Работа посвящена актуальной теме "Читательская грамотность". Представлена разработка урока по теме "Лето в Подмосковье". Данный материал можно использовать на уроке по внеурочной деятельности.
ПРАКТИКО-ЗНАЧИМАЯ РАБОТА
по теме:
«Формирование читательской грамотности обучающихся занятиях по внеурочной деятельности»
Пояснительная записка
Высокий уровень читательской грамотности даёт возможность учащемуся добиваться поставленных целей и эффективно использовать полученные знания в повседневной жизни.
Базовыми предметами для формирования читательской грамотности являются уроки литературы, русского языка, а также занятия по внеурочной деятельности (направления «Журналистика», «Краеведение»).
Представленный проект, разработанный по теме «Лето в Подмосковье. Зарайск», можно использовать на занятиях по внеурочной деятельности.
Материал ориентирован на учащихся 7-9 классов.
Цели:
повы
шение
читательск
ой
грамотност
и
учащихся;
развит
ие
творчески
х
способност
ей
ребят;
знакомство
с достопримечательностями родного края;
воспита
ние
у детей люб
ви
к своей малой родине.
Задачи:
Формирование трёх групп
читательских
умений
:
Общее понимание текста: поиск и выявление в тексте информации, представленной в различном виде, формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте.
Глубокое понимание текста: анализ, обобщение информации, формулирование на её основе оценочных суждений.
Использование информации из текста для различных целей.
Формирование умения работать в группе.
Осознание значимости чтения для развития
.
Умение организовать учебное сотрудничество
.
Развитие познавательной мотивации
.
Основные методы и формы организации, используемые в занятии
Этапы занятия
Знакомство с текстом.
Индивидуальная форма работы.
Учитель предлагает ребятам отправиться в виртуальное путешествие по Зарайску. Текстовая информация сопровождается демонстрацией фотографий достопримечательностей, карты местности. Это несплошной текст, c которым учащиеся чаще всего встречаются в реальной действительности.
Со
здание
викторины.
Групповая, фронтальная формы работы.
На работу отводится 15-20 минут, ребята выполняют задание в группе, по истечении отведённого времени учащиеся задают друг другу составленные вопросы.
Работа с вопросником.
Фронтальная форма работы.
Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Вопросы требуют анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт.
Реставрация текста.
Групповая форма работы.
Необходимо восстановить деформированный текст (расставить предложения в нужной последовательности). Чтобы работа с материалом была более интересна и продуктивна, необходимо предложить учащимся работу с карточками, на каждой из которых будет записано предложение.
Комплексный
анализ
текста.
Групповая форма работы.
Работа с отзывами туристов, анализ мнений, формирование собственного
мнения
.
Индивидуальная форма работы.
Создание виртуальной экскурсии по родному городу (творческий проект).
Групповая форма работы.
Методы: наглядный, словесный, поисковый.
Содержание занятия
Тема занятия
«Проведи лето в Подмосковье! Зарайск»
На юго-востоке Московской области, в стороне от автомагистралей и железных дорог, стоит маленький провинциальный городок Зарайск, первое упоминание о котором встречается в летописях 1146 г.
Почему стоит посетить Зарайск?
В Зарайске находится
самый маленький
боевой кремль
России, построенный в
XVI
в. Это единственный кремль в Московской области, который полностью сохранился.
На территории кремля, в Иоанно-Предтеченском соборе, хранится главная святыня Зарайска –
чудотворная икона Святителя Николая,
которая была принесена в город Красный (ныне Зарайск) в 1225 году.
Советуем посетить историко-архитектурный, художественный и археологический музей
«Зарайский Кремль»
, в котором выставлены артефакты, найденные при раскопках Зарайской стоянки – древнейшего археологического памятника на территории Московской области. Также в залах музея можно увидеть образцы интерьера домов зарайских купцов, ремесленные изделия зарайских мастеров, картины и другие произведения искусства.
Музей открыт ежедневно с 9:00 до 18:00. Выходные – понедельник, вторник и последняя пятница месяца.
На пересечении улиц Красноармейской и Гуляева стоит
водонапорная башня
– памятник архитектуры начала XX века. Когда-то она снабжала водой близлежащие улицы. А сейчас, после ремонта 2016 года, башня превратилась в место проведения выставок, экскурсий, квестов и других развлекательных мероприятий. На последнем ярусе открыта
смотровая площадка
.
Зарайск– родина Анны Семёновны Голубкиной
, первой женщины-скульптора России. В доме, где жила семья Голубкиных, с 1974 года открыт
дом-музей
. Основа экспозиции — письма, фотографии и личные вещи Анны Семёновны. В отдельном зале музея собраны её работы.
Адрес: ул. Дзержинского, д. 38
.
В 12 км от Зарайска находится
Даровое
–
музей-усадьба Достоевских
. Здесь прошло детство Фёдора Михайловича. До сих пор сохранились старый парк и флигель, в котором сейчас расположен один из отделов музея «Зарайский Кремль».
Задание 1: На основе полученной информации составьте вопросы о Зарайске, которые могут возникнуть у будущих туристов.
Задание 2. Вопросник
В каком году стоит посетить Зарайск, если вы хотите попасть на
торжество, посвященное 875-летию города?
В чём уникальность Зарайского кремля?
Будет ли интересен город православным паломникам? Почему?
Сможете ли вы заказать экскурсию по музею «Зарайский Кремль», если посетите город в четверг? Почему?
Как быть, если захочется насладиться прекрасной панорамой города?
Назовите имена знаменитых людей, которыми гордится Зарайск?
Проанализируйте карту и скажите, какие города можно посетить после экскурсии по Зарайску (назвать только те, которые граничат с Зарайском).
Задание 3: Реставрация текста
За речкою Изнанкою начинается большак, обсаженный еще уцелевшими старыми вётлами.
Вид с противоположного берега Осетра на город очень хорош, и чем дальше удаляешься по направлению к Венёву, тем он становится лучше.
Солнце уже было высоко и сильно пригревало, когда мы вышли из Зарайского собора и спустились к Осетру. Здесь, за мостом, начинается Венёвский тракт.
Широко расстилаются поля по обеим сторонам дороги.
Оглянешься еще раз – и древний Зарайск со своим Кремлём кажется вам сказочным городом; скоро он исчезнет совсем – и перед вами одна большая дорога с однообразною вереницею нагнувшихся ив…
Кое-где островком покажется роща и мелькнёт вдали крест сельского храма…
С.Д.Шереметев, историк, 1891 год
Ответ
«Солнце уже было высоко и сильно пригревало, когда мы вышли из Зарайского собора и спустились к Осетру. Здесь, за мостом, начинается Венёвский тракт.
Вид с противоположного берега Осетра на город очень хорош, и чем дальше удаляешься по направлению к Венёву, тем он становится лучше. За речкою Изнанкою начинается большак, обсаженный еще уцелевшими старыми вётлами. Широко расстилаются поля по обеим сторонам дороги. Кое-где островком покажется роща и мелькнёт вдали крест сельского храма… Оглянешься еще раз – и древний Зарайск со своим Кремлём кажется вам сказочным городом; скоро он исчезнет совсем – и перед вами одна большая дорога с однообразною вереницею нагнувшихся ив…»
С.Д.Шереметев, историк, 1891 год
Задание 4. Комплексный анализ текста:
Найдите в тексте ключевые слова.
В каком значении употребляется слово «большак» в данном тексте? Объясните свой выбор.
Больша́к: 1. в старину, широкая, наезженная столбовая (почтовая или торговая) дорога, тракт. 2. старший в доме, в семье. 3. самая длинная диагональ на шашечной доске. 4. большая синица.
Каким видится город глазами С.Д.Шереметьева, как историк отзывается о Зарайске?
Укажите фотографию Зарайска, которая могла бы
сопровождать данный текст. Укажите номер фотографии и объясните свой выбор.
Какие орфографические, пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?
Задание 5: Проанализируйте отзывы туристов, которые посетили Зарайск, сделайте выводы о плюсах и минусах поездки в Зарайск.
https://otzovik.com/reviews/gorod_zaraysk_rossiya/
Задание 6: Расскажите о достопримечательностях своего города (виртуальная экскурсия по городу).
Выводы по работе, рефлексивный анализ проведённой работы, рекомендации по использованию данной разработки
Рекомендую посвятить изучению данной темы несколько занятий, что даст возможность более детально и качественно поработать с предложенными упражнениями.
Первое занятие – изучение текста, создание викторины.
Стоит отметить, что я часто провожу викторины на своих занятиях, детям нравится такой вид работы. Учащиеся с удовольствием создают вопросы, которые по условиям задания должны быть интересными и нестандартными. Мы можем посвятить этому часть урока или работать над викториной дома, проверка осуществляется в классе и предполагает фронтальный вид работы.
Второе занятие – работа с вопросником, комплексный анализ текста*.
*Возможна работа с материалом на уроке русского языка. Стоит обратить внимание на орфографический и пунктуационный анализ текста: 7 класс – проверяем умение находить и объяснять орфограмму в слове. 8-9 класс - особое внимание уделяем пунктуационному анализу предложений.
Третье занятие - изучение отзывов туристов
Четвёртое, пятое занятие – создание проекта «Виртуальная экскурсия по городу»*.
*Возможные варианты: 1.Учащиеся трудятся над созданием одного проекта «Виртуальная экскурсия по городу Бронницы», работа проходит в группах, в каждой из которой разрабатывается определённый этап проекта. 2. Учащиеся создают разные проекты, работа проводится по группам, каждая из которой создаёт уникальную работу, посвящённую одному из городов Подмосковья.
На основе представленной разработки можно создать серию уроков, посвященных изучению достопримечательностей родного края. Такое решение даст возможность не только сформировать читательскую грамотность учащихся, но и создать условия для патриотического воспитания подрастающего поколения.
Список литературы
Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическа
я мастерская. Все для учителя.
–
2012.
– № 6
Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. – М.: Школьная библиотека, 2005. – 512 с.
Интернет-ресурсы
Российский учебник
https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/b28/b28102f8d7e0f55b58a7e5fd5fbd539e.pdf
Российский учебник
https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/cd3/cd36d55b707f971ad12bab6dcf6ea0db.pdf