Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций (зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений, внимания и памяти), участвующих в процессе письмаВ данной статье обсуждается и рассказывается об определение и выявлении дисграфии. речевая и неречевая симптоматика дисграфии. На что нужно обратить особое внимание родителям,для выявления дисграфии. Советы родителям. Игры и задания для коррекции и устранения дисграфии.
«Что такое дисграфия
и как с ней бороться?»
Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций (зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений, внимания и памяти), участвующих в процессе письма.
Речевая симптоматика
дисграфии
.
При ДИСГРАФИИ дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом: выполненные ими упражнения, диктанты содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом с большим трудом сочиняют поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать.
У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: "З" и "Э", "Р" и "Ь" (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве "Ш" или "крючок" в букве "Щ". Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в настроении то почерк расстраивается окончательно.
Неречевая симптоматика
дисграфии
.
У детей-дисграфиков отмечается несформированность многих психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, сукцессивных и симультанных процессов, эмоционально-волевой сферы.
Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:
- недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;
- добавление лишних элементов;
- пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;
- зеркальное написание букв.
На что нужно обратить особое внимание:
Если Ваш ребенок левша.
Если он - переученный правша.
Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.
Если в семье говорят на двух или более языках.
Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение
дисграфии
и
дислексии
.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.
Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.
Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река),
суба
(шуба).
При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч,
щ. Например
:
тыня
(дыня),
клёква
(клюква).
Пропуски букв, слогов,
недописывание
слов.
Например
:
прта
- парта,
моко
- молоко,
весёлы
(весёлый).
К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения.
Несколько советов родителям:
Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
Хвалите своего ребен
ка за каждый достигнутый успех.
Предлагаю Вам некоторые игры, которые помогут справиться с дисграфией:
1. Игра-разминка "Словесный мяч" (эмоциональный настрой на работу)
Один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова: автобус - слово - окно и т. д
Усложнение: Называем слова не только на последнюю, но и на предпоследнюю букву, на вторую, на третью с конца и т. п.
2. Графические упражнения. Эти задания направлены на формирование графических навыков, помогающих развитию мелкой моторики, зрительно-двигательной координации и предупреждающих развитие дисграфии. Задания должны выполняться ребенком регулярно.
Заштрихуй контур;
Соедини точки;
Дорисуй вторую половину;
Игра «Найди ошибку» (восстановление закономерности в узоре);
Игра «Найди выход из лабиринта»;
Нарисуй так же (по клеточкам).
Упражнение «Запомни и нарисуй»
Это задание помогает развить операции анализа и синтеза и, соответственно, способствует профилактике дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. А также оно способствует развитию внимания, памяти.
Примерные варианты:
Нарисуй пять бусинок разного цвета и размера так, чтобы средняя бусинка была красного цвета, а последняя самая маленькая,
Нарисуй пять квадратов разного цвета и размера так, чтобы четвертый был синий, а средний – самый маленький,
Нарисуй пять цветочков разного цвета и размера так, чтобы четвертый был желтого цвета, а предпоследний самый высокий.
4. Физкультминутка.
Упражнение «Замок».
На двери висит замок,
Кто его открыть бы смог? (пальцы ритмично соединяются в замок несколько раз).
Потянули, потянули (Руки тянутся в разные стороны)
Покрутили, покружили (покрутить сцепленными пальцами),
Постучали, постучали, (не расцепляя пальцев, постучать ладонями)
И открыли! (расцепить пальцы, развести руки в стороны).
Упражнение «Кулак-ребро-ладонь».
Три положения на плоскости стола. Кулачок, затем ладонь ребром на столе, прямая ладонь на столе. Делать правой, левой рукой, затем синхронно.
Упражнение «Ухо-нос».
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Отпустить, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук наоборот.
Упражнение «Носик – Ушко – Макушка»
5. Задание на развитие буквенного и слогового анализа и синтеза.
Они способствуют зрительно пространственной координации, переключению распределению внимания, темпо-ритмической организации речи.
Упражнение «Прочитай и запиши слоги».
Упражнение «Реши примеры».
Реши слоговой пример, прочти получившиеся слова, составь и запиши с ними предложение.
Пропо-про+это-о
Сок-к+ночи-но+ня+ет
Кисти-ки+хоры+тво-ры+ре+сени+е-се
Упражнение «Сложи по заданным слогам».
Сложи 1-е слоги:
Дорога машина
Богатый лопата топить
Листик товары падчерица
Сложи 2-е слоги:
еда свеча
намочил горе
попона огород удача
Сложи
2 слог 1 слог 3 слог
Гроза платок намекать
2 слог 3 слог 3 слог
напугать березы подарили
Упражнение «Прочитай загадку, следуя по указанному маршруту».
Прочитай загадку, следуя по указанному маршруту. Запиши ее. Отгадай.
6. Расставь точки. «Змейка», «Улитка», «Яблочная карусель» - дидактические игры со специальными картинками, где нужно отделять предлоги от слова, слова в предложении, предложения в тексте друг от друга. Эти игры помогают развить у ребенка навыки языкового анализа и синтеза, оптико-пространственные представления, навыки чтения и письма.
Главное – помнить, ежедневные дополнительные занятия с ребенком по устранению дисграфических ошибок дадут положительные результаты.