
Надсадно завыли винты, -
Им даже не надо крестов на могилы -
Сойдут и на крыльях кресты!
Я - «Первый», я - «Первый», - они под тобою!
Я вышел им наперерез!
Сбей пламя, уйди в облака - я прикрою!
В бою не бывает чудес.
Сергей, ты горишь! Уповай, человече,
Теперь на надежность строп!
Нет, поздно - и мне вышел «мессер» навстречу, -
Прощай, я приму его в лоб!..
Я знаю - другие сведут с ними счеты, -
Но, по облакам скользя,
Взлетят наши души, как два самолета, -
Ведь им друг без друга нельзя.
Архангел нам скажет: «В раю будет туго!»
Но только ворота - щелк, -
Мы Бога попросим: «Впишите нас с другом
В какой-нибудь ангельский полк!»
И я попрошу Бога, Духа и Сына, -
Чтоб выполнил волю мою:
Пусть вечно мой друг защищает мне спину,
Как в этом последнем бою!
Мы крылья и стрелы попросим у Бога, -
Ведь нужен им ангел-ас, -
А если у них истребителей много -
Пусть примут в хранители нас!
Хранить - это дело почетное тоже, -
Удачу нести на крыле
Таким, как при жизни мы были с Сережей,
И в воздухе и на земле.
(В. Высоцкий)
Пословицы о войне
Худой мир лучше любой брани.
Дружно за мир стоять - войне не бывать.
Войну хорошо слышать, да тяжело видеть
Война-это большое болото: легко влезть, но трудно выбраться.
Один в поле не воин.
Кому мир недорог, тот нам и ворог.
Мир строит, война разрушает.
В бою побывать - цену жизни узнать.
Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет.
Друзья познаются в бою.
Худой мир лучше доброй брани.
Без смелости не возьмешь крепости.
Бой красен мужеством, а приятель дружеством.
На войне рать крепка воеводою.
Приложение 4