У младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста - из-за ролей, а в более старшем возрасте - из-за правил игры. Поэтому взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Цель: ознакомление педагогов с особенностями протекания детских конфликтов, методами их профилактики и возможными способами их разрешения. Задачи: Познакомить педагогов с понятиями "конфликт", а также особенностями протекания детских конфликтов; ознакомить педагогов с некоторыми методами профилактики конфликтов в детских коллективах.
Конспект семинара-практикума для педагогов ДОУ по теме «Детские конфликты. Методы профилактики и способы разрешения»
Цель: ознакомление педагогов с особенностями протекания детских конфликтов, методами их профилактики и возможными способами их разрешения.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с понятием «конфликт», а также особенностями протекания детских конфликтов.
2. Ознакомить педагогов с некоторые методами профилактики конфликтов в детских коллективах.
3. Обучить педагогов некоторым приемам профилактики детских конфликтов.
Подготовка: презентация; распечатать карточки для игры «Тесная компания»; карандаши; распечатать памятки.
Ход.
1 слайд
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Проблема детских конфликтов всегда актуальна. Педагоги зачастую не знают, как правильно разрешить конфликт, решают проблему не конструктивно.
Чтобы внести некое оживление в работу, предлагаем вам игру, где можно будет обсудить некоторые причины возникновения конфликтов.
Пока объясняется игра, приготовить музыку для игры «Игра Конфета»
Надо останавливать на паузу музыку временами, пока не закончат разворачивать конфету.
Игра «Конфета»
Цель: внести оживление в работу группы, обсудить некоторые причины возникновения конфликтов.
Содержание: Для этой игры понадобится небольшого размера приз победителю (это может быть конфета, маленькая игрушка, сувенир и т. д.) Требование к призу одно: он не должен быть хрупким, так как в процессе игры существует вероятность того, что он упадет на пол. Тренер заранее упаковывает приз (заворачивает в бумагу, кладет в коробку, перевязывает ленточками, заклеивает скотчем и т. д.)
Перед началом игры группа садится в круг, стулья придвинуты максимально близко друг к другу. Тренер включает веселую музыку и передает большой сверток с призом одному из сидящих рядом с ним участников. Тот, получив сверток, тут же передает его по кругу следующему игроку, тот — следующему и т. д. Внезапно музыка прекращается, и участник со свертком в руках быстро начинает разворачивать приз. Он может это делать до тех пор, пока вновь не зазвучит музыка. С момента звучания музыки приз снова «путешествует» по кругу до следующей музыкальной паузы. Как только музыка замолкает, участник с призом в руках продолжает распаковывать его и при появлении звуков музыки передает по кругу дальше. Приз достается тому, кто сумеет окончательно развернуть его и взять в руки.
Обсуждение: После того как участники поделились своими впечатлениями об игре, тренер задает следующие вопросы: «Если бы нас с вами попросили снять фильм о конфликтных людях на примере данной игры, то где и в какие моменты мы могли бы разыграть конфликты? Из-за чего могли бы возникнуть конфликты? Кто мог бы стать их потенциальными участниками и почему? (Например, конфликт мог бы возникнуть в момент остановки музыки между участником, который разворачивает приз, и участниками, сидящими рядом. Можно было бы обвинить тренера в том, что он имеет предвзятое отношение к некоторым участникам и использовал это в моменты включения и выключения музыки и т. д.) Далее тренер предлагает участникам ответить вопросы: «Как можно было бы изменить инструкции к игре, чтобы снизить вероятность появления конфликтов?» (Сделать инструкцию более четкой, ввести некоторые ограничения и т. д.) В каком случае 6ыло бы интереснее играть: в первом (как мы играли) или во втором (смоделированном варианте?
2 слайд
Ведущий: Сегодня мы встретились чтобы вспомнить что такое детские конфликты, какие есть способы разрешения конфликтных ситуаций и методы профилактики детских конфликтов».
1 часть – «Особенности детских конфликтов»
2 часть – «Способы разрешения детских конфликтов»
3 часть – «Методы профилактики детских конфликтов»
Итак, начинаем. «Особенности детских конфликтов».
3 слайд
Каждый человек своеобразен. И даже когда ему всего три года, у него формируются собственные представления об окружающем мире. И вот, такие разные, каждый со своими детскими амбициями, они собираются вместе. В любом коллективе конфликты неизбежны, детское сообщество не является исключением.
(Надпись на слайде) Конфликт (от лат. conflictus - ссора, столкновение, спор) определяется как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, столкновение противоположно направленных и не совместимых друг с другом тенденций в сознании индивидов, в межличностных или межгрупповых взаимодействиях, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.
Как Вы думаете, по каким причинам происходят конфликты в детском коллективе?
Вопрос-ответы педагогов.
4 слайд
У младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста – из-за ролей, а в более старшем возрасте – из-за правил игры.
Конфликтные ситуации у детей будут возникать в любом случае. Обычно они разрешаются сами собой. Небольшие ссоры и стычки можно расценивать как первые жизненные уроки. Поэтому взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.
5 слайд
Существует даже своеобразная типология конфликтных детей чаще всего провоцирующих конфликтные ситуации в группе, давайте попробуем вместе в этом разобраться. Обратите внимание на стул. У некоторых из вас прикреплен смайлик. Найдите его. Есть конфликтные дети, которых называют «Агрессивисты», чей смайлик подойдет к данному определению?
Нажать один раз на этот же 5 слайд, выйдет название Агрессивисты и мордочка смайла.
Вам вопрос: как узнать таких детей в детском коллективе?
«
Агрессивисты
» – задирают других и раздражаются сами, если их не слушают, не воспринимают. Этим и вызывают к себе неприятие.
Есть дети «Жалобщики». Кто
догадался к кому будет
вопрос.
Нажать один раз на этот же 5 слайд, выйдет название Жалобщики и мордочка смайла.
По каким признакам можно определить жалобщика? Часто на что-нибудь жалуются, тем самым могут спровоцировать между собой других ребят.
Переходим к «Всезнайкам» у кого
смайл
подходит?
Нажать один раз на этот же 5 слайд, выйдет название Всезнайки и мордочка смайла.
Чем выделяются в коллективе такие дети? Считают себя умнее других, высокомерны, снисходительны.
4. Тип детей «Скрытые», легко найти в коллективе таких детей?
Нажать один раз на этот же 5 слайд, выйдет название Скрытые и мордочка смайла.
А какие они? Затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика, мстительны. Таким поведением они создают барьеры в общении.
5. И последний наш смайл. Это «Невинные лгуны».
Нажать один раз на этот же 5 слайд, выйдет название Невинные лгуны и мордочка смайла.
В чем их особенность? Вводят других в заблуждение ложью и обманом.
6 слайд
Конфликтные дети умеют хорошо воздействовать на других участников игрового конфликта. На тактики манипуляции подробно останавливаться не будем, думаем, что любому педагогу она и так известна из практики.
1. «Физическое воздействие» – такие действия, когда дети, особенно младшие, толкают друг друга, дерутся, а также отнимают игрушки, разбрасывают их, занимают чужое место в игре и т.д.
2. «Опосредствованное воздействие» – в этом случае ребенок воздействует на соперника через других людей. Сюда отнесены жалобы на сверстника воспитателю, плач, крик с целью привлечь внимание взрослого, а также воздействие с помощью других детей, вовлекаемых в конфликт для подтверждения своих притязаний.
3. «Вербальное подавление» – в данном случае средством воздействия является уже речь, но это главным образом различные указания сопернику, что он должен делать или чего он делать не должен. Это высказывания типа «Отдай», «Уходи», своеобразная маркировка собственных действий – «Я буду врачом», отказ выполнять требуемое партнером действие, а также вопросы, требующие конкретного ответа, например, «Куда ты дел машину?». В последнем случае сверстник также должен выполнить определенное действие, но уже не предметное, а речевое.
4. «Угрозы и санкции» – сюда отнесены такие высказывания, в которых дети предупреждают соперников о возможных негативных последствиях их действий, - например, «А я расскажу»; угрозы разрушения игры – «Я с вами не буду играть»; угрозы разрыва отношений в целом – «Я с тобой больше не дружу», а также различные междометия и слова, произносимые с угрожающей интонацией: «Ну!», «Ах, так!», «Понял?» и т.п.
Но самое главное, конечно же, о чем хочется сказать – это то, что конфликты в детском коллективе лучше предупредить, чем разрешить.
Но если они уже случились, то есть два основных способа разрешения конфликтных ситуаций: конструктивный и деструктивный.
7 слайд
Конструктивные выходы из конфликта предполагают продвижение в ситуации и ее разрешение. Например, «Предложу другую игру», «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть, и мы договоримся». Сторонники конструктивного подхода более коммуникабельны, они пытаются сообща найти выход из ситуации и снять напряжение путем принятия консенсуса. Таким способам разрешения конфликтов и надо учить детей.
Деструктивные способы предполагают либо уход от ситуации, например, «Уйду и не буду с ними играть», «Сам буду играть один», либо агрессивное ее разрешение. Например, «Всех побью и заставлю играть», либо привлечение внешних средств, для разрешения конфликта («Позову воспитателя, она всех заставит играть»). Применение агрессивных, насильственных методов разрешения конфликтов говорит, как правило, о затруднениях в общении, непонимании и непринятии другой точки зрения, а силовое воздействие может указывать на нарушения в эмоционально-личностной сфере ребенка.
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Плюсы и минусы конфликта». Рассмотрим конструктивные стороны конфликта, т.е. «+» и деструктивные, значит «-»
Игра 2. «Плюсы и минусы конфликта» - 10 мин.
Участники делятся на две группы. Первой команде нужно будет выбрать конструктивные стороны конфликта, второй команде, соответственно, – описать негативные последствия конфликтов.
Рефлексия: сложно было выполнять упражнение? Если бы вы сами писали + и- конфликта, что было бы легче написать «+» или «-»?
Конфликт снимает возникшее напряжение
Конфликт - трата нервов, разрыв отношений
Конфликт позволяет вскрыть имеющиеся проблемы, понять позиции сторон.
Конфликт при правильном разрешении способствует сплочению коллектива.
Конфликт дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции.
Конфликт способствует снижению дисциплины, ухудшению социально – психологического климата в коллективе.
Отрицательные эмоции, переживания в ходе конфликта могут привести к различным заболеваниям
Конфликт – потеря времени
Конфликт – насилие как над собой, так и над окружающими.
В конфликте возникает представление о победителях и побежденных как о врагах.
Конфликт дает возможность узнать лидера.
Резюме, на конфликт, как, наверное, и на любое явление действительности можно посмотреть с разных точек зрения и найти свои плюсы и минусы.
Каждый видит конфликт по-своему, а вот кто как видит мы сейчас посмотрим.
Игра: «Тесная компания» Цель: сплочение участников, танцевальная терапия. Все участники вытягивают цветные карточки, на которых изображена разные предметы и объединяются в команды по обобщающим понятиям (игрушки, одежда. транспорт, посуда). Когда команды созданы, их задача – выразить конфликт в танце (исполнить танец), каждой команде под свою музыку.
Нажать один раз на 7 слайд будет музыка Лезгинка, потом еще на этот же слайд - после Цыганочка и т.д. Последняя музыка современная.
игрушки – лезгинка, одежда – цыганочка, фрукты – ламбада, транспорт – современный танец.
Резюме, это упражнение можно использовать и с детьми, для снятия агрессии и сплочения коллектива. Чей конфликт был самый веселый?
Но чтобы не было конфликтов. Есть некоторые основные методы профилактики этих детских конфликтов.
8 слайд
1 метод. Детская коллективная деятельность выступает основным методом профилактики конфликтов дошкольников. С этой целью можно использовать следующие виды деятельности, обратите на слайд. Участвуя в совместной деятельности, дошкольник учится уступать желаниям сверстников, аргументированно убеждать их в своей правоте, прилаживать усилия к достижению общего результата. В этом случае профилактика конфликтов происходит в процессе развития навыков общения детей со сверстниками.
Мы с Вами можем прямо сейчас, на себе, попробовать упражнение по развитию навыков общения детей друг с другом.
Нажать на слайд еще раз, когда начнется игра. Игра проходит под музыку.
Упражнение «Сороконожка» под музыку
Цель: демонстрация модели поведения в конфликтной ситуации.
Время: 10-15 минут.
Ход упражнения:
Участники встают в круг, взявшись за руки. Каждый выбирает в комнате то место, куда ему хотелось бы попасть, но не произносит это вслух. В течение трех минут участники должны побывать в том месте, которое выбрали. Задание выполняется молча, участники не разъединяют рук.
На следующем этапе упражнения участникам разрешается разговаривать. Задание тоже.
Обсуждение:
1. Какие чувства вы испытывали, когда выполняли упражнения молча?
2. Что хотелось сделать?
3. Удалось ли вам достигнуть поставленной перед вами задачи, когда вам было разрешено разговаривать между собой?
Резюме, бесспорно, что дети, которые умеют общаться конфликтуют реже.
9 слайд
2 метод. Личный пример педагога, его девочки никто не отменял, сами не конфликтуем и учим детей разрешать конфликты.
Можно выделить 4 принципа, в соответствии с которыми педагог может повлиять на воспитанников личным примером:
1. Уважение и принятие ребенка в любой ситуации.
2. Всем детям дошкольного возраста необходим внешний контроль за поведением.
3. Воспитательные приемы более эффективны, когда действие их постоянно, а не временно.
4. Обучая бесконфликтному общению чаще используйте поощрение.
А сейчас, предлагаем Вам немного попрактиковаться в разрешении некоторых конфликтных ситуаций, возможных в Вашей педагогической практике. В которых, на наш взгляд, и реализуется принцип личного примера педагога. Ведь от того, как поступит педагог в сложной ситуации будет зависеть его авторитет в глазах воспитанников.
Проблемная ситуация для педагогов
Дошкольники приходят с игрушками в группу детского сада, между ними часто возникают конфликты. Ребенок остро реагирует, когда сверстник берет его игрушку без разрешения: может заплакать, потребовать вернуть, разозлиться и даже ударить того, кто взял дорогую ему вещь. То есть он любым способом отстаивает свое личное имущество,
право
распоряжаться которым имеет только он. Предложите решение данного конфликта.
Рекомендации педагогу
Обсудить со всеми детьми правила пользования чужими игрушками в группе детского сада: — «Хочешь поиграть — попроси», обращаться с просьбой; — «Давай договоримся» — можно играть в совместную игру, играть по очереди в течение обозначенного времени (например, пока течет песок в песочных часах либо педагог берет на себя обязанность отслеживать время); — «Если я не хочу играть в свою игрушку, я могу ее положить в «волшебный короб» «Если игрушку мне не дали, я погрущу и найду себе другое занятие», умение пережить отказ (если хозяин игрушки месте в группе, обращая на них внимание ребенка в каждом случае. Не разрешил поиграть). Педагогу важно помнить, что необходимо некоторое время, чтобы эти договоренности стали для детей внутренними установками. Также не менее важно, чтобы воспитатель в возникающих ситуациях напоминал детям об этих правилах, обязательно поддерживал ребенка, например, в случае переживания отказа или в ситуации, когда получилось выполнить правило, хотя это было и непросто. Правил не должно быть много. Их можно нарисовать и разместить на видном проиграть различные конфликтные ситуации в ролевой форме, игре-драматизации и т.д.
Разместить в группе «волшебный» короб — хранитель домашних игрушек, придумать про него сказку. Таким образом педагог, применяя данные стратегии, знакомит детей с различными способами разрешения конфликта, помогает отстаивать свои границы и обучает, что нельзя брать без разрешения.
Сказка про волшебный сундучок
Давным-давно в далеком королевстве жили красивые куклы, машинки, собачка, мишки и даже заяц. Хорошо жилось им в сказочном королевстве. Они играли, гуляли, пели песни, танцевали. Но однажды на королевство налетел злой ураган. Испугались жители королевства: заплакали куклы, растерялись мишки, забеспокоились собачки и машинки, задрожал от страха заяц. Никто не знал, где укрыться и что делать, чтобы злой ураган их не унес. А ветер только набирал силу и приближался к ним. Собрались игрушки все вместе, взялись крепко за руки и стали думать, как спастись. И тут заяц вспомнил: «В сказочном лесу живет добрая Фея и только она может нам помочь в беде. Давайте ее позовем». Игрушки стали громко звать Фею. А ураган уже рядом и вот-вот схватит их, чтобы унести. Вдруг где-то рядом зазвенели колокольчики и появилась Фея: — «Я помогу вам — подарю волшебный сундучок. Он укроет вас от злого ветра, спасет от непогоды, здесь каждый найдет отдых и спокойно подождет своего друга». Фея взмахнула рукой, и появился волшебный сундучок. Игрушки обрадовались, поблагодарили Фею, спрятались в сундучке. В нем им было уютно и совсем не страшно. Ветер покружил-покружил и улетел ни с чем. А сундук, радуя жителей сказочного королевства, стоит там до сих пор.
Рассказав сказку, педагог вводит такое правило: Теперь и у нас в группе будет такой «Сундучок-хранитель — это дом, в котором будут жить домашние (принесенные из дома) игрушки. У каждой игрушки есть только один хозяин, и только он распоряжается своей игрушкой: только хозяин может достать игрушку из сундучка или положить ее туда. Если кто-то захочет взять чужую игрушку, он должен спросить разрешения у хозяина».
Резюме, вводя новый ритуал в группу, надо не забывать его поддерживать и напоминать каждый день правило.
3 метод. В дошкольной практике очень широко используется метод убеждения. Убеждение может реализовываться через такие известные в педагогике приемы, как рассказ, беседа, положительный пример и т.д.
10 слайд
Для доверительных бесед с детьми в группе можно оборудовать такие уголки и пособия как: «Скамья-примирения», «Коврик мира»; «Подушка дружбы»; «Шкатулка мирилок»; «Муфта мирилка», «Стул доброты»; «Коробка друзей».
Работа в командах. Решить конфликт используя метод убеждения.
1 команда
На занятии дети средней группы лепили лошадку. У Кирилла получилась красивая, стройная лошадка. У Валеры работа не удалась. Кирилл стал смеяться над поделкой Валеры, обзывать ее «кривоногой, хромой». Валера заплакал. Предложите свой вариант решения конфликта методом убеждения.
Педагог сказала: «Кирилл, а ты помнишь, у тебя на прошлом занятии тоже не получилось вылепить щенка. Ведь никто не смеялся над тобой. Наоборот, к тебе подошел Павлик и помог справиться с заданием. Я бы на твоем месте так и поступила».
2 команда
Игра «Попроси игрушку»
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Ход игры. I группа делится на пары, один из участников пары (с голубым опознавательным знаком (цветок)) берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т.д. Другой (№2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику №1. «Ты держишь в руках игрушку, которая очень тебе нужна, но она нужна твоему приятелю. Он будет у тебя её просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать её только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать».
Инструкция участнику №2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе её отдали».
Резюме, кому игрушку отдали легко? Что вы для этого делали? Кто не смог добиться, чтобы вам отдали игрушку? Если проигрывать эту игру с детьми, с которыми трудностями можно столкнуться?
11 слайд
Выход из конфликта или способы разрешение конфликта может быть разным.
В разрешении детских конфликтов педагог обеспечивает нахождение «общего языка», который является результатом достижения понимания.
12 слайд
Вот некоторые способы. Обратите внимание на слайд.
Работая в детском саду каждый из вас наверняка видел массу конфликтов между детьми. Сейчас мы предлагаем это вспомнить.
Упражнение «Игра с кубиком»
Надо разделиться на две команды. Представитель каждой команды подойдите сюда. Вы кидаете кубик и показываете своей команде, картинку, которая вам выпала. Вам надо придумать конфликт, который разрешался таким способом.
На столе у вас есть расшифровка способов разрешения конфликтов.
Вывод: Нужно, чтобы детям было понятно, чего они хотят друг от друга, и что у других детей тоже есть свои интересы. Помочь – это значит дать возможность ребенку самому решить свои проблемы.
13 слайд
Итог. Итогом нашей встрече мы предлагаем вам посмотреть мультфильм, который называется «Мост». Этот мультфильм можно использовать в работе с детьми.
Резюме, во всем нужно искать компромисс и этому необходимо учить наших детей.