Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

«Читательская компетентность на уроках технологии». Работа №319569

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Читательская компетентность-совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию и успешно ее использовать в личных и общественных целях. Так определяют читательскую компетентность новые Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения.

 Развитие современных, социально-экономических отношений в России требует нового качества образования. Важную роль в достижении этой цели играет технологическое образование школьников в свете развития читательской компетенции школьника.

Работа:

«Читательская компетентность на уроках технологии»

 

Читательская компетентность-совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию и успешно ее использовать в личных и общественных целях. Так определяют читательскую компетентность новые Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения.

Развитие современных, социально-экономических отношений в России требует нового качества образования. Важную роль в достижении этой цели играет технологическое образование школьников в свете развития читательской компетенции школьника.

В последнее время наблюдается снижение уровня читательской компетенции, снижается интерес к чтению. Вместе с тем в современном мире увеличивается количество потоков информации и объем самой информации. Все это создает объективные трудности в отборе, понимании, хранении и передаче информации.

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первой ступени, т.е. в начальных классах, навыки работы с информацией и пополнят их.

Работать с текстом обучают все учителя-предметники. Организация текстовой деятельности способствует развитию читательской и информационной компетенций

Формирование у учащихся навыка осмысленного чтения и работы с текстом требует от учителей использования специальных технологий, методов и приемов.

Развитию читательской компетентности способствует использование на занятиях элементов современных образовательных технологий:

- технологии проблемного обучения,

- технологии интегрированного обучения,

- игровых технологий,

- информационных технологий и др.

Эти технологии позволяют учащимся творчески подходить к нестандартным ситуациям связанным с чтением различных текстов, умение ориентироваться в различных видах информации.

Уроки технологии, не исключение в работе с читательской компетенцией. На уроках технологии уделяю время для самостоятельной работы с текстом, с дальнейшим (групповым) обсуждением, задания проверяют степень сформированности того или иного способа работы с информацией

Технология продуктивного чтения обеспечит понимание текста за счёт овладения приёмами его освоения на этапах во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника, умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, например умения извлекать информацию из текста (заполнить таблицу «Основные группы комнатных растений по внешним данным» (есть просто основные группы комнатных растений). Реализация этой технологии обеспечена методическим аппаратом учебников, в части текста в которых размещены подсказки(выделение курсивом) для организации беседы учителя с учениками, нацеленной на полное понимание текста.

Внимательный, вдумчивый читатель способен не только выделять в тексте главную информацию, отвечать на вопросы учителя, но и сам формулировать вопросы. Ребята часто получают такие задание (индивидуальные задания «Подготовить сведения о…»). Порой эти вопросы обращены к учителю, так как требуется разъяснение непонятного. Иногда сами вопросы ребят бывают интересны, свидетельствуют об умении видеть проблему и формулировать ее. Проблемный вопрос на уроках – важнейшее средство формирования читательских компетенций.

Дело в том, что на таких уроках учащимся предлагаются учебные тексты. Такие тексты становятся для детей средством для осуществления различных мыслительных операций. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учеником собственных конструкций. Техника чтения таких текстов называется активно-продуктивной. Главное её преимущество – активная позиция ученика к содержанию текста. Именно она помогает добиться наивысшей продуктивности самостоятельного чтения на уроке, делает так, чтобы за минимум отведённого времени можно было добиться наиболее эффективного результата.
Техника активно-продуктивного чтения – это отнюдь не скорочтение. Она основана на естественной возможности детей быстро усваивать большие порции информации. Это тем более важно, когда современный школьный учебник переполнен содержанием.
На уроках технологии я использую метод «проектная деятельность». На мой взгляд, яркий пример использования, применения читательской компетентности.

Проектная деятельность – это поиск и отбор необходимых источников информации, работа с ними (чтение, интерпретация, трансляция). При выполнении каждого нового проекта по предмету (по программе, задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) мы решаем несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Чтобы добиться успеха, ребенку приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению.

Читательская компетентность формируется семьей, дошкольным учреждением, школой, профессиональным средним и высшим образованием. Она является результатом воспитания, обучения и образования.

Читательская компетентность основывается на развитии мыслительных действий и механизмов чтения, так и на развитие личностных качеств учащихся.

Нельзя не согласиться с великим педагогом В.А. Сухомлинским что «чтение – это один из способов мышления и умственного развития», так как учит размышлять, думать, говорить. Если научимся читать – научимся - мыслить! Научимся мыслить – станем успешными и в обучении, и в жизни!

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×