Программа сопровождения одарённых детей
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский
сад № 10 « Теремок» г.Омутнинска
Программа
“Сопровождение
талантливых и
одаренных детей в ДОУ»
2019г.
Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Нормативно-правовая база программы
3. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными и талантливыми детьми
4. Основные направления реализации программы
5. Методы диагностики в ходе реализации программы:
6. Планируемые результаты:
7.Основные этапы реализации программы
8. Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы
9. Список литературы
10. Приложения:
Приложение 1. Виды одаренности.
Приложение 2.Принципы тестирования.
Приложение 3. Методики для выявления компонента одаренности в дошкольном возрасте.
Приложение 4. Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения одарённого ребёнка
Приложение 5. Заинтересованные лица и организации.
Приложение 6. Модель выявления, развития и поддержки одарённых детей.
1. Пояснительная записка
Актуальность темы. Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества
состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Новые
задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одаренных
детей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психологопедагогической
науки и практики. Самым сензитивным периодом для развития способностей
является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна
высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в
умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых
образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста
является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого,
проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Выявление, поддержка,
развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач
современного образования.
Одаренные дети - это особый мир детства. Эти дети отличаются
от других:
■ Легкостью и скоростью обучения по сравнению со сверстниками;
■ Существенно меньшим объемом помощи со стороны взрослых, повышенной
самостоятельностью;
■ Стремлением к творчеству, к достижению высокого уровня мастерства;
■ Высоким уровнем познавательной мотивации, любознательности, страстным увлечением любимым делом.
Работа с одарёнными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Современная система образования, в частности детские сады, испытывают особую потребность в программах, которые учитывали бы индивидуальные запросы и интересы одарённых детей.
Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия воспитателей, узких специалистов (логопеда,музыкального руководителя), родителей.
Программа рассчитана на 2018 - 2020 учебные года.
Цель программы: Создание оптимальных условий для выявления, формирования и развития талантливых и одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями.
Задачи.
1. Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста.
2. Выявить детей с предпосылками одаренности.
3. Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.
4. Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.
5. Разработать план мероприятий для развития талантливых и одаренных детей в детском саду.
2. Нормативно-правовая база программы:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятой генеральной Ассамблеей
ООН 20 ноября 1989 г.;
- Основные положения «Декларации прав ребенка», принятой генеральной Ассамблеей ООН
10 декабря 1948 г.; - Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках президентской программы «Дети России», утвержденной правительством РФ от 03.10.2002г.
3. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными и
талантливыми детьми:
- принцип учета возрастных возможностей воспитанников;
- принцип развивающего обучения;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип возрастания роли дополнительного образования.
4. Основные направления реализации программы
Работа с одаренными и талантливыми детьми:
1. Организация работы с одаренными и талантливыми детьми в рамках
образовательного процесса:
- групповые занятия;
- работа по индивидуальным планам.
2. Организация работы с одаренными и талантливыми детьми в свободное время от непосредственно-образовательной деятельности:
- индивидуальные занятия;
- проектная деятельность;
- организация выставок;
- организация праздников и развлечений;
- создание театрализованных, спортивных уголков, уголков изодеятельности, развивающих уголков;
- организация конкурсов, соревнований;
- организация кружков, секций.
Работа с педагогами:
- педагогические советы;
- педагогическое проектирование;
-открытые мероприятия;
- выступления из опыта работы;
- презентации;
- семинары - практикумы;
- консультации, рекомендации.
Работа с родителями:
- анкетирование;
- родительское собрание;
- памятки - рекомендации, папки - передвижки, консультации, рекомендации;
- совместные детско - родительские проекты; -презентации; - совместные праздники, соревнования, конкурсы; - помощь в создании развивающей среды;
5. Методы диагностики в ходе реализации программы:
- наблюдения;
- беседы;
- педагогическая диагностика
- изучение продуктов детского творчества;
- ведение индивидуальных карт развития.
6. Планируемые результаты:
1. Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности.
2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.
3. Положительная динамика процентов участников и призеров конкурсов различного уровня;
4. Повышение профессионального уровня педагогов по выявлению признаков одаренности у детей;
5. Повышение педагогической компетентности родителей по вопросам сопровождения
талантливых и одаренных детей.
7. Основные этапы реализации программы. I этап - организационный.
Цель: подготовить условия для формирования системы работы с талантливыми и одаренными детьми в ДОУ.
Задачи:
- изучение нормативной базы;
- анализ материально - технических, педагогических условий реализации программы;
- разработка программы работы с талантливыми и одаренными детьми.
II этап - практический.
Цель: апробация системы работы с талантливыми и одаренными детьми.
Задачи:
- диагностика способностей воспитанников;
- разработка методических разработок по работе с талантливыми и одаренными детьми, материалов для проведения различных мероприятий, праздников с детьми и родителями;
- формирование методической библиотеки детского сада по работе с талантливыми и одаренными детьми;
- повышение педагогической компетентности педагогов и родителей в области работы с талантливыми и одаренными и детьми.
III этап - аналитический.
Цель: переход системы работы с талантливыми и одаренными и детьми в режим функционирования.
Задачи: - анализ итогов реализации программы;
- осуществление преемственности в воспитании и развитии талантливых и одаренных детей на всех этапах воспитания и обучения в ДОУ;
- обобщение результатов работы детского сада в реализации программы.
8. Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы.
Этапы
реализации
программы
№
Наименование мероприятия
Сроки
проведения
Ответственные
Организационный
1.
Создание творческой группы
воспитателей по составлению
программы «Сопровождение
талантливых и одаренных детей
в ДОУ».
Сентябрь
2018г.
Филатова Ю. С.
2.
Разработка программы
«Сопровождение талантливых и
одаренных детей в ДОУ».
Сентябрь
2018г.
Творческая группа.
3.
Рассмотреть и изучить на заседании педагогического совета программу «Сопровождение талантливых и одарённых детей в ДОУ»
Октябрь 2018г.
Педагоги ДОУ.
4.
Работа по определению
способностей талантливых и
одаренных детей. Изучение
интересов и наклонностей
детей.
Октябрь 2018г.
Педагоги ДОУ.
5.
Уточнение критериев одарённости.
Октябрь 2018г.
Творческая группа.
6.
Подбор комплекса диагностических методик.
Октябрь 2018г.
Творческая группа.
7.
Познакомить родителей с основными направлениями в работе с детьми, имеющими предпосылки к одарённости.
Ноябрь 2018г.
Педагоги ДОУ.
8.
Диагностика детей
Ноябрь 2018г.
Педагоги ДОУ.
9.
Составление банка данных одарённых детей.
Ноябрь 2018г.
Педагоги ДОУ, творческая группа.
10.
Составление плана работы с одарёнными детьми, индивидуальных маршрутов.
Ноябрь (2018,2019 г.)
Педагоги ДОУ.
Практический
1.
Проведение мероприятий с
талантливыми и одаренными
детьми, используя
разнообразные формы и методы.
В течение года.(2018-2020)
Педагоги ДОУ, специалисты.
2.
Использование элементов
дифференцированного
обучения, направленных на
творческий поиск,
самостоятельную деятельность.
В течение года. .(2018-2020)
Педагоги ДОУ, специалисты.
3.
Функционирование кружков.
Организация и проведение
спортивных соревнований,
эстафет, праздников, выставок
среди талантливых и одаренных
детей.
В течение года. .(2018-2020)
Педагоги ДОУ, специалисты.
4.
Участие в районных,
всероссийских и
международных конкурсах.
Поощрение талантливых и
одаренных детей.
В течение года. .(2018-2020)
Педагоги ДОУ, специалисты.
5.
Анкетирование родителей с
целью определения их
компетенции по воспитанию
детей с предпосылками к
одаренности.
В течение года. .(2018-2020)
Педагоги ДОУ, специалисты.
6.
Проведение различных форм
работы с педагогами и
родителями по работе с
талантливыми и одаренными
детьми.
В течение года. .(2018-2020)
Педагоги ДОУ, специалисты.
7.
Организация совместного
творчества родителей и детей.
Выставки детских работ.
В течение года. .(2018-2020)
Педагоги ДОУ, специалисты.
8.
Проведение промежуточной
диагностики.
Январь (2019, 2020г.)
Педагоги ДОУ, специалисты.
Аналитический
1.
Итоговая диагностика
Май( 2019, 2020г.)
Педагоги ДОУ, специалисты.
2.
Обсуждение итогов работы, выявление проблем.
Май( 2019, 2020г.)
Педагоги ДОУ, специалисты.
3.
Обобщение материалов по
работе с талантливыми и
одаренными детьми на
педагогическом совете,
размещение материалов на сайте
ДОУ.
Май 2020г.
Педагоги ДОУ, специалисты.
9. Список литературы:
1.Босякова, С.Н. Работаем с талантливыми детьми [Текст] / С. Н. Босякова, Л. В. Болотная //
Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2010. №2. - С. 68-74.
2.Галянт, И. О проблемах художественно-творческой одаренности дошкольников [Текст] / И.
Галянт // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7.С. 31-38.
3. Н.В. Алексеева, Развитие одаренных детей, 2011, В.
4.Галянт, И. Проблемы развития детской одаренности [Текст] / И. Галянт // Дошкольное
воспитание. - 2010. № 6.С. 48-55.
5.Гердт, Н. Интеграция искусства: путь становления художественной культуры и творческой
одаренности детей [Текст] / Н. Гердт // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. С. 42-46.
6.Гильбух, Ю.З. Внимание: одаренные дети [Текст] / Ю.З. Гильбух. - М, 1991. - 112 с.
7.Евтушенко, И. Детская одаренность и родители [Текст] / И. Евтушенко // Дошкольное
воспитание. - 2009. - № 7. С. 46-51.
8.Емельянова, И. Творческий потенциал дошкольника в аспекте актуализации детской
одаренности [Текст] / И. Емельянова // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. С. 27-31.
9.Крынцылова, И. Развиваем способности ребенка [Текст] / И. Крынцылова // Дошкольное
воспитание. - 2007. - № 5. С. 54-58.
10.Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические
рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2007
11.Пасечник Л. Одаренные дети в детском саду и семье: статья вторая [Текст] / Л. Пасечник
// Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. С. 14-21.
12.Пасечник, Л. Одаренный ребенок - особая ценность для общества [Текст] / Л. Пасечник //
Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. С. 13-20.
13 .Л.И.Пензулаева Физкультурные занятия с детьми 2 - 7 лет. Программа и методические
рекомендации. - М.: Мозаика - Синтез, 2009
14.Путляева, Л. О задатках и способностях [Текст] / Л. Путляева // Дошкольное воспитание. -
2006. - N 4. С. 43-45.
15.Трубайчук, Л. Одаренный ребенок дошкольного возраста как развивающийся феномен
[Текст] / Л. Трубайчук // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 9.С. 32-3
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ
Виды различий
Виды одарённости
По широте проявлений
общая одаренность (интеллектуальная,
творческая).
специальная одаренность.
По типу предпочитаемой деятельности
творческая;
академическая;
психомоторная;
коммуникативная.
По интенсивности проявлений
повышенная способность к обучению
(способные);
одаренные;
высокоодаренные (талантливые).
По темпу психического развития
снормальным темпом психического развития;
со значительным опережением возрастного
темпа развития.
По возрастным особенностям проявления
стабильная;
приходящая (возрастная).
Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой
деятельности
Академическая
одарённость
Мотивационно-
личностные
характеристики
Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление
интереса к новому.
Способности
к
обучению
Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов.
Творческая
одарённость
Художественная
одарённость
Проявление фантазии в творческих
художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с
возрастом (рисунки, поделки).
Вокальная
одарённость
Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух.
Литературная
одарённость
Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов.
Артистическая
одарённость
Умение «вжиться» в роль держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память.
Конструкторская
одарённость
Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации.
Психомоторная
одарённость
Спортивная
одарённость
Высокие спортивные показатели в соответствии с
возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость.
Хореографическая
одарённость
Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память.
Коммуникативная
одарённость
Социально-
Личностная
одарённость
Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить
конфликты.
Лидерская одарённость
Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении
цели, умение добиваться результата, и стремление
контролировать ситуацию.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Диагностика детей проводится в выбранном направлении (психомоторная, артистическая, вокальная, хореографическая, творческая одаренность) проводится по результатам заполнения экспертных листов воспитателями, специалистами и родителями, а также по результатам собственных наблюдений психолога.
Предварительное индивидуальное тестирование по психологическим
методикам производится психологом детского сада.
Методики для выявления компонентов одаренности в дошкольном возрасте.
Название методики
Предназначение методики
Возрастные
ограничения
Анкета Ф.Татла, Л.Беккера
Определение
способностей
С 4 лет
Анкета А. де Кафа -Г. Хаана
Определение
компонента одаренности
С дошкольного
возраста
Методика экспертных оценок по определению одаренных
детей А.А. Лосева
Определение сфер
проявления талантов
С 5 лет
Методика «Карта одаренности» А.И. Савенкова
Свойство личности
С 4 лет
Фигурный тест Е. Торренса
Творческий компонент
С 5 лет
Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко
Творческий компонент
С 3 лет
Рекомендуемые вопросы для наблюдений за детьми
среднего и старшего дошкольного возраста на занятиях по
изобразительной деятельности.
(автор Казакова Т. Г.)
Творческий компонент
С 4 лет
Портрет художественно-творческого развития детей
дошкольного возраста
(авторы Казакова Т.Г., Лыкова И. А.)
Творческий компонент
С 5 лет
Творческое задание «Дорисовывание кругов» (автор
Комарова Т. С.)
Творческий компонент
С 5 лет
Глубина интереса (автор Блащук Л.П.);
Творческий компонент
С 5 лет
Анализ процесса деятельности (автор Комарова Т.С)
Творческий компонент
С 5 лет
Методики диагностики универсальных творческих
способностей для детей
(авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев)
Творческий компонент
С 5 лет
Метрическая шкала для исследования моторной
одаренности у детей (авторы Л. А. Головей, Е. Ф.
Рыбалко)
Психомоторный
компонент
С 4 лет
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Индивидуальный «маршрут» психолого-педагогического сопровождения
одарённого ребёнка
Ф.И.О. (возраст) ребёнка_____________________________________________
Вид одарённости:_______________________________________________________________
Наименование учреждения: МКДОУ детский сад № 10 «Теремок» г.Омутнинска
1. Сведения о ребёнке
Ф.И.О. ребёнка: ________________________________________________________________
Дата рождения: ________________________________________________________________
Адрес проживания:______________________________________________________________
Краткая характеристика ребёнка________________________________________________
2. Социальная характеристика семьи.
Ф.И.О. матери:_____________________________________________
Ф.И.О. отца:_______________________________________________
Степень участия в воспитании:_____________________________
3. Цель сопровождения
4. Задачи:
5. Группа сопровождения
Педагоги:
6. Организация работы
Содержание работы
Форма
работы
Сроки
7. Взаимодействие с семьёй.
8. Дополнительное образование:
9. Срок реализации индивидуальной программы:
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
ПРИЛОЖЕНИЕ №6