Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Деловая игра "Формы родительских собраний". Работа №302534

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье педагогам предлагается сценарий деловой игры, в ходе которой педагоги смогут познакомиться с формами проведения родительских собраний, обозначить приоритетные для себя формы проведения, и разработать проект одной  выбранной формы.

Приоритет отдается именно интерактивным формам проведения родительских собраний, так как именно они повышают интерес и инициативность родителей в вопросах обучения и воспитания детей, активизируют их участие в решении проблемных вопросов, способствуют созданию доброжелательной атмосферы и ведению конструктивного диалога. Школьные собрания, организованные в интересной форме, посещаются родителями более охотно, позволяют сформировать дружный родительский коллектив.

Работа:

Деловая игра «Формы родительских собраний»

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема работы с родителями на сегодняшний день не менее актуальна, чем проблема воспитания детей.

Для начала очертим проблематику сегодняшней встречи.

Сегодня очень отчетливо наблюдается недостаточная осведомленность родителей в вопросах воспитания детей. Преимущественную часть родителей сегодня составляют дети 90-х.

11-12 октября в городе проходил Форум Хабаровского края для специалистов, работающих с молодежью по теме: «Современное поколение: вектор сохранения здоровья».

2 день Форума на одной из площадок специалисты рассматривали вопросы профессиональной помощи родителям в воспитании детей.

Портрет современного родителя:

Все меньше общается с детьми (8 минут)

Не уверенный, эмоционально не стабилен

Страх не справиться с жизненными проблемами

Новый социальный страх:

неуспешность

детей (поэтому водят их в огромное количество различных кружков, что очень пагубно сказывается на здоровье детей. Ребенку нужно находиться на свежем воздухе не менее 3 часов в день)

Еще одна сложность для родителей – стремительно меняющееся поколение детей (поколение Z). Профессионалы не успевают изучать и предлагать действенные методы воспитания современных детей, что уж говорить о родителях, которые не имеют элементарной подготовки в области воспитания.

Обрабатывает и усваивает информацию очень быстро, у него в крови высокие технологии. Они выросли в мире, где возможности безграничны, а их время - нет. Поэтому поколение Z адаптировалось к необходимости быстро просеивать и оценивать огромные объемы информации.

Живут в Интернете и, как следствие, легко поддаются манипулированию; Гиперактивны;

Агрессивны в подростковом и юношеском возрасте; Не нацелены на чтение; Нацелены на науку и искусство; Способны к многозадачности, но при этом рассеянны.

Обладают клиповым мышлением, основанном на визуальных образах, а не на логике.

Их окрестили «предпринимательским поколением» и подчеркивают их желание не погружаться в корпоративную рутину, а строить свои стартапы. Но хотя поколение Z ценит идею работы на себя, большинство из них стремятся избегать риска, практичны и прагматичны.

Основной формой воспитания родителей по сей день было и остается родительское собрание.

Тенденция: сегодня родители боятся родительских собраний больше, нежели дети. Потому что на них больше рассматриваются вопросы материального характера.

Вместе с тем, потребность у родителей в вопросах воспитания детей высока. В спектр запросов родителей к педагогу входят такие, как: способность оказать адресную психологическую помощь ребенку; знание психологических особенностей детей, с которыми педагог работает; отсюда, наверное, растут корни содержания профессионального стандарта «Учитель» (Учитель должен не только знать свой предмет, но и быть специалистом по ребенку). В части 3 «Развитие», черным по белому прописано, что учитель должен уметь:

з

ащитить тех, кого в детском коллективе не принимают.

отслеживать динамику развития ребенка

.

з

на

ть

общи

е

закономерност

и

развития личности и проявления личностных свойств, психологически

е

закон

ы

периодизации и кризисов развития, возр

астны

е

особенност

и

учащихся и др.

И что самое важное – не только уметь и знать самому, но и научить этому родителей.

Поэтому мы можем смело утверждать, что родительские собрания – это школа воспитания родителей, формирующая родительское общественное мнение об учителе, о школе.

Но наша традиционная форма проведения собраний (как правило, это монолог, реже - диалог) уже не будет действенной (не предоставляет родителям возможность проявить свою активную позицию), потому что мы знаем, что учить чему-либо эффективней в интерактиве.

Поэтому следующая проблема: какие формы использовать?

Цель нашего сегодняшнего мероприятия: познакомиться с формами проведения родительских собраний, обозначить приоритетные для себя формы проведения, и разработать проект одной из вами выбранной формы.

Еще раз подчеркну, что мы будем с вами сегодня рассматривать именно интерактивные формы проведения родительских собраний, так как именно они повышают интерес и инициативность родителей в вопросах обучения и воспитания детей, активизируют их участие в решении проблемных вопросов, способствуют созданию доброжелательной атмосферы и ведению конструктивного диалога. Школьные собрания, организованные в интересной форме, посещаются родителями более охотно, позволяют сформировать дружный родительский коллектив.

Родительское собрание-консультация (душевный разговор)

На такое собрание приглашаются родители учащихся из нескольких классов, которых волнуют одни и те же вопросы, объединяют общие интересы.

Как преодолеть трудности в воспитании единственного ребенка?

Как воспитать в ребенке трудолюбие?

Как помочь ребенку, который не хочет учиться?

Каковы особенности воспитания талантливых и одаренных детей?

Как бороться с вредными привычками?

Как бороться с детским воровством?

С каждой такой микрогруппой родителей в отдельном кабинете работают соответствующие специалисты. Эта форма работы носит интерактивный характер, проблемные ситуации могут проигрываться по ролям, могут присутствовать элементы тренинга.

Метод работы родителей в небольших группах  (до 6 человек) можно применять и на собрании в одном классе. Становясь членами одной группы, родители смелее высказывают свое личное мнение, активно взаимодействуют друг с другом, делятся ценным опытом в воспитании детей, устанавливают более прочные контакты друг с другом. На таком родительском собрании эффективно обсуждать заранее подготовленные предложения, идеи и родительские инициативы.

 

Родительское собрание в форме ток-шоу

Чтобы провести ток-шоу по определенной теме, нужно пригласить на собрание соответствующих специалистов, педагогов-предметников. На таком собрании можно услышать ответы на интересующие вопросы, узнать различные точки зрения на одну проблему и обсудить возможные пути ее решения. После собрания родителям должна быть предоставлена возможность получения индивидуальной консультации.

 

Родительское собрание-мастер-класс

Многие семьи будут рады презентовать свои традиции, умения, достижения. Родительское собрание может стать прекрасной площадкой для таких презентаций и обмена опытом в вопросах воспитания детей. Данная форма школьного собрания побуждает родителей к анализу собственных достижений и  неудач, соотношению их с теми способами и воспитательными приемами, которые эффективно используют другие родители.  

 

Круглый стол

Круглый стол – это, по сути, собрание-беседа, на котором происходит обмен мнениями по специальным вопросам с участием различных специалистов. Чтобы оправдать такую форму проведения собрания, участники собрания могут располагаться за «круглым» столом. На родительское собрание, проводимое в форме круглого стола, можно приглашать психологов, социальных педагогов, врача, логопеда, представителей родительской и педагогической общественности, администрацию школы. Эта форма собрания позволяет обсуждать любые наболевшие вопросы, узнать мнения всех участников собрания.

 

Собрание - деловая игра

Деловая, игра – это такой вид деятельности, когда поставленная проблема решается в процессе игры, а её участники примеряют на себя различные роли и пытаются увидеть проблему глазами разных людей. В ходе игры участники ищут пути и способы решения проблемы, объединившись в группы, например, «дети», «администрация школы», «учителя», «родители», «эксперты». Каждая группа готовит свой анализ проблемы и излагает способ решения. В результате коллективного анализа проблемы находится одно или несколько её решений.

 

 

Вечер вопросов  и ответов

Вполне понятная форма проведения родительского собрания. Родители готовят вопросы в рамках заявленной темы, а участникам собрания остаётся выбрать наиболее характерные и интересные вопросы, подобрать на них исчерпывающие ответы или пригласить тех специалистов, которые могут компетентно на них ответить.

 

Семейная гостиная

Альтернатива родительскому собранию, в которой педагогические задачи решаются в форме свободного общения семей воспитанников и педагогов. Могут заканчиваться чаепитием и включают досуговые моменты.

Собрания в игровой форме можно проводить совместно с детьми, на таком мероприятии могут презентоваться подготовленные учащимися спектакли, постановки, программы. Игровое взаимодействие родителей и детей в разных видах деятельности дарит ценный опыт партнерских отношений.      


Сейчас мы разделимся с вами на 5 групп соответственно тем возрастным категориям детей, с которыми вы работаете:

7-8 лет, 9-10 лет, 11-12 лет, 13-15 лет, 16-17 лет

Каждая команда «вытянет» себе форму проведения родительского собрания, которую будет разрабатывать для своей возрастной категории.

Чтобы разработать эффективное родительское собрание, необходимо:

придерживаться структуры, характерной для этой формы

. Для этого необходимо составить план.

выбрать тематику, актуальную для

большинства

родителей учащихся данной возрастной категории

учесть мотивы посещения родителями данного собрания

.

Стоит обозначить виды родительских собраний:

а) организационные, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей;

б) собрания по плану классного всеобуча родителей, являющиеся формой педагогического просвещения членов родительского коллектива;

в) тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся данного класса;

г) собрания-практикумы, направленные на освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания, оказания помощи детям в деятельности по самообразованию и самовоспитанию;

е) итоговые, имеющие целью показать учебно-воспитательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизнедеятельности класса.

 

Функции родительских собраний: 

1) ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса в школе (характеристика используемых учебных программ, методов обучения, рассказ о проводимых внеурочных мероприятиях, факультативах, кружках и т.п.); 
2) психолого-педагогическое просвещение, которое может выражаться в информировании родителей об особенностях конкретного возраста, условиях успешного взаимодействия с детьми и т.д.; 
3) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (внеурочные мероприятия – конкурсы, экскурсии, походы и т.п.); 
4) совместное решение организационных вопросов (питания, дежурства, дисциплины и других проблем). 

 

Алгоритм конструирования родительского собрания

Тема

Форма

Приемы, характерные для данной формы на разных этапах собрания с учетом мотивов собравшихся

.

Известно, что во многом активностью человека управляют его потребности, реализация которых вызывает намерение человека включиться в деятельность для того, чтобы удовлетворить их. Педагог должен знать о потенциальных потребностях родителей и владеть широким диапазоном педагогических приемов.

 

Мотиваторы

Приемы вовлечения (Что делать педагогу?)

 

 

Вступительный этап

Основной этап

Этап подведения итогов

Итого приемов

1

Самосовершенствование себя как родителя

 

 

 

 

 

2

Общение с другими родителями

 

 

 

 

 

3

Интерес к жизнедеятельности класса

 

 

 

 

4

Реализация организаторских способностей

 

 

 

 

5

Интерес к учебе ребенка

 

 

 

 

 

 

6

Признание как стремление получить оценку своим действиям

 

 

 

 

7

Получение положительных эмоций

 

 

 

 

 

Примерный план проведения родительского собрания с учетом выбранной формы и приемов вовлечения родителей в активную работу.

Рефлексия. В конце собрания родители оценивают его значимость, актуальность, полезность не только для всего класса, но и для себя лично. Рефлексия собрания может проходить в различной форме: это высказывания родителей, выпуск «молний», оформление коллажа, интервью и т.д.

 

«Фишки» собрания

- Письма учащихся, которые они пишут своим родителям к каждому родительскому собранию. В письмах ребята рассказывают о том, что их волнует, о своих проблемах, радостях.

- Решение педагогических ситуаций. Можно предложить ситуацию. Сначала послушать ответы родителей. А затем включить видео. Что ответили на этот вопрос дети.

- Мудрые высказывания. Процитируйте мудрое высказывание о воспитании, относящееся к теме родительского собрания: «Ваш ребенок один единственный, про него не написано ни в одной книге – о нем знаете только Вы. Читайте литературу, слушайте учителей, а поступайте так, как подсказывает Вам Ваше сердце и глаза Вашего ребенка».

- «Минуты благодарности», во время которых классный руководитель благодарит родителей за успехи в воспитании детей, отмечает тех из них, кто принимал активное участие в подготовке собрания и делился на нем опытом семейного воспитания.

- Оформление индивидуальных приглашений родителям для участия в собрании.

- Ведение родительских дневников. Это обычная тетрадь, в которой ведутся записи родителей. Дневник ведёт каждая семья. В этом дневнике родители делают записи после родительских собраний, свои выводы, пожелания учителям-предметникам и дают свои рекомендации классному руководителю по организации общения с их ребёнком.

- «Волшебная шкатулочка». К каждому родительскому собранию дети пишут письмо родителям, запечатывают его в конверт, надписывают и опускают в шкатулочку, которая стоит в помещении, где проводится собрание, в этих письмах ребята могут рассказать о том, что их волнует, рассказать о своих проблемах и радостях, о том, что им порой трудно сказать вслух.

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×