Первый год школьного обучения - очень важный, сложный период жизни ребенка. Огромное количество изменений, новшеств.… Возрастает психоэмоциональная нагрузка. Уроки в школе, дополнительные занятия, кружки – приводят к снижению двигательной активности. Не все дети готовы к установлению новых контактов (с детьми и педагогами), выполнению требований дисциплины, новых обязанностей, связанных с обучением в школе. Поэтому важным фактором, влияющим в дальнейшем на успешность обучения у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям.
Задача родителей первоклассника и педагогов школы – направить свои усилия на создание благоприятной среды для физического и психологического здоровья ребёнка.
Родителям и педагогам об адаптации первоклассников.
Первый год школьного обучения - очень важный, сложный период жизни ребенка. Огромное количество изменений, новшеств.… Возрастает психоэмоциональная нагрузка. Уроки в школе, дополнительные занятия, кружки – приводят к снижению двигательной активности. Не все дети готовы к установлению новых контактов (с детьми и педагогами), выполнению требований дисциплины, новых обязанностей, связанных с обучением в школе. Поэтому важным фактором, влияющим в дальнейшем на успешность обучения у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям.
Задача родителей первоклассника и педагогов школы – направить свои усилия на создание благоприятной среды для физического и психологического здоровья ребёнка.
Не всегда родитель сразу может осознать масштаб проблемы с адаптацией, как и само ее наличие. А прежде всего, стоит обратить внимание на жалобы ребенка, которые обычно высказывают первоклассники: слишком сложные задания, большие требования учителя, скучно на уроке, не ладятся отношения с одноклассниками.
Однако есть и другие признаки трудностей адаптации, которые ребенок не озвучивает словами, но о них говорит учитель: ребенок не может сидеть в одной позе спокойно целый урок, часто отвлекается, не следит за мыслью учителя, не делает требуемое, а выполняет только то, что хочется ему, высказывает вслух все свои мысли и эмоции (которых у него в изобилии), долго не усваивает новые правила поведения со взрослыми, не признаёт позицию учителя, не устанавливает дистанцию в отношении взрослых в школе. Все это может говорить о том, что ребенок находится в состоянии тревожности, настороженности, испытывает внутреннюю тревогу из-за неопределенности представлений о требованиях учителя, об особенностях и условиях обучения, о нормах поведения в школе и классе и т.д.
Длительное пребывание в таком состоянии может привести к дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется, не хочет идти в школу. Некоторые первоклассники становятся шумными, крикливыми, отвлекаются на уроках, капризничают, другие становятся очень скованными, робкими, стараются держаться незаметно, не слушают, когда к ним обращаются взрослые, при малейшей неудаче, замечании – плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, может даже повысится температура тела, обостриться заболевания.
Конечно, адаптационный период неизбежно переживают абсолютно все дети, попадая в школьное учреждение. Разница лишь в том, сколько времени уйдет на него у ребенка и учителя, и насколько этот процесс будет эффективен. Многое зависит от состояния здоровья ребенка, от уровня его физиологического развития, от индивидуальных особенностей ребенка, от того, был ли он психологически готов к школьному обучению.
Процесс адаптации к школе подразумевает физиологическую и социально - психологическую адаптацию.
Физиологическая адаптация проходит в несколько этапов:
1) Этап «физиологической бури». В первые 2-3 недели обучения дети тратят значительную часть ресурсов своего организма, который на все новые воздействия отвечает значительным напряжением практически всех своих систем. В этот период многие первоклассники болеют.
2) Следующий этап – неустойчивое приспособление. На этом этапе организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
3) Этап относительно устойчивого приспособления. В этот период организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
Часто родители и учителя недооценивают сложность периода физиологической адаптации первоклассников, не связывая с ней то, что многие первоклассники жалуются на головные боли, усталость, другие недомогания, становятся капризными, у многих снижается саморегуляция поведения.
Социально-психологическая адаптация.
В период 6-7 лет происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка. Изменяется социальный статус ребенка, происходит переоценка ценностей. Особенности психики детей 6-7-летнего возраста учтены в безоценочности первого года обучения.
Родителям также необходимо учитывать развившуюся у детей способность к обобщению (в том числе и переживаний) при общении со своим сыном или дочерью.
Для оптимизации периода адаптации первоклассников им необходимо помочь познакомиться с учителем, друг с другом, со школой и школьными правилами.
Основными причинами, вызывающими трудности к адаптации являются:
Состояние здоровья и уровень физиологического развития
Неумение взаимодействовать с другими детьми
Завышенные требования со стороны родителей
Несформированность
«внутренней позиции школьника»
Самооценка
Слабое развитие произвольности
Отсутствие школьной мотивации
Признаки успешно протекающей адаптации:
Первокласснику нравится в школе, он идет туда с удовольствием,
охотно
рассказывает
о событиях, происходящих с ним, а также понимает, что главная цель его пребывания в школе - учение.
Ребенок не слишком устает, он активен, любопытен, редко болеет, хорошо спит.
Первоклассник достаточно самостоятелен для того, чтобы самому переодеться, завязать шнурки, ориентироваться в здании школы.
Он обзавелся друзьями среди одноклассников, и родители знают их имена.
Ему нравится учительница, и большинство учителей, ведущих дополнительные занятия в классе.
А когда все наоборот - сниженное настроение, плаксивость, пассивность, избыточное беспокойство, тревоги, страхи – это говорит о школьной дезадаптации. Сюда же можно отнести низкую успеваемость, драки со сверстниками, конфликты с учителями, плохой сон, частые простуды.
В таком случае остро встает вопрос, как помочь ребенку? Как научиться выполнять новые правила и требования учителя, как плавно и безболезненно перейти от игровой к новой, очень сложной учебной деятельности?
В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Поговорите с ребёнком о его отношении к учёбе: почему он учится, чего боится больше всего (разочаровать родителей, сделать ошибку и т.д.)
Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
Расскажите ему, как много он может узнать в школе и как интересно будет с каждым годом приобретать всё новые и новые знания.
Развивайте его познавательные интересы.
Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
Расскажите ему, что оценка, которую он получает, не так важна, как важно то, о чём он узнает. Об оценках забудут, а знание останется.
Отмечайте его достижения, акцентируя внимание не на отметку, а на знания и умения. Ребёнок должен почувствовать, что не оценка играет решающую роль, а то, за что он получил её.
Учите ребёнка планировать свою деятельность.
Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками.
Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
Учение — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
Поощряйте любые его начинания, даже если результат не будет соответствовать вашим ожиданиям.
Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.